В августе 2021 г. за несколько часов до захвата движением «Талибан»* власти в Афганистане из аэропортов Мазари-Шарифа и Кабула вылетело почти 50 самолетов и вертолетов, пилоты которых служили предыдущему правительству и беспокоились за свою судьбу со сменой власти. Посадку они совершили в Узбекистане и Таджикистане.
По горячим следам случившегося заместитель главы временного правительства «Талибана» мулла Абдул Гани Барадар призвал Ташкент вернуть боевую технику.
Узбекская делегация во главе со спецпредставителем президента РУз в Афганистане Исматуллой Иргашевым в ноябре встретилась с представителями «Талибана» в Кабуле для поиска развязки этого вопроса. Но путей его решения тогда не нашли.
Стороны периодически возвращались к этой теме. В январе с.г. «Талибан» призвал власти Узбекистана и Таджикистана возвратить афганские самолёты и вертолёты. И.о. министра обороны временного правительства Афганистана Мохаммад Якуб заявил, что, если страны не сделают этого, «их ждут последствия». Об этом сообщал «Ритм Евразии».
Реагируя на это, официальный представитель Пентагона Джон Кирби заявил: «Можно с уверенностью предположить, что она не будет отправлена в Афганистан для использования талибами».
И вот на днях Исматулла Иргашев в интервью изданию «Голосу Америки» заявил, что Узбекистан не намерен возвращать талибам угнанную афганскими пилотами авиатехнику.
Специальный представитель президента Узбекистана по Афганистану привел следующий довод: «Правительство США заплатило за них (самолеты. – Ред.). Оно финансировало предыдущее афганское правительство. Таким образом, мы считаем, что решение о том, как с ними поступать, полностью зависит от Вашингтона. Мы сохранили эту военную технику по соглашению с США и сообщили об этом талибам».
Как бы такая категоричность не обострила отношения Ташкента с Кабулом.
Наш корр.