На киргизско-таджикской границе опять пролилась кровь. 13 апреля в больнице скончался таджикский пограничник, тяжело раненный в ходе очередной, вот уже которой по счету перестрелки военнослужащих Таджикистана и Киргизии. Нынешний пограничный конфликт лишний раз подтвердил, что до окончательного распутывания узла пограничных проблем между двумя странами еще далеко. Каждый выстрел не только делает его туже, но и множит ряды противников мирного разрешения ситуации, привлекая ястребов войны.
Невыученные уроки
В конфликте, разыгравшемся 12 апреля в районе между селами Хистеварз Бободжон Гафуровского района Согдийской области Таджикистана и Борбордук Лейлекского района Баткенской области Киргизии на неделимитированном участке государственной границы, у каждой стороны, как бывало и в прежние времена, существует собственная версия случившегося. Осведомленный источник сообщил радио Озади, что перестрелка произошла в то время, когда наряд таджикских пограничников патрулировал свою приграничную территорию. Первые выстрелы, переросшие в перестрелку, раздались после «язвительных реплик кыргызских пограничников». Эту информацию подтвердило информационное агентство Sputnik Таджикистан, конкретизировавшее некоторые обстоятельства: «Причиной вооруженного конфликта стала словесная перепалка между начальником кыргызского погранотряда в Кулунду и таджикскими пограничниками».
Киргизская сторона представила иную картину. По ее данным, появившиеся на сопредельной территории таджикские пограничники, видя киргизских коллег, тем не менее «продолжили двигаться к условной линии госграницы». Требования «прекратить движение и отойти от линии границы» пограничный наряд Таджикистана проигнорировал. Он пересек границу и зашел вглубь территории Киргизии на 20 метров. В пограничной службе республики заявили, что киргизский пограничный наряд в целях недопущения дальнейшего продвижения таджикских пограничников вглубь территории страны произвел предупредительные выстрелы в воздух, «в ответ пограничники Таджикистана открыли огонь по кыргызским пограничникам». В результате случившегося огнестрельное ранение получил таджикский военнослужащий.
Уполномоченные представители двух стран в ту злополучную ночь дважды садились за стол переговоров. Результаты первого раунда переговоров солдаты в зеленых фуражках не приняли к сведению. Новая получасовая перестрелка между ними и минометный обстрел с таджикской стороны киргизского села Достук вызвали эвакуацию местных жителей, а переговорщиков заставили встретиться повторно. На этот раз эскалацию обстановки удалось остановить. Стороны, как это бывало не раз, договорились о запрете на применение оружия пограничниками без законных оснований, а также о создании благоприятных условий для развития добрососедских отношений.
Нынешний пограничный конфликт произошел накануне годовщины самого крупного столкновения таджикских и киргизских военных в конце апреля 2021 года. Тогда в результате боестолкновений на границе с киргизской стороны погибли 36, в том числе двое детей, пострадали 154 человека. Таджикские власти сообщили о 19 погибших и 87 раненых. С обеих сторон оказались уничтожены десятки жилых и административных зданий, других сооружений. В трагедии страны обвинили друг друга. За три последних года, начиная с крупного столкновения в киргизско-таджикском приграничье в сентябре 2019 г., обе стороны потеряли около 60 человек погибшими, а свыше 300 таджикских и киргизских граждан получили ранения. Из-за этого населенные пункты Баткен, Исфана, Чоркух, Кок-Таш, Ворух, Ак-Сай стали всемирно известными, получив печальную славу.
Столь трагическая статистика не стала уроком для сторон. 27 января 2022 г. в перестрелке между подразделениями пограничных войск Таджикистана и Киргизии в местностях Торт-Кочо и Чыр-Добо снова использовались минометы и гранатометы.
По версии ГКНБ Таджикистана, группа кыргызстанцев остановила машину таджикистанца, перевозившего песок. Затем к границе начали сходиться местные жители. Между гражданами завязалась перепалка, быстро переросшая в метание камней. В ГКНБ Киргизии в качестве причины конфликта назвали блокировку таджикской стороной участка трассы Баткен – Исфана.
На первый взгляд, разрешимая бытовая ситуация. А в реальности обернулась трагедией. С киргизской стороны ранения получили 12 человек. Пресс-центр погранслужбы РТ сообщил о гибели двух граждан и 10 раненых. Первый «был убит в результате взрыва минометного снаряда, выпущенного кыргызскими военнослужащими, в его дворе», а второй «погиб при спасении гражданского населения села Ходжаи Аъло от взрыва миномета киргизской стороны».
Бойню удалось остановить после переговоров представителей власти с одной и другой стороны. На вопрос журналиста, будет ли таджикская сторона соблюдать соглашение о прекращении огня, глава ГКНБ Киргизии Камчыбек Ташиев ответил: «После вчерашнего конфликта думаем, что таджикская сторона будет соблюдать достигнутые соглашения. Думаю, они получили урок от инцидента».
Не тут-то было: спустя полтора месяца, 10 марта, таджикские и киргизские военные вновь стреляли друг в друга. Как писали тогда СМИ, представители обеих стран, сев за стол переговоров, «обратили внимание на увеличение количества пограничных инцидентов на совместно охраняемой границе». Используя накопленный опыт приостановки конфликтов, они пообещали друг другу провести разъяснительную работу среди военнослужащих, особо подчеркнув, «что при возникновении пограничных инцидентов военнослужащие не должны поддаваться на провокации, обязаны решительно пресекать деструктивные действия лиц, способствующих обострению обстановки на границе».
Инциденты на киргизско-таджикской границе на протяжении многих лет вспыхивают с пугающей регулярностью
В который уже раз военным запретили применять оружие, кроме случаев, предусмотренных требованиями законодательных актов обеих сторон, напомнили об обязанности неукоснительно выполнять требования линии поведения на границе. Новшеством стал запрет на использование беспилотных летательных аппаратов на приграничных территориях.
Ястребы войны
Конфликт, случившийся 12 апреля, ничто не предвещало. Накануне СМИ сообщили, что члены топографических групп Таджикистана и Киргизии после пяти дней переговоров 5–10 апреля, несмотря на спорные вопросы, пришли к общему решению. Как сообщила пресс-служба таджикского МИД, встреча прошла в духе дружбы и взаимопонимания.
Прозвучавшие выстрелы в одночасье развеяли дух дружбы. Активист Ондуруш Токтонасыров вышел на одиночный пикет к зданию ООН в Бишкеке с плакатом «Стоп Рахмон, агрессор», а киргизский журналист А. высказался за применение силы в возникшем конфликте. Facebook зафиксировал его призыв применить беспилотники. «Байрактар, ваш выход!» – написал мастер пера. Он также отметил: «Каждый год, почти каждый месяц таджики обстреливают наши села, а вы говорите о дипломатии. Да дипломатия нужна, но только тогда, когда твои партнеры адекватные. Но, как показывает жизнь, все переговоры, что лбом об стенку. Неужели вам не понятно, что ваши протоколы и меморандумы для Эммануэля как туалетная бумага. До каких пор это будет продолжаться!!!» Facebook счел заявления корректными.
Портал Eldik media опубликовал статью «Очередная агрессия Таджикистана через призму СМИ». Она начинается со слов: «Очередная таджикская агрессия по отношению к Кыргызстану стала новостью номер один не только в странах Центральной Азии». Другая статья в том же издании вышла под заголовком «Нож в спину или сколько стоит таджикское мужское слово?».
14 апреля в Бишкеке у здания посольства РТ прошел митинг. На голове одного из 15 участников красовалась мазепина с трезубом. Бандеровский головной убор указывал на приверженность его носителя и его сотоварищей обновленной европейской демократии, открыто поддерживающей нацизм. Это же подтвердили пламенные речи демократизаторов, ранее замеченных на антироссийском митинге. В духе известных демократических традиций они призвали президента Киргизии «не прогибаться под чужими интересами». Президента Таджикистана Эмомали Рахмона «борцы за мир» назвали «диктатором, подавившим в стране все демократические принципы», предложив ему уйти с президентского поста, так как «для того, чтобы усмирить недовольство своего народа, он создаёт внешние угрозы и конфликты». История Ирака, Ливии, Сирии хранит память о заокеанских посылах о диктаторстве и демократических принципах.
На ситуацию с распространением информации, касающейся конфликтных вопросов с соседними странами, отреагировал президент Киргизии Садыр Жапаров. В соцсетях политик предложил «не играть с войной», а журналистам и блогерам рекомендовал «не позволять себе распространять различные видео- и фотоматериалы, искажающие информацию и оскорбляющие лидеров этих стран». По его мнению, такие поступки не только не соответствуют морально-этическим нормам, но и усугубляют ситуацию, провоцируя ссоры между двумя народами.
«Да, есть проблема границ, – написал глава киргизского государства. – Проблема, которая не решается вот уже 30 лет и требует большой осторожности и предусмотрительности. Ведутся переговоры. Есть много неописанных километров. Это займет время. Даст Бог, я решу этот вопрос до конца своего президентства».
В поисках логического решения
Президентский настрой открывает путь к конструктивному решению пограничных проблем, тем более что еще в январе председатель ГКНБ Киргизии Камчыбек Ташиев отметил важную деталь в переговорном процессе между двумя странами: «Таджикистан заинтересован в решении вопроса границы».
Без всяких сомнений, конфликтный потенциал киргизско-таджикской границы представляет опасность для стабильности Центральной Азии, что не может не волновать соседей по региону. Министерство иностранных дел движения «Талибан»*, вероятно, основываясь на собственном горьком опыте, выразило сожаление о жертвах в киргизско-таджикском конфликте и призвало стороны «решить свои проблемы путем диалога».
Показательно, что талибы в июне 2021 года – сразу после апрельского киргизско-таджикского конфликта – на фоне ожесточенных боев в Афганистане призвали Таджикистан и Киргизию «решить свои проблемы путем диалога и поиска логического решения, которое пойдет на благо обеих стран».
Судя по тону, с которым выступает руководство Киргизии по ситуации на границе с Таджикистаном, оно также находится в поиске логического решения. Очевидно, у него существует понимание, что конфликты оттягивают распутывание тугого узла пограничных проблем.
Одно из решений может находиться в плоскости оказания помощи заинтересованным сторонам. Помощь Таджикистану и Киргизии – союзникам по ОДКБ в 2020 году предлагала Российская Федерация. Тогда они отказались от посредничества. Между тем сегодня их интерес должно вызвать недавнее предложение российской стороны, озвученное заместителем министра иностранных дел РФ Андреем Руденко, о готовности поделиться с Бишкеком и Душанбе опытом пограничного размежевания с Казахстаном.
* * *
Садыр Жапаров 16 апреля в социальных сетях сделал запись о том, что из 972 км киргизско-таджикской границы на данный момент согласованы 664 км. Осталось 308 км.
«Конечно, было бы хорошо, если бы процесс согласования шел быстрее, – подчеркнул глава Киргизии. – На мой взгляд, процесс идет медленно. Это связано с тем, что имеется много спорных участков. Самое главное – необходим мир, тогда мы можем все разрешить в интересах обеих сторон».
________________________
Фото: https://tj.sputniknews.ru