Развитие специальной военной операции России на Украине находится на той стадии, когда продвижение российских войск достигло уже Николаевской области, и следующим этапом может стать выход ВС РФ на границу Украины с Приднестровьем и Республикой Молдова. Когда это произойдет, это будет означать, во-первых, отсечение большей части Одесской области, в том числе и юга Бессарабии и самой Одессы, от всяческого сообщения с Киевом и остальной частью Украины, а во-вторых, потерю для Украины выхода не только к Азовскому, но и к Черному морю.
Одесскую область можно по праву назвать самой спокойной из всех южных областей Украины на сегодняшний день - ракетные и артиллерийские обстрелы здесь не так интенсивны, удары наносятся исключительно по военным объектам и частям ВСУ. При этом, в отличие, например, от других регионов Украины, нефтебазы и склады ГСМ Одесской области пока не являются целями для российской армии. При этом в Одессе идет активная подготовка к сопротивлению под руководством специально назначенного нового главы областной военной администрации Максима Марченко. Это назначение, произведенное Владимиром Зеленским, весьма символично – Марченко является бывшим командиром националистического батальона «Айдар»* и опытным военным, участвовавшим в войне 2014 года в Донбассе. Части ВСУ и тероборона Одесской области готовятся к высадке российского десанта и минируют пляжи. Это уже привело к трагическому случаю, когда машина с гражданскими лицами, заехавшая на пляж, подорвалась на установленной мине.
Также ВСУ заминировали два моста: один через реку Днестр в районе села Маяки и второй – железнодорожно-автомобильный раздвижной мост в пгт. Затока, в месте соединения Днестровского лимана с Черным морем. Это сделано на случай продвижения группировки российских войск или высадки морского десанта на побережье Затоки, в этом случае ВСУ получили приказ подорвать автомобильное и железнодорожное сообщение с Одессой. При этом администрация Одесской области не может не понимать, что удержать Одессу силами ВСУ и теробороны не получится.
Если в прибрежной зоне ВСУ ограничиваются только минированием мостов, то на границе с Приднестровьем предпринимаются более радикальные действия. Еще в начале марта рядом с приднестровским участком молдавско-украинской границы произошёл подрыв железнодорожного моста. Об этом сообщили приднестровские СМИ, отметив, что это случилось вблизи пгт Первомайск и села Павловка на железнодорожном мосту через реку Кучурган. В этом месте проходит граница между Приднестровьем и Украиной. В результате первого взрыва была повреждена опора моста. Затем произошел второй взрыв на железнодорожном мосту через реку Кучурган. Мост провис и стал непригоден к дальнейшей эксплуатации. Таким образом, железнодорожное сообщение между Кишиневом и Одессой прервано.
Объяснить смысл подобной акции сложно. Да, в Приднестровье дислоцирован контингент российских миротворцев, а также Отдельная группа войск, занимающаяся охраной складов с боеприпасами в Колбасне, однако их общая численность не превышает 1,5 тысячи человек. Украине они угрожать не могут уже в силу малочисленности. И это понимают даже в Киеве. Так, советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович в интервью молдавскому порталу Nord-News заявил, что считает очень низкой вероятность того, что находящиеся на территории Приднестровья российские военные подразделения примут участие в военной операции на Украине, и добавил, что, даже если эти войска задействуют, они не окажут реальной поддержки основным силам России. При этом Арестович уточнил, что Кучурганский мост взорвали не из-за того, что в Приднестровье имеются запасы топлива, которые могут быть использованы российской армией. По его словам, вероятнее всего, мост был взорван именно для того, чтобы все-таки не допустить передвижения по нему российских войск.
Очевидно, что выход российских войск на границу с Молдовой окажет серьезное влияние на внутриполитические процессы в этой стране. В первую очередь это связано с тем, что произойдет разблокирование российского миротворческого контингента в Приднестровье, а сама непризнанная республика получит «коридор» в Россию. Фактически зажатое ранее между недружественными Молдовой и Украиной Приднестровье окажется в ситуации ДНР и ЛНР и будет иметь возможность получать прямую и непосредственную поддержку. В этой ситуации, ссылаясь на ранее проведенные в Приднестровье референдумы, может быть снова поднят вопрос о международном признании Приднестровской Молдавской республики, как это произошло с ДНР и ЛНР.
Как в действительности будут развиваться события, пока не очень понятно. Учитывая неоднократные заявления Российской Федерации о признании целостности Республики Молдова и Приднестровья как ее неотъемлемой части, можно скорее говорить о том, что ПМР может приобрести очень серьезные аргументы для получения особого статуса в составе Молдовы. Подобный статус был обозначен еще в знаменитом документе под названием «Меморандум Козака», подписание которого было сорвано молдавской стороной в 2003 году. Правда, с той поры много воды утекло, и ситуация поменялась кардинально.
За приближением российской армии к Молдове внимательно наблюдают и за Прутом – в Румынии. Развитие событий в регионе прокомментировал в интервью Свободной Европе румынский министр обороны Василие Дынку. Министр отметил, что Бухарест не отправит войска и вооружение на защиту Молдовы в случае пересечения российскими войсками молдавско-украинской границы, и в целом на такую ситуацию «было бы тяжело смотреть, и очевидно, что это была бы трудная ситуация и для Румынии, но мы надеемся, что мы не дойдем до такого». Также глава военного ведомства отметил, что в плане возможных изменений в регионе «при риске распада Украины появление российской-румынской границы было бы для Румынии непростой ситуацией, которая означала бы некоторые сложности и определенные уязвимые места».
Нынешняя молдавская власть в лице главы государства Майи Санду и партии PAS проявила значительную долю благоразумия, не присоединившись к санкциям против России. Однако это вовсе не означает, что в руководстве РМ присутствует дружественное отношение к Москве. Несмотря на декларируемый нейтралитет, молдавское руководство занимает четкую проукраинскую позицию. В стране, используя введенный режим ЧП, отключили ретрансляцию российских информационных и аналитических программ, а те СМИ, которые допускаются в эфир, занимают откровенно антироссийскую позицию и освещают военную операцию на Украине в откровенно русофобском контексте. При этом, несмотря на режим ЧП, власти не обращают внимания на проведение митингов в поддержку Украины и протестных мероприятий возле посольства Российской Федерации в Кишиневе.
Отдельно стоит упомянуть и подачу заявки на членство в Евросоюзе, которая была сделана 7 марта этого года. При этом Майя Санду высказала убеждение, что Молдова вступит в ЕС вместе с Приднестровьем. Фактически единственной силой, выступающей за сохранение реального нейтралитета Молдовы, выступает парламентская оппозиция в лице Блока коммунистов и социалистов.
Почетный председатель Партии социалистов, экс-президент Игорь Додон так сформулировал политический курс, который должна проводить Молдова: «Молдавские власти должны быть очень внимательными в своих заявлениях и поступках. В последние дни мы видели противоречивые высказывания и решения. Сидим на пороховой бочке, а кто-то играет с зажигалкой. Не нужно сейчас ни перед кем "красоваться". Мы должны думать не о том, как на нас посмотрит дядя Сэм, Байден, американец или француз, а о том, как нашему народу выжить в этой ситуации».
Судя по развитию событий, основные боевые действия в ближайшее время будут проходить не в Одесской области, а в других частях Украины. Однако напряженность будет сохраняться и здесь, так что в этой ситуации необходимо и далее обеспечивать максимально возможный нейтралитет Молдовы и избегать любых инцидентов, которые могут нарушить существующую мирную ситуацию на берегах Днестра.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram