Спорная граница: принципы Азербайджана и уступки Армении - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.11.2024 |

Спорная граница: принципы Азербайджана и уступки Армении

В последний период на разных уровнях все чаще поднимается вопрос о делимитации/демаркации армяно-азербайджанской границы. Вместе с другими темами он обсуждался на встрече лидеров двух стран Никола Пашиняна и Ильхама Алиева с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем 7 апреля в Брюсселе. О необходимости создания комиссии по делимитации/демаркации границы спустя несколько дней в ходе телефонного разговора заявили главы МИД Армении и Азербайджана.

Эта же тема рассматривалась и на встрече Владимира Путина с Николом Пашиняном в ходе недавнего визита главы правительства Армении в Москву. «Стороны условились в соответствии с имеющимися трехсторонними договоренностями от 26 ноября 2021 г. ускорить создание двусторонней комиссии по делимитации и вопросам безопасности в районе армяно-азербайджанской границы при консультативном содействии Российской Федерации по запросу сторон», - говорится в сообщении пресс-службы премьер-министра Армении по итогам его визита в Москву.

Вопрос делимитации границы приобрел актуальность после подписания 9 ноября 2020 года совместного заявления лидеров России, Азербайджана и Армении, положившего конец «второй карабахской войне» и давшего толчок налаживанию отношений между двумя враждовавшими в течение предыдущих десятилетий странами.

Делимитация и демаркация границ призваны положить конец территориальным претензиям и спорам и вернуть обе страны в русло мирного соседства и сотрудничества. Это очевидно всем. Но пока с обеих сторон звучат лишь общие заявления о необходимости начала работы в этом направлении и формировании двусторонней комиссии по делимитации и демаркации и никакого реального продвижения вперед на этом направлении не видно. Во всяком случае, неясно не посвященному в закрытые двусторонние и многосторонние переговоры населению обеих стран. Не владеют достаточной информацией о закулисных подробностях обсуждения вопроса на межгосударственном уровне и армянские и азербайджанские эксперты. Поэтому ограничиваются лишь оценкой официальных заявлений представителей правительств обеих стран, анализом настроений общества и своими прогнозами возможного дальнейшего развития событий.

* * *

В подходах Армении и Азербайджана к вопросу делимитации/демаркации границы за последний период произошли значительные изменения. Они в основном связаны с позицией по «статусу Нагорного Карабаха». Если до второй карабахской войны в Ереване однозначно требовали независимости этого региона, то сегодня армянские власти уже согласны на обсуждение вопроса широкой автономии. В самом Ереване у этой позиции больше противников, чем сторонников. А правительство Н. Пашиняна и его лично оппозиция обвиняет в тайном сговоре с Баку и Анкарой и проведении в жизнь интересов Азербайджана.

В Баку до последней войны в Нагорном Карабахе предлагали Армении обсудить вопрос автономии спорного региона в составе Азербайджана, однако в Ереване такую возможность категорически отвергали. Сегодня, когда Армения согласилась на уступки и готова к обсуждению автономии Карабаха, в Баку отвечают, что этот вопрос уже не актуален.

Очередную «точку» в этом вопросе поставил Ильхам Алиев. Выступая 22 апреля в городе Шуше на V Съезде азербайджанцев мира, он напомнил те пять принципов нормализации отношений с Арменией, на основании которых Азербайджан намерен вести переговоры о мирном договоре. А также пригрозил «реваншистским силам в Армении», что если те откажутся от предложенных Баку условий, то и Азербайджан откажется «признавать территориальную целостность Армении и заявит об этом официально». «Учитывая результаты второй Карабахской войны, армянская сторона должна хорошо понимать, к чему приведет такой шаг», - предупредил И. Алиев.

Комментируя тему делимитации/демаркации азербайджано-армянской границы, азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде отметил, что сегодня судить о каком-либо продвижении вперед в этом процессе ему сложно.

 «Насколько идет этот процесс и начался ли он в практической плоскости, сейчас говорить сложно, потому что процесс проходит за закрытыми дверьми, без присутствия камер и объективов. Это более глубинный процесс, а мы можем судить лишь по результатам и официальной информации. Пока официальной информации о создании комиссии не было, но можно предположить, что работа в этом направлении ведется. По крайней мере, дедлайн был установлен до конца апреля. Так что ждать осталось совсем немного, чтобы убедиться, есть ли в этом процессе подвижки», - заявил И. Велизаде в беседе с «Ритмом Евразии».

По его информации, в Азербайджане считают, что работа должна вестись в рамках определенного графика и с выходом на конкретные решения. «Что мы имеем в виду? Дело в том, что здесь есть несколько незакрытых тем, оставшихся с периода первой карабахской войны. В частности, под контролем армянских вооруженных сил находится несколько эксклавных сел в Казахском районе и в направлении Нахичевани, и здесь должна быть внесена ясность в их судьбу. Они должны быть переданы Азербайджану. С другой стороны, армянская сторона ставит вопрос относительно эксклава Башкенд, который находится на территории Азербайджана. Наверное, все эти вопросы должны решаться в комплексе, и судьба всех эксклавов должна проясняться», - пояснил эксперт.

На вопрос, все ли участки границы нуждаются в делимитации, азербайджанский аналитик ответил утвердительно. «Да, в делимитации нуждаются все участки границы между Азербайджаном и Арменией, потому что это юридически обязательный процесс, за которым следует демаркация. А если не произведена комплексная делимитация на всем протяжении границы, то говорить о демаркации сложно», - отметил И. Велизаде.

Тем не менее наиболее проблемными, по оценке азербайджанского эксперта, остаются северо-западный со стороны Азербайджана и северо-восточный со стороны Армении участки государственной границы, на которых периодически вспыхивает вооруженное противостояние, и до сих пор ощущается напряженность.

В Баку считают, что приступать к вопросу делимитации границы необходимо вне зависимости от подписания мирного договора между двумя странами и привязывать один вопрос к другому не следует. «Конечно, этот процесс может быть параллельным, но связывать одно с другим не следует. Потому что делимитация может затянуться по объективным и субъективным причинам, но это не должно торпедировать весь процесс нормализации отношений между двумя странами», - пояснил И. Велизаде.

На вопрос о том, как относятся в Азербайджане к вопросу определения статуса Нагорного Карабаха и связывают ли его с делимитацией границ, аналитик ответил, что для Баку этот вопрос уже закрыт.

«В Азербайджане не считают возможным обсуждение статуса Нагорного Карабаха и вообще считают эту терминологию утратившей свое значение, потому что термин «Нагорный Карабах» был введен применительно к Нагорно-Карабахской автономной области, которая прекратила свое существование и на значительной территории которой сегодня установлен контроль со стороны Азербайджана. То есть нет необходимости говорить о Нагорном Карабахе как географической единице. В свое время, до конфликта, мы предлагали предоставить этому региону определенный статус в форме автономии в пределах Азербайджана, но армянская сторона отказывалась и настаивала на его независимости. Сегодня Пашинян говорит, что армянская сторона может снизить планку требований, но в нынешних условиях выдвигать какие-либо требования с армянской стороны вообще неуместно. Ситуация кардинальным образом поменялась», - констатировал И. Велизаде.

* * *

По оценке армянского эксперта Норайра Дунамаляна, вопрос делимитации границы Армении с Азербайджаном довольно болезненно воспринимался в прошлом, 2021 году, когда армянской стороне сложно было понять, на каких условиях вообще возможна делимитация с дальнейшей демаркацией.

«Со стороны Азербайджана несколько раз предпринимались попытки принудить Армению перейти к делимитации, в том числе насильственным путем, когда азербайджанские вооруженные формирования вторглись на территорию Армении и заняли до 40 квадратных километров. Вплоть до того, что 16 ноября произошло однодневное, но широкомасштабное вооруженное столкновение на границе с Сюникской областью. После этого было несколько инцидентов, была бурная реакция со стороны сопредельных стран – России и Ирана, произошел кратковременный ирано-азербайджанский конфликт по поводу границ. И после этого азербайджанская сторона заняла более мягкую позицию. Если до 2021 года Баку пытался провести насильственную делимитацию, то сейчас наблюдается смягчение позиции, что также можно увязать с некоторой уступчивостью армянской стороны», - заметил армянский аналитик.

По его информации, в армянском обществе есть некоторые опасения относительно процесса делимитации и демаркации. Общественность, а вместе с ней и эксперты тревожатся, не означает ли этот процесс автоматическое признание Арцаха (Нагорного Карабаха) частью Азербайджана и не приведет ли это к еще большим уступкам с армянской стороны в вопросе границ.

В вопросе делимитации для Еревана существует ряд спорных вопросов, связанных с отдельными участками армяно-азербайджанской границы. «Есть проблемы, связанные с некоторыми участками, которые проходят на границе с Тавушской областью Армении и Нахичеванской автономной республикой. Этот вопрос также касается транспортных путей. Даже если делимитация будет проводиться по советским границам, то на некоторых участках автомагистраль пересекает границу, переходит на территорию Азербайджана, а затем опять возвращается в границы Армении. Так было, например, с автодорогой Горис–Капан, где азербайджанцы поставили пограничный пункт, и это сильно ударило по праву передвижения граждан Армении и иранцев, которые перевозили грузы через Армению, пересекая этот участок дороги через Азербайджан и оплачивая за это таможенные пошлины. Есть еще вопрос анклавов, до сих пор неясно, что будет с этими анклавами, сохранятся ли они или произойдет их обмен», - пояснил аналитик.

Подписание мирного договора между двумя странами армянский эксперт считает отдельной проблемой, но подчеркивает, что до оформления такого договора решить вопрос делимитации и дальнейшей демаркации границ невозможно.

«Пока не ясно, что представляет из себя этот мирный договор, как будут конкретизированы его пункты, о чем он будет вообще. Решить вопрос делимитации-демаркации до подписания мирного договора физически невозможно, потому что этот процесс может длиться несколько десятков лет. Вопрос еще и в том, на основании каких карт будет проводиться делимитация границы. Будут ли это советские карты, или делимитация будет проводиться на основе тех позиций, которые сегодня занимают армянские и азербайджанские войска? Исходя из этого, сложно сказать, какие пункты будут внесены в мирный договор и насколько он будет конкретизирован», - заявил Н. Дунамялян.

После встречи В. Путина с Н. Пашиняном в Москве в Ереване видят два сюжета развития событий вокруг подписания мирного договора с Азербайджаном и уточнения статуса Нагорного Карабаха.

«Здесь видны две разные позиции зарубежных партнеров. У западных стран, в частности у ЕС и США, есть определенная позиция, которая предусматривает, что в сложившихся геополитических условиях этот вопрос должен быть решен в ближайшем будущем. В России же считают, что статус Нагорного Карабаха может быть отдельно рассмотрен в более отдаленном будущем. Армянские власти заявляют, что делимитация границ возможна и без определения статуса Нагорного Карабаха и процесс идет именно в этом формате. И провластные силы пытаются убедить в этом общественность Армении.

Но оппозиционные круги и патриотически настроенные массы населения против такого подхода. Вопрос в том, насколько четко сумеет армянская сторона сформулировать позицию по отделению друг от друга вопросов делимитации границ и статуса Карабаха, поскольку взаимосвязь нескольких вопросов может нанести большой ущерб Армении и армянской внешней политике вообще. Как мы наблюдали это в 2009 году, когда армяно-турецкое сближение начали увязывать с урегулированием карабахского конфликта. Если связать все вопросы в одну линию, то одна из сторон, азербайджанская, будет называть это всеобъемлющим решением, а для армянской стороны это будет бремя нулевой, даже отрицательной суммы», - подчеркнул Н. Дунамалян.

Как видим, несмотря на расхождения по определенным направлениям, обе стороны видят и общие точки соприкосновения, и моменты, решить которые можно в интересах обеих стран. В том числе выделяют проблему эксклавов (анклавов) и говорят о возможности обсуждения вопроса обмена этими территориями.

Судя по ожиданиям экспертов, вопрос формирования двусторонней комиссии по делимитации/демаркации государственной границы прояснится в конце апреля. Остается надеяться, что на этот раз дело сдвинется с мертвой точки, а в процессе обсуждения вопроса сторонам удастся найти взаимно приемлемые и не ущемляющие интересы и государственность той или иной страны решения.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2931
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика