Приходит все новая и новая информация, характеризующая то, какую позицию власти Турции занимают в украинском конфликте.
Как сообщает со ссылкой на свои источники Telegram-канал WarGonzo, на Украину через Польшу переброшены 3 тыс. членов турецкой ультраправой организации «Серые волки». Эксперты считают, что эти люди могут быть использованы для контрударов под Харьковом и Николаевом. Участие «серых волков» в боевых действиях на Украине, по некоторым сведениям, подтверждается данными радиоперехвата.
Автор WarGonzo Семен Пегов считает логичным появление на Украине турецких боевиков после длительных поставок ВСУ ударных дронов «Байрактар». Активисты именно этой радикальной организации в свое время взяли на себя ответственность за расстрел российского летчика Олега Пешкова в Сирии», – напоминает он.
Кстати, не только. «Волки» причастны к террору против левых и курдских организаций, покушениям на турецких политиков и даже папу римского.
Конечно, следовало бы дождаться официального подтверждения этой информации и доказательств присутствия турецких боевиков на территории Украины. Но в одном Пегов прав совершено точно: после «Байрактаров» ожидать наемников было бы логично. Тем более что слухи о присутствии на Украине протурецких боевиков из Сирии ходят уже давно.
Если факт существования турецких наемников пока под вопросом, то наличие у Украины турецких беспилотников – несомненный факт. И если год назад многие в России возмущались тем, что Киев использует их против Донбасса, то сегодня они работают уже по российской территории. В последнее время появляется информация о том, что турецкие беспилотники сбивают уж над Курской и Белгородской областями России.
Конечно, официально мы как бы ничего не можем предъявить Турции – свободная страна имеет право продавать оружие другой свободной стране, если та не под международными санкциями, а оружие не является запрещенным. Тем более что после ссоры с США у Турции возникли проблемы с получением определенных технологий, и оружейные рынки для нее сузились, так что турки рады любому покупателю.
Ничего личного, только бизнес?
Хотя, с другой стороны, Россия тоже могла бы продавать, дарить или как угодно оружие курдам, тоже ведь ничего личного. Или Анкаре надо сказать «спасибо» за то, что она вслед за Лондоном открыто не называет удары по российской территории легитимными?
Турция все же не называет Россию врагом. И к антироссийским санкциям не присоединилась, даже будучи страной НАТО и коллективного Запада. Впрочем, это говорит, скорее, не о том, что турки для России большие друзья, чем европейцы, а о том, что они обладают суверенитетом, в отличии от своих союзников. У них есть не только интересы, но и способность их отстаивать, откровенно «посылая» гегемона. Тут достаточно вспомнить историю с С-400. Любую другую страну Вашингтон просто растоптал бы за такое, а с Турцией этот номер не прошел.
Не может не вызывать уважение и твердость позиции Анкары по Черному морю. Кто-то сочтет, что Турция тут пошла на антироссийский шаг, закрыв Проливы, однако он по факту оказался антинатовским. Ведь у России все, что ей нужно в Черном море, есть. Зато корабли США и Британии не будут шастать у нас под боком, постоянно провоцируя напряженность.
Согласен: это вовсе не из благожелательности к России, у Анкары свои интересы, которые тут совпали с нашими. Но и это немало. Как заявил на днях турецкий министр обороны Хулуси Акар, Анкара дипломатическим путем пытается удержать союзников по НАТО подальше от Черного моря.
Вот так вот – альянс альянсом, а нагнетать тут не нужно!
«Вход и выход союзников по НАТО в Чёрное море создаст повышенную чувствительность. У нас есть предложения по поддержанию стабильности в Черном море. Наш призыв: не горячитесь, не паникуйте. Неверная информация может привести к недоразумениям. Давайте не будем вызывать недоразумений или действий, которые могут быть восприняты как провокация», – сказал министр, добавив, что Турция стремится не допустить «нарушения равновесия в рамках принципа региональной собственности».
Понятно, что Турция меньше всего хотел бы столкновения флотов России и НАТО у своих берегов. Тем более что она с высокой долей вероятности могла бы оказаться втянутой в него. Это интересы ее национальной безопасности, и никакое НАТО ей тут не указ. Заметьте, что Вашингтон тут особо и не возражает, понимая, что это принципиальная позиция Анкары.
Однако при этом Турция пытается делать и некие реверансы США и Западу, делая вид, что участвует в изоляции России. Так можно понимать недавнее решение о закрытии неба для российских самолетов, летящих в Сирию. При этом тут опять же сложно придраться: Турция не разорвала договор, а, исполнив его до конца, просто не продлила. Не обязаны была продлевать.
С одной стороны, на нас это вообще-то не сильно повлияет: остаются варианты переброски по воздуху через Иран и Ирак. Кроме того, много чего в Сирию доставляется по морю – для гражданских судов Босфор и Дарданеллы все еще открыты. С другой – повторю, это сигнал Западу: мы не с Россией. Практически вред от этого решения небольшой, идеологический – куда больше.
Впрочем, тут не только реверансы Западу, но и сигналы Москве о том, что Сирия все же остается зоной стратегического интереса Турции и присутствие российских войск там Анкаре никогда не нравилось.
После кризиса зимы 2020 года, когда наши страны буквально находились в шаге от военного столкновения в Идлибе, напряженность между нами значительно спала. Да и сама сирийская тема в нашем медиапространстве, надо отметить, сильно отошла на задний план, особенно на фоне украинских событий.
Тем не менее стоит напомнить, что в начале февраля посол России в Сирии обвинил Турцию в невыполнении части договоренностей по Идлибу. В частности, речь шла о договоренностях, касающихся трассы М-4 Алеппо – Латакия. При этом посол особо подчеркнул, что любые попытки «обелить» укрывающихся в Идлибе террористов, выдать их за так называемую «вооруженную оппозицию» категорически недопустимы.
Вообще-то для Анкары это не попытки, а ее официальная политика по отношению к Идлибу. Это просто иллюстрация того, что разногласия наши никуда не делись, просто они далеко не всегда приводят к эскалации, а значит – не просачиваются в СМИ.
Месяцем ранее стало известно, что турецкая артиллерия обстреляла сирийскую провинцию Хасеке. И это был далеко не в первый раз: данные районы регулярно подвергаются ударам со стороны Турции и поддерживаемых ей боевиков. В частности, в сентябре 2021-го турецкие военные атаковали два российских военных вертолёта на севере Сирии. Многие эксперты назвали это повышением ставок накануне встречи Реджепа Эрдогана с Владимиром Путиным в Сочи.
И в этих постоянных стычках нет ничего удивительного: Россия настаивает на том, что вся территория Сирии должна вернуться под контроль Дамаска, в то время как Анкара сирийские власти просто не признает. Ситуация в Идлибе законсервирована на долгие годы и периодически будет создавать серьезные разногласия между Москвой и Анкарой, ставя их на грань конфликта.
А ведь есть еще Ливия, которой Эрдоган в свое время обещал превращение во вторую Сирию, «если Москва не изменит свой курс». И там наши позиции остаются диаметрально противоположными, несмотря на временное затишье продолжающейся уже более десяти лет гражданской войны.
А ведь есть еще Закавказье, куда Турция влезла явно без согласия на то Москвы во время второй Карабахской войны и прочно там обосновалась, вызывая беспокойство в Москве. Тем более что Закавказье – это еще и ворота в Среднюю Азию, которую Анкара не прочь втянуть в свой проект «Великого Турана».
При этом Турция наступает нам на пятки и на Украине. Всегда наступала, спонсируя экстремистский «меджлис» (запрещенная в России организация), не признавая Крым и публично на каждом шагу это подчеркивая. И, наконец, вооружая Украину против Донбасса, а теперь по факту еще и против России.
Заметьте, отказывая нам в праве навести порядок на Украине, Турция сейчас делает то же самое на севере Ирака и что-то из Москвы не было гневных окриков и вооружения её противников.
В то же время Анкара еще с прошлого года пытается выступить в роли миротворца и площадки, на которой Россия и Украина могли бы заключить некое соглашение.
К слову, как переговорная площадка она себя все же зарекомендовала. На днях стало известно, что в Анкаре произошел обмен россиянина Константина Ярошенко на осужденного в РФ американца Тревора Рида, и это значительный успех Турции, которая в условиях стремительно ухудшающихся отношений между Москвой и Западом стремится стать посредником между ними. Что значительно повысило бы ее международный статус.
Поэтому никого не должно удивлять, что Эрдоган пытается усадить за стол переговоров Путина и Зеленского, параллельно вооружая Украину, при этом гордясь своим неучастием в экономической войне против России. Просто это Турция, и у нее свои интересы.
Впрочем, едва ли в переговорах между Москвой и Киевом Эрдогану удастся достичь успеха. Собственно, первый и последний раунд, прошедший в Турции, вызвал крайне неоднозначную реакцию российской общественности, так что не факт, что на этой площадке что-то еще состоится. Тем более что организовать диалог двух президентов напрямую – сегодня фантастика.
И все же, воспринимая Турцию такой, какая она есть, стоит почаще задавать ей неудобные вопросы и добиваться ответов на их. Если информация о прибытии боевиков на Украину подтвердится, это точно повод для такого вопроса. Ибо это уже не бизнес. И мы точно знаем, что, если «Серые волки» где-то появляются, это не их частная инициатива – тут всегда торчат уши Анкары.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram