Каракол, киргизский город с русским характером – культурная столица СНГ - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.11.2024 |

Каракол, киргизский город с русским характером – культурная столица СНГ

В 2022 году основанный полтора столетия назад в Иссык-Кульской котловине киргизский город Каракол (в разные годы носил название Пржевальск) официально объявлен культурной столицей Содружества Независимых Государств. Это знаменательное для Киргизстана событие, реализуемое в рамках межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества», призвано, основываясь на прочных исторически сложившихся культурных связях, раскрыть потенциал одного из самых интернациональных городов постсоветского пространства, привлекая внимание к его богатому наследию и истории, тесно переплетенной с историей государства Российского и судьбами лучших его сынов.

С утверждением в середине XIX столетия российского господства в северной части современного Киргизстана и добровольным принятием в 1865 году кочевавшими в Иссык-Кульской котловине киргизами российского подданства возникла острая необходимость возведения в прибрежной части «опорного пункта правого фланга всей восточной оборонительной линии Семиречья», а также внесения «светоча русской культуры в дебри Тянь-Шаня». Эта миссия была возложена на выпускника Николаевской академии Генерального штаба барона Александра Васильевича Каульбарса, в 1868 году причисленного в качестве военного топографа к Генеральному штабу Туркестанского военного округа. К этому времени молодой офицер уже успел отличиться в подавлении Польского восстания, в ранние годы зарекомендовав себя достойным потомком двух славных родов – Дризенов и Каульбарсов.

Прибыв в том же году из Петербурга в Ташкент, Каульбарс получает из рук туркестанского генерал-губернатора К.П. фон Кауфмана письменную инструкцию, предписывающую ему после тщательной рекогносцировки и сбора всех необходимых сведений избрать удобное место для перенесения на него ранее отбитого у кокандцев укрепления Аксу, произвести на избранной для нового города местности подробную съемку, подготовить план города и выбрать место для постройки оборонительной казармы с таким расчетом, чтобы «новый город находился в сфере ее обороны». Попутно, «для пользы Отечества», молодому штабс-капитану поручалось раскрыть тайну гигантского высокогорного треугольника, ограниченного Ферганским хребтом, Терскей Ала-Тоо и Кокшал-Тоо, приблизиться к Меридиональному хребту, определить высоты пунктов маршрута, произвести съемку путей сообщения с Кашгаром и Кульджой и дать географическое описание пройденных местностей.

9 июня 1869 года военно-научная экспедиция в составе штабс-капитана А.В. Каульбарса, топографов О. Рейнгардта и поручика Ф. Петрова, строителя Нестерова и капитана Семякина, группы сопровождения из числа семиреченских казаков под командованием Кокорина, толмача и проводника благополучно прибыла в Аксу, где ее встретил уездный начальник капитан Андрей Петрович Чайковский, – по оценке Каульбарса, «симпатичный, умный и интересующийся делом человек».

Менее благоприятное впечатление на прибывших оказало поселение. «…На реке Ак-Су, – писал основатель Каракола, – стояли невзрачные казармы, небольшие военные магазины и около них несколько плохих обывательских домиков. <…> Жители, узнав о предстоящем переселении, не слишком жаловались, сами осознавая неудачное расположение города по отношению к главным караванным путям, пересекающим эту местность. Часть этих жителей – туземцы сарты (узбеки. – Я.Ш.) – уже ранее покинули город и основали небольшой поселок на низовьях реки Каракол. Словом, все указывало на то, что расположение на р. Ак-Су не обещало дальнейшего развития городу».

Решить вопрос о выборе места для нового города представлялось делом сложным и ответственным. «Рисовалась в нашем воображении, – вспоминал Каульбарс, – картина прибрежного города с пристанями, пароходами, прекрасными купальнями, обслуживающими чудный по климатическим условиям курорт». Однако город, построенный на устьях Джергалан, Каракола или одной из других рек, стекающих с гор и впадающих в озеро Иссык-Куль, ждала бы такая же участь, что и Аксу. Поэтому, не торопясь с выбором, в течение двух недель члены экспедиции занимались тем, что опрашивали местных русских жителей, выселившихся сартов и старшин, кочующих в долине Иссык-Куля кара-киргизов – «знатоков местности и направлений, по которым проходят торговые караваны».

В результате полученных сведений к 1 июля 1869 года Каульбарс определяется с местом, на котором предстояло вырасти новому городу. Оно располагалось на старой заброшенной караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию на берегах среднего течения реки Каракол, «прекрасные и обильные воды которой, питаемые вечными снегами Тянь-Шаня, могли на многие годы обеспечить потребность и рост городского населения». «Трудно было решиться, – писал основатель Каракола спустя много лет, будучи помощником командующего войсками Одесского военного округа, – но раз место оказалось выбранным – работа закипела».

Прибыв из Аксу, Каульбарс и Чайковский поселились в киргизских юртах близ места, выбранного для нового города. Топографы приступили к подробной съемке местности, началась разбивка оборонительной казармы, были наняты рабочие: одни для земляных работ и возведения зданий, другие занялись прокладкой колесной дороги к дремучим горным лесам, где третьи уже приступили к рубке деревьев. Когда съемка была готова, члены экспедиции принялись за составление схемы города, в центре которого по замыслу должен был разместиться гостиный двор, православный храм и городской парк.

Едва наметились первые ориентиры Каракола, как в планы градостроителей вмешалась стихия: в одну из ночей случилась страшная по силе гроза, буря снесла юрту, разметав по окрестностям все, что в ней находилось, в том числе съемки окрестностей. Как только рассвело, на помощь потерпевшим бедствие пришла «толпа горцев (Кара-Кырк-Кызов) со знакомым старшиною во главе». «Завидя наше положение, они несутся к нам на своих быстрых конях, – вспоминал Каульбарс. – Несколько слов объяснений и длинная линия, состоящая из сотни всадников, движется на поиски от развалин нашего бивуака, в направлении бывшей бури, по долине Иссык-Куля (р. Джергалан). Проходят два–три часа ожидания, а затем со всех сторон к нам скачут всадники и вскоре все съемки, планы и вещи возвращены нам почти без потери. От орлиных взоров этих детей природы-горцев Тянь-Шаня не мог скрыться ни малейший предмет, брошенный на знакомую им до последнего камня местности».

К 1 июля 1869 года – дате, считающейся днем рождения города, были разбиты улицы, площадь и гостиный двор города Каракола, заложены частью нижние венцы оборонительной казармы. Началась постройка домов и посадка фруктовых и декоративных деревьев. Организовав работу и передав руководство дальнейшим строительством Чайковскому, Каульбарс отправился в запланированное путешествие. Вернувшись сюда спустя год, он с удовольствием отметил, что в гостином дворе уже бойко торговали, и одна из улиц – в направлении Иссык-Куля – почти вся застроилась. Спустя 18 лет по ней в последний путь провожали великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского.

Памятник Н.М. Пржевальскому

Едва город Каракол появился на карте Туркестанского генерал-губернаторства, как он стал центром притяжения разных народов. В начале 70-х годов XIX столетия после подавления Цинским правительством дунганского восстания здесь находит убежище часть дунган во главе с Юсуф-Хазретом. Учитывая выгодное географическое положение, сюда съезжаются татарские купцы, духовные и народные просветители, образуя самую крупную в Киргизии татарскую диаспору. С 1890 года Каракол благодаря выгодным природным и климатическим условиям привлекает русских и украинских крестьян. По данным переписи 1897 года, население города составляло 8708 жителей и было представлено славянами (36%), сартами (27%), киргизами (17%), дунганами (11%) и татарами (7%). Так у подножия Кюнгей-Ала-Тоо в 150 км от китайской границы к началу XX столетия гармонично сплелись две цивилизации – исламская и православная.

Первой культовой постройкой в Караколе стал возведенный по инициативе Каульбарса временный православный храм. В 1870 году его войлочные стены были заменены деревянными, а в 1876 году – возведены из сырцового кирпича. В 1889 году храм был полностью разрушен вследствие Чиликского землетрясения и вновь построен из дерева в 1895 году. История строительства Свято-Троицкого собора хранит воспоминание митрополита Владимира о том, как однажды в дом к крестьянину, занимавшемуся сбором пожертвований на постройку, вошел человек в большой чалме и богато расшитом халате. Увидев его, крестьянин испугался и растерялся, однако тот успокоил его, положив на стол золотые монеты на строительство русской «мечети».

В 1887 году в Караколе под руководством братьев Башировых завершилось строительство большой татарской мечети. В 1910 году в стиле буддийской пагоды из дерева без единого гвоздя и каких-либо металлических креплений выросла дунганская мечеть, представляющая собой великолепный образец китайского архитектурного стиля эпохи Цин.

Свято-Троицкий собор

Дунганская мечеть

Но не только своей поликонфессиональностью прославился Каракол. Благодаря передовой российской интеллигенции, по долгу службы оказывавшейся в этих краях, в культурном отношении город стоял на ступеньку выше других городов Туркестана. В начале 80-х годов XIX столетия в Караколе была основана сельскохозяйственная школа, первый в Киргизии сельскохозяйственный журнал «Пржевальский сельский хозяин», первое в крае научное общество  «Пржевальское уездное общество пчеловодов и садоводов», сыгравшее ключевую роль в развитии приоритетных для Прииссыккулья отраслей народного хозяйства.

Здесь городским старостой Николаем Матвеевичем Барсовым 14 мая 1902 года была открыта первая на территории современного Киргизстана публичная библиотека-читальня, а семью годами ранее на 18,5 гектара разбит лучший в Туркестанском крае парк, представлявший, по восторженным откликам современников, «исключительное создание человеческого ума и любви к садоводству, где гигантские ели с их пикообразными вершинами мирно растут бок о бок с ароматным алма-атинским яблоком, сочным абрикосом и темно-пурпуровой вишней».

Хранит история Каракола и имя участника русско-турецкой кампании Ярослава Ивановича Королькова, в 1880 году принявшего командование Каракольской горной батареей и увлекшегося делами весьма и весьма далекими от гарнизонной службы: 1 февраля 1881 года недалеко от Каракола он построил первую в горном крае походную метеоплощадку и начал вести систематические наблюдения за погодными явлениями Прииссыккулья. Он первым культивировал в Караколе тянь-шаньскую ель и создал первый в Киргизии духовой оркестр и драматический кружок.

Неоценимую роль в повышении культуры Каракола сыграли участники многочисленных научных экспедиций, направлявшихся сюда Русским географическим обществом и прочими организациями, занимавшимися изучением русской и зарубежной Азии. Расположенный у самого рубежа неизведанных земель, город стал своеобразным предстартовым пунктом для экспедиций Н.М. Пржевальского, М.В. Певцова, В.И. Роборовского, А.П. Павлова, Л.С. Берга, совершивших ряд революционных открытий в географии, зоологии, ботанике, геологии, этнографии и других науках. «Мне всегда радостно ехать в Каракол… – писал ученик и последователь Пржевальского П.К. Козлов. – Здесь чувствую себя, как дома».

Горнолыжная база «Каракол», известная своими трассами, хвойными лесами, современным сервисом и всегда прекрасной погодой, влечет к себе туристов со всего СНГ

Облик современного Каракола существенно изменился, стерты из названий улиц имена тех, кто полтора столетия назад творил его судьбу. Но по-прежнему на фоне заснеженных горных пиков красуются двухвековые торцы срубов, узорные крылечки и балконы, профильная резьба наличников и подзоров, крашеные филенчатые ставни на окнах, напоминая каракольцам, откуда есть пошли города киргизские.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4663
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика