Американцы ушли, талибы пришли, война с ИГИЛ осталась - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 07.07.2024 |

Американцы ушли, талибы пришли, война с ИГИЛ осталась

Созданное при участии США и подпитываемое американскими вливаниями «Исламское государство»* отнеслось к бегству своих патронов из Афганистана «с должным пониманием». А именно – продолжило войну с движением «Талибан»*, которое американцы объявили своим главным врагом в этой стране. Ведь вложенные в ИГИЛ деньги надо отрабатывать, исполняя пожелания «благодетелей». А ещё лучше, если эта отработка будет происходить «с огоньком», с фантазией.

«Неправильный» враг моего врага – всё равно друг

Эти попытки не являются неожиданностью. Ведь «Исламское государство» и «Талибан» являются антагонистами.

Да, такое возможно для двух исламистских группировок. И не только из-за разного толкования религиозных догм. Дело в том, что талибы, образно говоря, являются «национал-исламистами», а игиловцы – исламскими «интернационалистами». Первые считают категорически недопустимым любое иностранное вмешательство в дела Афганистана, а также не рвутся распространять афганское влияние на соседние страны. Вторые для населения Афганистана в своём большинстве являются чужаками, пришедшими издалека ради присоединения страны к единому «Всемирному исламскому халифату».

Ни для кого давно уже не секрет, что за созданием ИГИЛ стоят Соединённые Штаты Америки. Имеются и фотографии дружеских контактов сенатора Дж. Маккейна (ныне покойного) с лидерами ИГ. Помимо этого, несмотря на декларируемую США «борьбу с Исламским государством», именно американское военно-политическое руководство прилагало максимум усилий для сохранения боеспособных подразделений ИГ, противодействуя ударам по ним сирийскими правительственными войсками и российской авиацией. А очень многие рядовые боевики, полевые командиры и политические фигуры ИГИЛ «вертолётами без опознавательных знаков» переправлялись с сирийских и иракских территорий, подконтрольных американским оккупантам, в Афганистан в качестве противовеса талибам. Против которых, кстати, на афганской территории американские оккупанты открыто вели боевые действия.

       

В Вашингтоне именно «Талибан», а отнюдь не ИГ, считали своим главным противником в Центральной Азии. Проникающих же на афганскую территорию игиловцев воспринимали как союзников и скрытно поддерживали в надежде на то, что с их помощью удастся предотвратить возвращение «Талибана» к власти после эвакуации американских войск из страны. Но просчитались: захват талибами афганской столицы и формирование правительства на основе этого движения были воистину молниеносными.

«Нет рабам Китая, России, США, Пакистана и Турции»

Главари самой мощной в мире террористической сети начали развитие собственной медиаинфраструктуры ещё в 2015 г. и теперь перешли к планомерной пропагандистской «осаде» власти талибов в Афганистане, воздействуя в первую очередь на представителей узбекского и таджикского народов. Заодно усилена и проигиловская агитация среди жителей постсоветских республик Средней Азии, входящих с точки зрения ИГИЛ в пока ещё виртуальное «Исламское государство провинции Хорасан» (ИГПХ).

Несмотря на умозрительный характер ИГПХ, уже не единожды предпринимались практические попытки начать захват реальных территорий для него. Речь идёт о столкновениях боевиков ИГ с туркменскими пограничниками в 2020 г., а также попытках возвращающихся в Узбекистан эмигрантов из волны 1920-х гг. инициировать пересмотр принадлежности нефтегазоносных земель в пользу их бывших владельцев. Причём опасность неблагоприятного развития ситуации в Узбекистане усугубляется ещё и тем, что руководство запрещённого в этой стране «Исламского движения Узбекистана»* (ИДУ) в 2015 г. присягнуло на верность ИГИЛ.

Учитывая крайне жёсткую позицию узбекистанского руководства к исламистам, а также его подозрительность к собственным гражданам, возвращающимся из-за рубежа (включая трудовую миграцию в Россию), медиа ИГПХ развернули агитационную работу на целевые национальные аудитории. В частности, на сайтах и в блогах соцсетей публикуются агитационные материалы на узбекском языке с латинским алфавитом (Узбекистан не так давно перешёл на латиницу, в отличие от афганских узбеков, пользующихся арабской графикой), таджикском и киргизском языках с кириллической графикой. В них разъясняется радикально-исламистская позиция ИГ, а также публикуются призывы к присоединению представителей этих народов к «джихаду против рабства со стороны Китая, России, США, Пакистана и Турции».

Что общего между узбеками и бенгальцами?

Но, помимо вербовки будущих членов ИГПХ, пропагандистская работа указанными медиа имеет ещё и другую цель. Это вбивание клина между различными этническими группами, населяющими не только среднеазиатские республики, но и Афганистан, с одной стороны, и талибами – с другой.

Основной пропагандистский упор делается именно на национальную принадлежность: игиловские агитаторы именуют «Талибан» «пуштунской националистической группировкой», враждебной другим народам Афганистана. К примеру, гибель руководителей ИДУ в ходе боевых действий с талибами трактуется так, будто «вероломные, девиантные, националистические талибы» замучили узбеков, включая «беззащитных женщин и детей», в «преступной резне». А развёрнутую талибами охоту на руководителей «Исламского движения Узбекистана» – нападением на всех узбеков. Чем, в общем-то, ещё и пытались выбить почву из-под ног той части ИДУ, что осталась верной «Талибану».

Попытки вбить клин между непуштунским населением и нынешней властью предпринимаются не только в отношении узбеков. Спекуляции на межэтнической почве направлены также на таджиков и киргизов, которых, помимо борьбы с правительствами в собственных странах, используют и для антиталибских диверсий в Афганистане.

Помимо подобных провокаций, в медиасети «Исламского государства провинции Хорасан» и ИГ в целом запущена целая кампания дискредитации международной деятельности талибского правительства. Все международные шаги «Талибана», пытающегося хоть как-то обезопасить границы Афганистана и наладить торговлю с соседями, трактуются как «предательство ислама», контакты с «врагами ислама». В число которых у игиловцев входят не только Китай и Россия, но и тот же Узбекистан, где власти проводят довольно жёсткую политику против религиозного экстремизма, а также Кыргызстан и Таджикистан. Пропагандистские «находки» ИГПХ немедленно транслируются медиаструктурами других «вилайетов Исламского Государства», включая даже… «Исламское государство провинции Хинд» и бенгальских исламистов.

Собственно, пропагандистская война ИГИЛ против «Талибана» является лишь идеологическим обоснованием войны экономической. Наметилась тенденция к увеличению числа игиловских атак на инфраструктурные объекты в Афганистане и близлежащих к нему странах: артезианские скважины, линии электропередач, нефтегазодобывающую инфраструктуру.

***

Да, Афганистан на сегодня является ключевым государством мира и благополучия в Центральной Азии. Да, движение «Талибан», захватившее власть в этой стране после ухода из неё американских войск, далеко не ангелы. Но, в отличие от игиловцев, талибы не ставят своими задачами разрушение соседних государств ради создания «Всемирного исламского халифата». Именно поэтому столько тревоги вызывает растущая активность радикальных исламистов из ИГ по дестабилизации обстановки в Афганистане и натравливание на «Талибан» соседних народов, представители которых также входят в состав афганского общества. Ведь приход к власти игиловцев означает не просто превращение Афганистана в оплот радикализма и терроризма, а ещё и в угрозу самому существованию таких постсоветских государств, как Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Кыргызстан и даже Казахстан.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2512
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика