В 2022 году основанный полтора столетия назад в Иссык-Кульской котловине киргизский город Каракол (в разные годы носил название Пржевальск) официально объявлен культурной столицей Содружества Независимых Государств. Это знаменательное для Киргизстана событие, реализуемое в рамках межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества», призвано, основываясь на прочных исторически сложившихся культурных связях, раскрыть потенциал одного из самых интернациональных городов постсоветского пространства, привлекая внимание к его богатому наследию и истории, тесно переплетенной с историей государства Российского и судьбами лучших его сынов.
С утверждением в середине XIX столетия российского господства в северной части современного Киргизстана и добровольным принятием в 1865 году кочевавшими в Иссык-Кульской котловине киргизами российского подданства возникла острая необходимость возведения в прибрежной части «опорного пункта правого фланга всей восточной оборонительной линии Семиречья», а также внесения «светоча русской культуры в дебри Тянь-Шаня». Эта миссия была возложена на выпускника Николаевской академии Генерального штаба барона Александра Васильевича Каульбарса, в 1868 году причисленного в качестве военного топографа к Генеральному штабу Туркестанского военного округа. К этому времени молодой офицер уже успел отличиться в подавлении Польского восстания, в ранние годы зарекомендовав себя достойным потомком двух славных родов – Дризенов и Каульбарсов.
Прибыв в том же году из Петербурга в Ташкент, Каульбарс получает из рук туркестанского генерал-губернатора К.П. фон Кауфмана письменную инструкцию, предписывающую ему после тщательной рекогносцировки и сбора всех необходимых сведений избрать удобное место для перенесения на него ранее отбитого у кокандцев укрепления Аксу, произвести на избранной для нового города местности подробную съемку, подготовить план города и выбрать место для постройки оборонительной казармы с таким расчетом, чтобы «новый город находился в сфере ее обороны». Попутно, «для пользы Отечества», молодому штабс-капитану поручалось раскрыть тайну гигантского высокогорного треугольника, ограниченного Ферганским хребтом, Терскей Ала-Тоо и Кокшал-Тоо, приблизиться к Меридиональному хребту, определить высоты пунктов маршрута, произвести съемку путей сообщения с Кашгаром и Кульджой и дать географическое описание пройденных местностей.
9 июня 1869 года военно-научная экспедиция в составе штабс-капитана А.В. Каульбарса, топографов О. Рейнгардта и поручика Ф. Петрова, строителя Нестерова и капитана Семякина, группы сопровождения из числа семиреченских казаков под командованием Кокорина, толмача и проводника благополучно прибыла в Аксу, где ее встретил уездный начальник капитан Андрей Петрович Чайковский, – по оценке Каульбарса, «симпатичный, умный и интересующийся делом человек».
Менее благоприятное впечатление на прибывших оказало поселение. «…На реке Ак-Су, – писал основатель Каракола, – стояли невзрачные казармы, небольшие военные магазины и около них несколько плохих обывательских домиков. <…> Жители, узнав о предстоящем переселении, не слишком жаловались, сами осознавая неудачное расположение города по отношению к главным караванным путям, пересекающим эту местность. Часть этих жителей – туземцы сарты (узбеки. – Я.Ш.) – уже ранее покинули город и основали небольшой поселок на низовьях реки Каракол. Словом, все указывало на то, что расположение на р. Ак-Су не обещало дальнейшего развития городу».
Решить вопрос о выборе места для нового города представлялось делом сложным и ответственным. «Рисовалась в нашем воображении, – вспоминал Каульбарс, – картина прибрежного города с пристанями, пароходами, прекрасными купальнями, обслуживающими чудный по климатическим условиям курорт». Однако город, построенный на устьях Джергалан, Каракола или одной из других рек, стекающих с гор и впадающих в озеро Иссык-Куль, ждала бы такая же участь, что и Аксу. Поэтому, не торопясь с выбором, в течение двух недель члены экспедиции занимались тем, что опрашивали местных русских жителей, выселившихся сартов и старшин, кочующих в долине Иссык-Куля кара-киргизов – «знатоков местности и направлений, по которым проходят торговые караваны».
В результате полученных сведений к 1 июля 1869 года Каульбарс определяется с местом, на котором предстояло вырасти новому городу. Оно располагалось на старой заброшенной караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию на берегах среднего течения реки Каракол, «прекрасные и обильные воды которой, питаемые вечными снегами Тянь-Шаня, могли на многие годы обеспечить потребность и рост городского населения». «Трудно было решиться, – писал основатель Каракола спустя много лет, будучи помощником командующего войсками Одесского военного округа, – но раз место оказалось выбранным – работа закипела».
Прибыв из Аксу, Каульбарс и Чайковский поселились в киргизских юртах близ места, выбранного для нового города. Топографы приступили к подробной съемке местности, началась разбивка оборонительной казармы, были наняты рабочие: одни для земляных работ и возведения зданий, другие занялись прокладкой колесной дороги к дремучим горным лесам, где третьи уже приступили к рубке деревьев. Когда съемка была готова, члены экспедиции принялись за составление схемы города, в центре которого по замыслу должен был разместиться гостиный двор, православный храм и городской парк.
Едва наметились первые ориентиры Каракола, как в планы градостроителей вмешалась стихия: в одну из ночей случилась страшная по силе гроза, буря снесла юрту, разметав по окрестностям все, что в ней находилось, в том числе съемки окрестностей. Как только рассвело, на помощь потерпевшим бедствие пришла «толпа горцев (Кара-Кырк-Кызов) со знакомым старшиною во главе». «Завидя наше положение, они несутся к нам на своих быстрых конях, – вспоминал Каульбарс. – Несколько слов объяснений и длинная линия, состоящая из сотни всадников, движется на поиски от развалин нашего бивуака, в направлении бывшей бури, по долине Иссык-Куля (р. Джергалан). Проходят два–три часа ожидания, а затем со всех сторон к нам скачут всадники и вскоре все съемки, планы и вещи возвращены нам почти без потери. От орлиных взоров этих детей природы-горцев Тянь-Шаня не мог скрыться ни малейший предмет, брошенный на знакомую им до последнего камня местности».
К 1 июля 1869 года – дате, считающейся днем рождения города, были разбиты улицы, площадь и гостиный двор города Каракола, заложены частью нижние венцы оборонительной казармы. Началась постройка домов и посадка фруктовых и декоративных деревьев. Организовав работу и передав руководство дальнейшим строительством Чайковскому, Каульбарс отправился в запланированное путешествие. Вернувшись сюда спустя год, он с удовольствием отметил, что в гостином дворе уже бойко торговали, и одна из улиц – в направлении Иссык-Куля – почти вся застроилась. Спустя 18 лет по ней в последний путь провожали великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского.
Памятник Н.М. Пржевальскому
Едва город Каракол появился на карте Туркестанского генерал-губернаторства, как он стал центром притяжения разных народов. В начале 70-х годов XIX столетия после подавления Цинским правительством дунганского восстания здесь находит убежище часть дунган во главе с Юсуф-Хазретом. Учитывая выгодное географическое положение, сюда съезжаются татарские купцы, духовные и народные просветители, образуя самую крупную в Киргизии татарскую диаспору. С 1890 года Каракол благодаря выгодным природным и климатическим условиям привлекает русских и украинских крестьян. По данным переписи 1897 года, население города составляло 8708 жителей и было представлено славянами (36%), сартами (27%), киргизами (17%), дунганами (11%) и татарами (7%). Так у подножия Кюнгей-Ала-Тоо в 150 км от китайской границы к началу XX столетия гармонично сплелись две цивилизации – исламская и православная.
Первой культовой постройкой в Караколе стал возведенный по инициативе Каульбарса временный православный храм. В 1870 году его войлочные стены были заменены деревянными, а в 1876 году – возведены из сырцового кирпича. В 1889 году храм был полностью разрушен вследствие Чиликского землетрясения и вновь построен из дерева в 1895 году. История строительства Свято-Троицкого собора хранит воспоминание митрополита Владимира о том, как однажды в дом к крестьянину, занимавшемуся сбором пожертвований на постройку, вошел человек в большой чалме и богато расшитом халате. Увидев его, крестьянин испугался и растерялся, однако тот успокоил его, положив на стол золотые монеты на строительство русской «мечети».
В 1887 году в Караколе под руководством братьев Башировых завершилось строительство большой татарской мечети. В 1910 году в стиле буддийской пагоды из дерева без единого гвоздя и каких-либо металлических креплений выросла дунганская мечеть, представляющая собой великолепный образец китайского архитектурного стиля эпохи Цин.
Свято-Троицкий собор
Дунганская мечеть
Но не только своей поликонфессиональностью прославился Каракол. Благодаря передовой российской интеллигенции, по долгу службы оказывавшейся в этих краях, в культурном отношении город стоял на ступеньку выше других городов Туркестана. В начале 80-х годов XIX столетия в Караколе была основана сельскохозяйственная школа, первый в Киргизии сельскохозяйственный журнал «Пржевальский сельский хозяин», первое в крае научное общество «Пржевальское уездное общество пчеловодов и садоводов», сыгравшее ключевую роль в развитии приоритетных для Прииссыккулья отраслей народного хозяйства.
Здесь городским старостой Николаем Матвеевичем Барсовым 14 мая 1902 года была открыта первая на территории современного Киргизстана публичная библиотека-читальня, а семью годами ранее на 18,5 гектара разбит лучший в Туркестанском крае парк, представлявший, по восторженным откликам современников, «исключительное создание человеческого ума и любви к садоводству, где гигантские ели с их пикообразными вершинами мирно растут бок о бок с ароматным алма-атинским яблоком, сочным абрикосом и темно-пурпуровой вишней».
Хранит история Каракола и имя участника русско-турецкой кампании Ярослава Ивановича Королькова, в 1880 году принявшего командование Каракольской горной батареей и увлекшегося делами весьма и весьма далекими от гарнизонной службы: 1 февраля 1881 года недалеко от Каракола он построил первую в горном крае походную метеоплощадку и начал вести систематические наблюдения за погодными явлениями Прииссыккулья. Он первым культивировал в Караколе тянь-шаньскую ель и создал первый в Киргизии духовой оркестр и драматический кружок.
Неоценимую роль в повышении культуры Каракола сыграли участники многочисленных научных экспедиций, направлявшихся сюда Русским географическим обществом и прочими организациями, занимавшимися изучением русской и зарубежной Азии. Расположенный у самого рубежа неизведанных земель, город стал своеобразным предстартовым пунктом для экспедиций Н.М. Пржевальского, М.В. Певцова, В.И. Роборовского, А.П. Павлова, Л.С. Берга, совершивших ряд революционных открытий в географии, зоологии, ботанике, геологии, этнографии и других науках. «Мне всегда радостно ехать в Каракол… – писал ученик и последователь Пржевальского П.К. Козлов. – Здесь чувствую себя, как дома».
Горнолыжная база «Каракол», известная своими трассами, хвойными лесами, современным сервисом и всегда прекрасной погодой, влечет к себе туристов со всего СНГ
Облик современного Каракола существенно изменился, стерты из названий улиц имена тех, кто полтора столетия назад творил его судьбу. Но по-прежнему на фоне заснеженных горных пиков красуются двухвековые торцы срубов, узорные крылечки и балконы, профильная резьба наличников и подзоров, крашеные филенчатые ставни на окнах, напоминая каракольцам, откуда есть пошли города киргизские.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram