Давление Запада на Белоруссию заставляет Минск действовать нестандартно - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 26.11.2024 |

Давление Запада на Белоруссию заставляет Минск действовать нестандартно

Санкционное давление стран Запада на Белоруссию и Россию уже достигло небывалых в истории размеров. Ограничения не только коснулись практически всех секторов экономики, но и напрямую стали влиять на простых людей. Сегодня для граждан Белоруссии стало практически невозможно получить шенгенскую визу, а на пороге стоит вопрос о полном закрытии границ Евросоюза с республикой.

Первым шагом в данном направлении стал запрет на использование в ЕС грузового транспорта с белоруской и российской регистрацией. Вполне вероятно, что новые ограничения, о которых продолжают говорить на Западе, будут касаться и гражданского автотранспорта, а затем и всей транспортно-логистической отрасли Белоруссии и РФ.

На этом фоне последние действия официального Минска вызвали у многих удивление. Речь идет о решении белорусских властей разрешить приезжать в республику гражданам Литвы и Латвии без оформления виз. Безвизовый режим установлен для них с 15 апреля сроком на один месяц. Официально это было сделано для того, чтобы помочь гражданам сопредельных государств посетить своих родственников на весенние церковные праздники. Кроме того, было разрешено и посещение пограничной зоны без пропуска, так как именно в этой области расположено множество кладбищ, которые многие не могли посещать из-за введённых ранее ограничений, связанных с коронавирусом.

Примечательно в данном случае то, что ничего подобного для белорусов со стороны ЕС не было сделано даже после того, как в Евросоюзе стали ослаблять меры, введенные в связи с пандемией. Более того, у граждан РБ и вовсе появились дополнительные трудности. В частности, Литва, Латвия и Польша формально не вводят ограничений для пересечения своих границ со стороны Белоруссии для тех, кто обладает их национальными и шенгенскими визами. Однако на переходах многих белорусов разворачивают либо без объяснения причины, либо по надуманным предлогам. Исключение составляют те, кто едет по так называемым гуманитарным визам, выданным в связи с «политическими гонениями» в Белоруссии.

Действия официального Минска по открытию своих северных границ уже вызвало множество споров как в самой Белоруссии, так и у ее соседей. С одной стороны, буквально за несколько дней до принятия решения белорусские власти в ответ на санкционное давление со стороны Запада опубликовали список недружественных государств, к которым пообещали применять ответные меры. В него попали 39 стран, в том числе весь Европейский союз, не исключая Литву и Латвию. Таким образом, Минск официально признал враждебной политику Вильнюса и Риги, но при этом открыл для прибалтов свои границы.

С другой стороны, действия Белоруссии оказались неожиданными и для прибалтийских республик, где до конца не смогли понять, для чего был сделан такой шаг. Поэтому единственной реакцией Литвы и Латвии на происходящее стала попытка дискредитировать Белоруссию и ее власти. В частности, литовский и латвийский МИД рекомендовали своим гражданам не посещать соседнюю республику с практически одинаковыми объяснениями.

В Риге заявили, что въезд в Белоруссию сопряжен со значительными рисками, так как, мол, «режим Александра Лукашенко продолжает поддерживать военную агрессию России против Украины, и по отношению к нему применяются жесткие международные санкции». В этой связи сообщалось, что ранее разведывательные службы Латвии и других стран НАТО «публично предупреждали о разведывательной деятельности российских и белорусских спецслужб и вербовке граждан соседних стран». Поэтому в латвийской столице считают, что «есть серьезный риск того, что такие действия будут направлены и против граждан Латвии», а те, кто решится воспользоваться безвизовым режимом, «могут стать объектом провокаций со стороны белорусских спецслужб и быть ложно обвинены в нарушении белорусского законодательства с последующим арестом». После этого из Латвии стала приходить информация о том, что местные спецслужбы начали проводить среди граждан «разъяснительную работу», предупреждая, что в случае поездки в Белоруссию по возращении их ждут проверка и неприятности.

Литва пошла еще дальше. Вильнюс не только практически полностью повторил заявление Риги относительно «режима Лукашенко» и причастности Белоруссии «к военной агрессии России на Украине», но и развернул целую информационную кампанию, призванную дискредитировать Минск. В частности, литовская контрразведка сообщила, что фиксирует, что литовские граждане, отправляющиеся в Россию или Белоруссию, вербуются для шпионской деятельности. По словам министра обороны Арвидаса Анушаускаса, это происходит потому, что спецслужбы РФ и РБ имеют «ограниченные возможности» действовать на территории Литвы, а потому «в настоящий момент потенциальной мишенью российской и белорусской разведки могут стать обычные граждане Литвы».

Впрочем, все запугивания литовских и латвийских властей не возымели существенного эффекта, хотя, несомненно, и заставили многих действовать более осторожно. Только в первый день по безвизу в Белоруссию из Литвы и Латвии приехали несколько сот человек, а через неделю таких было уже более 3,7 тысячи. Причем подавляющее большинство – литовцы.

Вместе с тем вопрос о том, для чего на самом деле белорусские власти решили разрешить свободно приезжать в республику гражданам сопредельных и к тому же «недружественных» стран, по-прежнему остается открытым. Особенно если учитывать, что еще несколько месяцев назад на границе Белоруссии с ЕС бушевал серьёзный миграционный кризис, а Литва и Латвия продолжают винить в нем белорусские власти, несмотря на то что сейчас ситуация более чем спокойная.

Объяснить логику действий белорусских властей можно по-разному. С политической точки зрения решение официального Минска может свидетельствовать о том, что белорусские власти стремятся продемонстрировать Европейскому союзу, Литве и Латвии в частности, готовность к нормализации отношений. Белоруссия показывает таким образом свою полную открытость в противовес непрекращающимся обвинениям в нарушении прав человека и утверждениям о том, что республика превратилась в тоталитарное государство закрытого типа. Кроме того, в белорусской столице вполне здраво рассчитывают на то, что приезжающие литовцы и латвийцы смогут самостоятельно изучить ситуацию в стране, что тем или иным образом повлияет на общественное мнение в прибалтийских республиках о Белоруссии. К тому же нельзя забывать, что на фоне жестких ограничений свободы слова в Литве и Латвии, связанных с усугубляющейся там русофобией, такая открытость официального Минска может нанести, пусть и небольшой, но все же удар по имиджу властей этих стран и проводимой ими политике.

В непосредственной связи с политическими причинами находятся и гуманитарные. Речь в данном случае идет о демонстрации Белоруссией своей готовности помогать простым литовцам и латвийцам в обеспечении их различными товарами, в том числе и первой необходимости, цены на которые в ЕС стремительно пошли вверх. Жители Литвы и Латвии и ранее приезжали в соседнюю республику за дешевым бензином и сигаретами. Однако сегодня, в том числе и из-за введённых ЕС антибелорусских и антироссийских санкций, можно наблюдать буквально паломничество граждан соседних «недружественных» стран в Белоруссию, где полки магазинов остаются полными, а цены гораздо ниже европейских. Помимо бензина и сигарет жители прибалтийских республик активно закупают белорусский торф и торфобрикеты, всевозможные крупы, соль и даже хлеб. По сути, введение безвиза должно позволить литовцам и латвийцам приезжать в Белоруссию на закупки, создавая при этом положительный образ республики, которая не страдает от санкций, в отличие от тех, кто их ввел.

Нельзя забывать и о некоторых вопросах экономики. С учетом того, что белорусский экспорт оказался практически закрыт в направлении ЕС, властям республики не остается ничего иного, как искать возможности нарастить потребление внутри страны. За счет открытия границ появляется дополнительная возможность увеличить продажи топлива, которое ранее поставлялось в Европу, а также некоторых видов иной продукции, в том числе и продуктов питания. В перспективе это может содействовать корректировке потока покупателей, который ранее был направлен, например, в Литву, а теперь разворачивается обратно. Проще говоря, Белоруссия вполне рассчитывает на то, что теперь она начнет зарабатывать на литовцах, как раньше они зарабатывали на белорусах, ездивших к ним на закупки.

В целом же открытие Белоруссией своих границ должно создать положительный образ республики в глазах простых литовцев и латвийцев, одновременно снизив степень их доверия к собственным властям. На фоне нарастающего кризиса в Прибалтике последствия подобных событий вполне способны оказать влияние на принятие Ригой и Вильнюсом решений по вопросу дальнейших торгово-экономических отношений с Минском. Конечно, безвизовый режим вряд ли станет главным инструментом раскачивания ситуации в Прибалтике, однако, как говориться, вода камень точит.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2640
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика