На днях к санкциям ЕС против РФ присоединились и морские порты. Пятый пакет санкционных мер включает запрет на вход в гавани стран европейского сообщества судов под российским флагом. В первых рядах государств Евросоюза, активно лоббировавших эту санкционную меру, были Латвия, Литва и Эстония.
«Деятельность портов имеет большое значение»
Факт закрытия портов стран Балтии перед россиянами подавался в этих государствах как выдающаяся победа. Клайпедский государственный морской порт закрыл, например, допуск в свою гавань судов под флагом РФ, начиная с 16 апреля. Глава предприятия Альгис Латакас торжественно заявил: «Деятельность портов имеет большое значение для международной торговли. Введённый запрет для российских судов, к которому присоединилась и Клайпеда, является частью мер воздействия на экономику и власти РФ». Не придется ли прослезиться потом, ведь упущенную экономическую выгоду не вернешь.
Тут стоит привести цифры: на протяжении прошлого года в Клайпеде ошвартовалось 122 российских судна. В целом же ежегодно их приходило в Клайпеду от 100 до 180. Казалось бы, немного (всего каждый год через Клайпеду проходят несколько тысяч судовых рейсов), но это если не брать во внимание один важный нюанс. Порт посещали, в частности, газовозы, доставлявшие продукцию российской компании «Новатэк». Этот газ имел большое значение для литовской энергетики, но теперь Литва всецело будет приобретать голубое топливо у «правильных» стран.
К слову, первый месяц этого года оказался для порта в Клайпеде относительно неплохим, но потом власти Литвы разорвали договор с «Беларуськалием» о транзите его грузов. В январе перевалка белорусских удобрений ещё осуществлялась, а в феврале уже нет. В итоге общий грузооборот порта в январе-феврале составил 6,7 млн тонн и оказался на 10,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого месяца. Количество грузов сократилось на 791 тыс. тонн. Из-за этого лишились мест 136 работников местного насыпного терминала. Правда, в целом для порта данное снижение отчасти компенсировал выросший на 46% грузооборот контейнеров. Дело в том, что недавно появилась новая трансокеанская контейнерная линия, затрагивающая и Клайпеду. И теперь гендиректор порта в Клайпеде Латакас утешает подчиненных. Дескать, надо надеяться на переориентировку грузовых потоков, на то, что в будущем – возможно – станет больше грузов, доставляемых в Литву с западного направления.
Иронично, но нынешний, 2022 год начинался очень удачно и для Риги, Вентспилса и Лиепаи. Европейская экономика стала быстро выздоравливать после двухлетнего упадка, вызванного пандемией Covid-19, начал вновь расти товарооборот между разными государствами. Соответственно, грузооборот портов Латвии по итогам января-марта 2022 года составил 12,33 млн тонн, что значительно больше, чем годом ранее, на целых 10,5%. И этот показатель мог бы расти и дальше, если бы правительство страны не «зарубило» его практически собственными руками. Министр транспорта Латвии Талис Линкайтс ещё в марте говорил, что в случае полного обрыва транспортных связей с Россией (что по факту чуть позже и произошло) железные дороги государства потеряли бы около 85% грузов. В порту Вентспилса грузооборот снизится примерно на две трети. Рижский порт потеряет около 45% грузов. Потери в Лиепаи составят до 30%.
Кстати, потерю российских грузов Рига, Лиепая и Вентспилс хотели бы компенсировать за счёт Украины. Недавно Талис Линкайтс обсудил эту возможность с министром инфраструктуры Украины Александром Кубраковым. Тот пожаловался латышу, что, хотя его страна является одним из крупнейших в мире экспортеров зерновых продуктов, но из-за российской спецоперации не может нынче использовать свои порты на Черном и Азовском морях. Кубраков заявил, что «в этой ситуации важно искать новые направления логистики, чтобы минимизировать риск ограничения доступности продовольствия в мире». В ответ Линкайтс подчеркнул, что все три крупных латвийских порта и их зерновые терминалы готовы принимать украинские грузы. Правда, неясны пока сами пути их доставки...
Что выйдет из этой затеи в будущем, пока не очень ясно, но в целом она выглядит сомнительно. Ведь нынешняя посевная на Украине фактически сорвана, так какие грузы Киев собирается гнать через латвийские порты?
«Латвийская смесь»
Тут стоит привести любопытный факт: буквально на днях в мировой прессе стали появляться сообщения о том, что на Балтике заметно выросла интенсивность движения танкеров с сырой нефтью, курсирующих между российскими Санкт-Петербургом, Усть-Лугой и латвийским Вентспилсом. Так, по данным телепередачи Nekā personīga («Ничего личного»), выходящей на латвийском телевидении, в марте свои грузы доставили в Вентспилс 25 танкеров. Ну а статистика латвийской Службы государственных доходов по реэкспорту топлива показывает, что он даже удвоился, превысив 200 миллионов евро. Согласно просочившейся информации, Вентспилс стал звеном хитрой схемы, благодаря которой нефть у России продолжают покупать США, ранее объявившие на нее эмбарго. Дело в том, что в Вентспилсе российскую нефть смешивают с нероссийской, а потом эту «латвийскую смесь», отношения к РФ вроде бы уже не имеющую, отправляют на терминалы компании Shell в Нидерландах или в прямо в США.
После того как соответствующую информацию опубликовало агентство Bloomberg, это стало предметом обсуждения на встрече 11 апреля представителей правящих партий Латвии. По ее окончании министр экономики Янис Витенбергс заявил, что опубликованные Bloomberg данные «вызывают тревогу» и нуждаются в проверке. Впрочем, сотрудники всех трёх терминалов, имеющих отношение к перевалке нефтепродуктов в Вентспилсе (АО Ventbunkers, ООО Ventall termināls и ООО Ventspils nafta termināls), информацию о том, что там «бодяжат» некую «смесь», отрицают. А представители Shell сообщили латвийскому телевидению, что с начала марта они не закупали российских нефтепродуктов с целью их смешивания ни в Латвии, ни где-либо ещё.
С другой стороны, латвийский министр сообщения Талис Линкайтс заявил, что не видит в такой схеме ничего противозаконного. «Насколько мне известно, все крупные международные компании смешивают нефть, и пока это, по-моему, не запрещено. Цель состоит в том, чтобы сократить общий объем российской нефти в Евросоюзе. И согласно статистике, мы видим, что он снижается», – уверяет Линкайтс. А управляющий портом Вентспилса Андрис Пурмалис добавил, что топливо на танкерах смешивают не из политических соображений, дабы что-то скрыть, а чтобы улучшить качество продукта или удешевить его. «Это описание законного действия, поэтому я не понимаю, как мы можем отреагировать (на обвинения в свой адрес. – А.А.). Нет, здесь не надо реагировать, ведь это продолжается годами. Российская нефть в настоящее время не запрещена, и экспорт нефти в настоящее время разрешен. Российская нефть смешивается с другой, ведь мы знаем, что Саудовская Аравия, Иран, а также США тоже продают свою нефть на рынке», – отметил Пурмалис с видом оскорбленной невинности.
Российский политический обозреватель Алексей Стефанов иронизирует в своём телеграм-канале: «Та же российская нефть, только в профиль: теперь Запад покупаете её втихаря. По данным Thе Wall Street Journal, экспорт российской нефти в ЕС вырос в апреле до 1,6 млн баррелей в сутки по сравнению с 1,3 млн баррелей в сутки в марте. Британская Shell, американская ExxonMobil и итальянская Eni заявили WSJ, что транспортируют нефть из Казахстана через российский порт. При этом одним из самых популярных способов доставки является использование судов с пометкой "пункт назначения неизвестен" – танкер перевозит нефть на более крупные суда, где она смешивается с другим грузом, уточняет издание. Кроме того, на рынке предлагаются так называемые "латвийская смесь" и "туркменская смесь", в которых содержится много российской нефти».
К слову, подобные схемы Shell широко использует и для продажи подсанкционной венесуэльской и иранской нефти. Она смешивается с продуктами другого происхождения, в результате чего и появились «сингапурская» и «малайзийская» смеси.
Российские транзитные компании переориентируются
на другие порты
Эстония тоже обставила изгнание российских судов из своих гаваней с известной торжественностью. «Для судов, сменивших свой флаг с российского на другой флаг после 24 февраля, порты Евросоюза отныне также закрыты», – сообщили в пресс-службе эстонского министерства экономики и коммуникаций. По словам главы министерства Таави Ааса, «вся Европа переосмысливает свою экономическую деятельность и становится все более независимой от России». Аас подчеркнул: «Кремль не показывает никаких признаков прекращения своей агрессии. Поэтому Европа постепенно ищет стратегические способы сделать стоимость войны настолько высокой, чтобы исчезла перспектива продолжения наступления на Украину. Помимо стран, все предприятия, чья деятельность так или иначе связана с Россией, должны будут переосмыслить свою деятельность, чтобы освоиться в новом экономическом пространстве».
Посол России в Эстонии Владимир Липаев охарактеризовал этот шаг, как «демонстративный». Он пояснил, что в 2021 году имело место более 300 заходов российских танкеров и сухогрузов в порты Эстонии. Это, по его оценке, «не очень много» – всего около 3% от всех заходов иностранных судов в эстонские гавани. Но сам по себе запрет, как подчеркнул посол, негативно отразится на отношениях двух стран, а данный сегмент судозаходов был хоть и небольшим, но выгодным для обеих сторон. «Сейчас российские транзитные компании переориентируются на другие порты», – отметил В. Липаев. «Эстонская сторона, к сожалению, последнее время всегда идёт в первых рядах тех, кто инициирует различного рода антироссийские акции», – сказал посол, подчеркнув, что это «не первый и не единственный шаг», направленный на подрыв отношений двух государств.
Действия прибалтов по изгнанию российского судоходства прокомментировали и в Москве. Официальный представитель российского МИД Мария Захарова подчеркнула: «Подобная инициатива абсурдна. Видимо, авторы в антироссийском угаре решили внести свой вклад и нанести удар по международным транспортно-логистическим цепочкам. Их нарушение уже и без этой инициативы привело к вспышке инфляции, к нехватке товаров в Европе, в Евросоюзе в частности. Нужно ещё усилить страдания собственного населения? Прекрасно понимаю, что ни в какой Латвии не думают ни о гражданах Латвии, ни о гражданах Эстонии и Литвы, уж тем более не думают о гражданах России или той же самой Украины. Вряд ли думают о гражданах Польши. Но они же должны понимать, что даже их кураторам в Брюсселе будет нанесен прямой удар. Мы с вами знаем, что страны Прибалтики, их политический истеблишмент напрямую управляется из Лондона и Вашингтона через натовские структуры или целенаправленно в ручном режиме. Видимо, это выгодно англосаксонскому дуэту, но в Латвии должны понимать, что они сами будут страдать».
М. Захарова напомнила, что Литва, Латвия и Эстония в который уже раз наносят удар по собственной экономике. «Что касается портов Прибалтики, динамика, которую мы сейчас видим (имею в виду нисходящую динамику загрузки), всем известна. Если политики этих стран решили ещё больше снизить грузооборот в собственных портах, это их дело».
Показательно, что готовность пожертвовать собственными экономическими интересами соседствует с просьбами, обращенными к Брюсселю, о предоставлении соответствующей компенсации. Так или иначе, «в случае принятия очередного антироссийского решения Латвией и Литвой наши грузопотоки будут необходимым образом переориентированы. Российские порты в балтийском и черноморском бассейнах будут продолжать функционировать и ускоренно развиваться, а вот экономические интересы европейских стран неизбежно пострадают. Там этого не могут не понимать», – заключила официальный представитель российского МИД.
Понимать-то понимают, но от своей стратегии не отказываются. Стремление навредить России сильнее тяги к собственному экономическому преуспеванию…
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram