Западная пресса пишет о присоединении Финляндии и Швеции к Североатлантическому альянсу как о деле практически решенном. Нет сомнения, что этот шаг повысит степень напряжения в мире, и без того крайне высокую. Но решение в Хельсинки и Стокгольме, похоже, принято и с этим необходимо считаться.
«Мы не можем предпринимать поспешных шагов»
Ещё относительно недавно нейтралитет, демонстративное неучастие в военных блоках было основой политической самоидентификации Финляндии. Это проистекало из доктрины, установленной финскими президентами Юхо Кусти Паасикиви и Урхо Кекконеном, которые ещё со времен холодной войны позиционировали Финляндию как нейтральную страну. При этом финны сохраняли хорошие отношения с СССР, что было закреплено в договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанном в 1948-м двумя странами. Однако в последние годы, когда Советского Союза давно уже нет, ситуация стала ощутимо меняться: многие местные политики начали толкать Суоми к вступлению в НАТО.
После начала спецоперации России на Украине отношение финнов как к РФ, так и к русским очень ухудшилось. Проживающие в стране русскоязычные стали жаловаться на то, что на них обрушился шквал оскорблений. 24 марта премьер-министр Санна Марин заявила на заседании парламента: «Финляндия готова подать заявку на вступление в НАТО, если остро встанет вопрос о национальной безопасности». А в конце февраля по заказу финской общественной телерадиовещательной корпорации Yle был проведён опрос на эту тему. В его ходе за присоединение к Североатлантическому альянсу высказались 53% респондентов, против – 28%. Ещё 19% не смогли определиться с ответом. Как отметила телекомпания, с 2017 года, когда был устроен предыдущий аналогичный опрос, поддержка присоединения к НАТО выросла у финнов на 34%.
Новый опрос на эту тему был проведён Yle в середине марта. Он показал, что число сторонников вступления в НАТО выросло до 62%. 74% участников опроса отметили, что поддержали бы присоединение к альянсу, если бы власти Финляндии однозначно за это высказались. А президент страны Саули Ниинистё, находясь в Вашингтоне, в интервью телеканалу Fox News 4 марта известил: «Ситуация у нас поменялась – как в Финляндии, так и в Швеции. Впервые большинство людей, судя по опросам, выступают за вступление в НАТО. Так что мы открыты к обсуждению этой темы с парламентом. Мы стараемся определить все последствия, риски и преимущества, сделать это эффективно и как можно скорее. Я понимаю, что НАТО держит свои двери открытыми. В Финляндии у нас идёт очень и очень оживленная и важная дискуссия…»
Мнения финских политических партий по данному вопросу известны. В частности, министр образования страны Ли Андерссон (председатель партии «Левый альянс») заявила, что вопрос вступления в НАТО не должен решаться второпях. Впрочем, добавила она, её партия не исключает членства Финляндии в НАТО. «Это, безусловно, будет серьёзным вопросом на следующих парламентских выборах. Как лица, принимающие решения, мы не можем предпринимать поспешных шагов…» – подчеркнула Андерссон. В свою очередь, глава парламентской фракции оппозиционной партии «Национальная коалиция» Кай Мюккянен заявил, что «безопасность Финляндии требует новых решений», добавив, что страна должна ускорить закупку военной техники и вооружений. Его партия – однозначно за вступление в НАТО. А член Еврокомиссии, бывший председатель Социал-демократической партии Финляндии Ютта Урпилайнен 22 марта сказала, что считает присоединение страны к альянсу «вероятным».
Финская Шведская народная партия, представляющая самое влиятельное в стране нацменьшинство, тоже поддержала идею вступления в НАТО. Её глава, она же руководитель финского Минюста Анна-Майя Хенрикссон заявила, что необходимо принять решение, которое наилучшим образом обеспечивает безопасность страны. А председатель консервативной партии «Истинные финны», депутат парламента Риикка Пурра сказала, что решение о членстве в НАТО должно быть взвешенным, несмотря на продолжающийся кризис. Прежний же глава «Истинных финнов» Юсси Халла-ахо, ныне возглавляющий парламентский комитет по иностранным делам, высказался куда однозначнее. Он разместил в Twitter призыв к НАТО, ООН и Еврокомиссии выступить на стороне киевского режима, «пока у нас не появился новый Грозный и Алеппо в центре Европы».
«Это единственный разумный вариант»
Обращаясь к теме нынешнего курса Стокгольма, нельзя не вспомнить бывшего главу шведского правительства, а позже министра иностранных дел Карла Бильдта, при котором это государство стало одним из центров скрытого противостояния с Россией. С подачи Бильдта Швеция начала оказывать активную поддержку российской несистемной оппозиции в России и Белоруссии, помогая ей деньгами. Особенно активная работа велась по отрыву Минска от Москвы: согласно оказавшимся в распоряжении прессы данным, Швеция одно время выделяла белорусским «оппам» до 120 млн крон в год. Эти деньги шли на обучение «революционного элемента», так «ярко» проявившего себя в Белоруссии в 2020 году.
Когда весной 2014 года на Украине ещё сохранялась некоторая возможность договориться без пролития крови, Бильдт резко выступил против переговоров Киева с представителями ЛНР и ДНР. А позже, уже оставив пост министра, он обрушился с жесткой критикой на Брюссель, который, дескать, в 2013 году не прислушался к советам Бильдта и его польского коллеги Радослава Сикорского о том, что с Россией нужно действовать максимально жёстко. К слову, Бильдта с Сикорским называли в числе главных «архитекторов» восточной политики Евросоюза. Карл Бильдт считает западное сообщество и РФ «стратегическими противниками» и допускает возможность вооруженного конфликта между ними.
Его преемники в целом сохранили этот настрой, но о вступлении Швеции в НАТО до поры речи не шло. В октябре прошлого года по инициативе депутата Ларса Пюсса группа шведских парламентариев внесла на рассмотрение риксдага предложение о присоединении к альянсу. «Из имеющихся опций вступление в западную оборонительную организацию НАТО – это единственный разумный вариант, учитывая, что происходящее вокруг нас весьма беспокоит», – объявили депутаты. Двумя месяцами позже замглавы Минобороны США Дов Закхейм заявил: «В 1994 году Швеция и Финляндия начали терять свой внеблоковый статус. Пока Россия была спокойна, это мало что значило, поскольку, казалось, не было никакой угрозы ни для Европы, ни для её северных партнеров. Все поменялось за последние полтора десятка лет… Вариант вступления шведов в блок вместе с финнами, чтобы противостоять любой российской агрессии в Балтийском регионе, как никогда жизнеспособен».
Тем не менее до определённого момента в Стокгольме не поддавались подобным «набросам». Ещё в январе глава шведского МИД Анна Линде говорила, что правительство не намерено подавать заявку на вступление в альянс. «Линия политики безопасности неизменна. Наш нейтралитет служит нам на благо и способствует стабильности и безопасности в Северной Европе. Мы сочетаем это с оборонной политикой, которая держится на двух столпах: укреплении национального потенциала и расширении международного сотрудничества в области обороны», – заявила глава шведского внешнеполитического ведомства.
Линде уточнила, что на сегодняшний день у Швеции и без того заключено около двадцати соглашений о сотрудничестве в военной сфере, в том числе с северными и балтийскими соседями. «Нельзя исключать вооруженного нападения на Швецию. Поэтому мы должны иметь возможность оказывать и получать поддержку – как гражданскую, так и военную», – добавила министр. Надо сказать, что в Швеции тема «российской угрозы» все эти годы нагнеталась в режиме, если воспользоваться термином из мира музыки, крещендо, а в последние полтора месяцы крики об «агрессии Москвы» перешли уже практически в ультразвук. И результат этого нагнетания налицо.
По данным опросов, о которых ранее сообщил телеканал SVT, 25 февраля вступление страны в Североатлантический альянс поддерживал 41% шведов. 10 апреля телеканал представил данные нового опроса – уже мартовского! – по итогам которого выяснилось, что в Швеции за вступление в НАТО выступает теперь почти каждый второй житель – 49%. Ещё 27% высказались против, а 24% пока не определились с позицией по данному вопросу. «Поддержка общественного мнения по поводу вступления в НАТО усиливается с рекордной скоростью», – заявил в эфире SVT гендиректор социологической службы Novus Торбьёрн Шёстрём.
Предупреждение Дмитрия Медведева
13 апреля финский премьер Санна Марин, находившаяся на тот момент с визитом в Стокгольме, объявила, что решение о НАТО в Хельсинки примут в течение нескольких недель. Однако, как пишет издание Times, соответствующее решение власти Финляндии и Швеции в целом уже приняли. Две страны могут официально присоединиться к альянсу уже этим летом – осталось лишь урегулировать ряд формальностей. Шведские газеты Aftonbladet и Svenska Dagbladet уточняют, что уже 24 мая вступление в альянс может поддержать руководство правящей в стране Социал-демократической рабочей партии, а в конце июня Стокгольм намерен подать соответствующую заявку.
В свою очередь, правительство Финляндии одобрило и передало на рассмотрение в парламент специальный доклад о международной обстановке в сфере безопасности. В нем есть главка «Оценка последствий возможного членства Финляндии в НАТО». Там указывается, что, по мнению авторов документа, рисков от такого членства для Финляндии практически нет, наоборот, «в долгосрочной перспективе стабильность в регионе Балтийского моря только возрастет». В случае вступления в альянс, как отмечается в тексте, военные расходы Финляндии вырастут всего на 1-1,5%. При этом Хельсинки сохранит за собой право решать, направлять ли своих военнослужащих для участия в зарубежных миссиях альянса. Также утверждается, будто за финнами останется право отказаться от размещения сил и вооружений альянса на своей территории.
Со своей стороны, зампредседателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев написал в телеграм-канале, что вступление Швеции и Финляндии в НАТО увеличит число потенциальных противников РФ. «И как мы должны на это реагировать? Ответ понятен: без эмоций, с холодной головой. Сколько стран в НАТО – тридцать или тридцать две, для нас в целом не так уж важно. Двумя меньше, двумя больше – при их значимости и населении большой разницы нет. Другое дело, что, если Швеция и Финляндия войдут в НАТО, протяжённость сухопутных границ альянса с РФ вырастет более чем вдвое. Естественно, эти границы придётся укреплять. Серьёзно усилить группировку сухопутных сил и ПВО, развернуть существенные военно-морские силы в акватории Финского залива. В таком случае ни о каком безъядерном статусе Балтики речь идти уже не сможет – баланс должен быть восстановлен. До сегодняшнего дня Россия на такие меры не шла и идти не собиралась. Если нас вынудят – что ж: "заметьте – не мы это предложили", как говорил герой известного старого фильма», – подчеркнул Д. Медведев.
Он добавил, что у России нет со Швецией и Финляндией никаких территориальных споров и Москва никак не желает роста напряженности. «Никто из здравомыслящих людей не хочет повышения цен и налогов, усиления напряжённости вдоль границ, "Искандеров", гиперзвука и кораблей с ядерным оружием буквально на расстоянии вытянутой руки от собственного дома. Будем надеяться, что разум наших северных соседей всё-таки победит. Но если нет – то, как говорится, "он сам пришёл"», – предупреждает зампредседателя Совбеза РФ.
Прислушаются ли к нему в Скандинавии?
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram