Акции протеста в Армении: повод, причина, политическая повестка - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.11.2024 |

Акции протеста в Армении: повод, причина, политическая повестка

В Армении с 1 мая начались массовые акции оппозиции с требованием отставки премьер-министра Никола Пашиняна. Спорадические протесты имели место и ранее, включая сидячую демонстрацию председателя парламентской фракции «Честь имею», директора Службы национальной безопасности в 2018-2019 гг. Артура Ванецяна.

Поводом для нынешних акций стало выступление в парламенте Н. Пашиняна, заявившего о том, что, сдав территории во время войны 2020 года в Карабахе, он, возможно, сумел бы спасти тысячи жизней, но результат был бы аналогичен итоговому. Отказавшись же сделать это, он стал виновным в гибели тысяч людей. Видимо, Пашинян имел в виду возможность прекращения боевых действий 19-20 октября 2020 года, предлагавшегося Владимиром Путиным, на которое варчапет тогда не согласился.

Премьер-министр также объявил, что международное сообщество ожидает от Еревана признания территориальной целостности Азербайджана и «снижения с армянской стороны планки по статусу Нагорного Карабаха».

После этих заявлений парламентская оппозиция обвинила его в уступках в нагорно-карабахском вопросе, а группа родителей погибших во время войны 2020 года военнослужащих обратилась в Генеральную прокуратуру с требованием возбудить против главы правительства уголовное дело.

По сути, главным лозунгом был сделан лозунг «спасения Карабаха», притом что власти заявляют, что какие-либо переговоры по статусу Нагорного Карабаха не ведутся.

Протестующие на проспекте Баграмяна у здания парламента Армении, двери которого Н. Пашинян некогда обещал распахнуть для всех желающих

Реальной же причиной данного процесса является намерение экс-президента Роберта Кочаряна (1998-2008 гг.) сместить Пашиняна с помощью очередной «бархатной революции», т. е. аналогично тем же действиям и технологиям, с помощью которых пришел к власти в 2018 году Пашинян. Судя по всему, Кочарян полагает, что к власти в результате этого процесса удастся прийти ему самому либо его протеже. Неподконтрольная властям пресса концентрирует внимание обывателей на фигуре младшего сына экс-президента Левоне, игнорируя при этом ментальность жителей страны.

Напомним, что сам Р. Кочарян находится под судом и обвиняется в получении взятки в 3 млн долларов от предпринимательницы Сильвы Амбарцумян, а его старший сын Седрак обвиняется в причастности к уклонению от уплаты налогов в крупных размерах и легализации доходов, полученных преступным путём. Второй президент и его окружение обладают весьма впечатляющими по меркам страны финансовыми, информационными и структурными ресурсами. Среди союзников можно назвать традиционную армянскую партию АРФ-Дашнакцутюн, Республиканскую партию Армении, различные социальные группы. Интересно, что те же дашнаки, выйдя 4 года назад из коалиции с республиканцами, не только помогли своими голосами в парламенте прийти к власти Пашиняну, но и четыре с половиной месяца входили в состав его правительства.

Несколько слов о технологических приемах, которые применяют протестующие и которые во многом аналогичны тому, что делал 4 года назад Пашинян и его соратники. Это децентрализация локальных акций; движение маршевых колонн из разных городов Армении к столице; блокирование транспортных коммуникаций в столице и в различных областях страны (в том числе с использованием техники).

При этом очевидно, что для реализации своего проекта Кочаряну и его союзникам пока не удалось мобилизовать для участия в протестных акциях студенчество, которое пока в своем абсолютном большинстве, в отличие от событий 2018 года, не намерено покидать стены университетов. Призывы вице-спикера парламента от оппозиции Ишхана Сагателяна к «настоящей забастовке», расширять бойкот занятий, не отправлять детей в школу и пр. пока явно не находят общественной поддержки. Не удалось добиться саботажа в выполнении своих обязанностей силовыми структурами. Очевидно, что у полиции достаточно ресурсов для разблокирования транспортных коммуникаций как в столице, так и в областях.

Участники блокировок коммуникаций задерживаются полицией (ежедневно 200-250 человек), но потом отпускаются. По сути, участникам акций протеста оставлена лишь территория площади Франции в Ереване (перекрёсток четырех ключевых магистралей столицы), где они установили свой палаточный городок. Все остальные попытки блокирования транспортных коммуникаций пресекаются достаточно решительно. При этом оппозиционеры говорят о непропорциональном применении силы со стороны полиции, но офис омбудсмена, который мониторит происходящее, фиксирует в отдельных случаях лишь нарушение процедуры.

Нет и «критической массы» участников акций. 1 мая их было не более 20 тысяч человек, в остальные дни меньше, что свидетельствует о том, что данное протестное движение не пользуется достаточной общественной поддержкой. Очевидно, что это обстоятельство связано с политической повесткой протестного движения. Как было сказано выше, они требуют отставки правительства во избежание новых уступок как по карабахскому вопросу, так и по части запущенного процесса урегулирования армяно-турецких отношений.

Как замечает доктор политических наук Ваге Давтян, конкретная политическая дорожная карта оппозиции в настоящее время «либо не созрела, либо же не оглашается ввиду тактических соображений. Хочется думать, что второе. С другой стороны, важно понимать, что данный процесс никак нельзя рассматривать в предвыборной логике: на кону будущее армянского государства. Дилемма вполне простая: либо мир по-пашиняновски с максимальными и всевозможными уступками и окончательной потерей субъектности и аджаризацией / вилаетизацией Армении, либо мобилизация всего национального стратегического ресурса для создания шанса иметь достойное будущее в качестве государства. Социально-политическая и экономическая риторика здесь ни к чему. Она потребуется на втором этапе – после реализации плана минимум – отставки правительства, после чего и должна состояться глубинная трансформации армянской политической системы с формированием армянской национальной идеи».

Таким образом, у инициированного парламентской оппозицией движения нет ответов на ключевые вопросы, которые волнуют общественное мнение. В частности, собирается ли она, в случае прихода к власти, вести переговоры с Азербайджаном в рамках трехсторонних заявлений 2020-2021 гг., в том числе по вопросам разблокирования коммуникаций, а также делимитации и демаркации границы. Непонятен и вопрос о том, как ей видится урегулирование проблемы Арцаха (Карабаха) и обеспечение его безопасности с учётом наличия в крае российского миротворческого контингента. Наконец, собираются ли оппозиционеры в случае гипотетического прихода к власти вести переговоры с Турцией по нормализации отношений и на какой именно основе они собираются это делать? Внятных ответов пока нет, зато есть заявления депутата парламента Гегама Манукяна (партия АРФ «Дашнакцутюн», фракция «Армения») о том, что за Карабах надо бы начать новую войну.

Таким образом, у организаторов акций протеста нет политической дорожной карты, либо они намеренно скрывают ее. Исключение представляет только один вопрос – отставка Пашиняна. Упор делается на том, что, согласно социологическим опросам, более половины населения страны убеждено в неспособности действующих армянских властей заключить мирный договор с Азербайджаном, который бы учитывал интересы Армении и Арцаха. Скорее всего, результаты этих опросов в той или иной степени отражают общественные настроения. Но, с другой стороны, в них умалчивается иное: насколько общественное мнение готово доверить переговоры и подписание соответствующих соглашений фигурам, которые 20 лет вели безрезультатные переговоры как с Азербайджаном, так и с Турцией? Причем делали это с куда более благоприятных позиций, чем Пашинян.

Ответом на этот нериторический вопрос является то, что, несмотря на все свои усилия, оппозиционеры пока не демонстрируют способность собрать «критическую массу» людей в свою поддержку. В этом нет ничего удивительного – последние парламентские выборы в Армении прошли в июне 2021 года, т. е. меньше года назад. Конечно, с тех пор рейтинг власти снизился, но это же можно сказать и о парламентской оппозиции, которая саботирует работу в парламенте и крайне неэффективно использует свой мандат.

Все вышеизложенное только разъясняет, почему, несмотря на все проблемы, действующим властям удаётся держать ситуацию в стране под контролем.

Несколько слов о том, насколько происходящее в Армении в интересах России: некоторые активисты утверждают о якобы имеющейся у них поддержке из Москвы. Едва ли эти намёки соответствуют действительности, т. к. в Москве в период проведения специальной военной операции на Украине, на наш взгляд, больше заинтересованы в том, чтобы в Армении и Карабахе сохранялся приемлемый уровень стабильности. Этим, видимо, объясняется и тот факт, что 12 апреля российский миротворческий контингент, опасаясь дестабилизации ситуации, не пропустил в Карабах депутатов от армянской оппозиции.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2048
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика