Самаркандец, защитивший Сталинград - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.09.2024 |

Самаркандец, защитивший Сталинград

День Победы остается одним из самых главных праздников для миллионов узбекских семей. В этот день повсюду звучат военные песни, люди накрывают столы и встречают гостей, отдавая дань памяти своим предкам. Так проходит 9 мая и в семье героя войны Мавляна Баратова.

«Дедушки нет с нами уже больше 30 лет, но мы по-прежнему отмечаем 9 мая  в кругу семьи. Собираемся все вместе в его доме, накрываем стол. Вспоминаем истории, которыми он с нами делился, и рассказываем их уже своим детям», - рассказал внук фронтовика Абдувахид Джалалов. 

По его словам, Мавлян Баратов не очень любил говорить о войне, для него воспоминания о годах, проведенных на фронте, были очень тяжелыми. Однако для своих внуков он делал исключение.

«Я, когда был маленьким, часто у него расспрашивал о войне. Мне это было очень интересно. Дедушка неохотно рассказывал, он не любил хвастаться своими подвигами, да и  тяжело ему было вспоминать военные годы, и нас он хотел уберечь от того ужаса, который там происходил. Я этого тогда не понимал, и спрашивал, ты убивал людей? А он говорил, что на войне, если ты не убьешь, тебя убьют», - поделился воспоминаниями собеседник «Ритма Евразии».

Чаще всего разговорить фронтовика удавалось в День Победы, когда он и его боевые друзья собирались вместе, чтобы отметить праздник. 

«Рано утром 9 мая мы приезжали к дедушке домой. Я помогал ему надевать пиджак, который был очень тяжелым от медалей и орденов, и я его еле поднимал. Сам он не мог его надеть, т. к. фронтовые ранения давали о себе знать – он ходил на костылях и у него очень болели руки. Награды нашего героя гремели так, что слышно было на всю улицу. От дома мы потихоньку шли к нему на работу, а потом на площадь, где собирались все фронтовики. И пока мы шли, я все время задавал вопросы, просил рассказать про войну, и он кое-что рассказывал. На площади ветераны поздравляли друг друга, выпивали по 100 грамм фронтовых, а нас, детей, угощали мороженым. С площади мы возвращались домой, где бабушка уже накрывала праздничный стол, за которым собиралась вся семья, соседи и друзья, и мы отмечали праздник», - вспоминает внук М. Баратова.

М. Баратов, как убежденный коммунист и сотрудник НКВД, ушел на фронт в числе первых – летом 1941 года в возрасте 20 лет. В Самарканде у него осталась жена Санобар и двое маленьких детей – сын Равшан и дочь Мавлуда.

Он сразу попал на передовую, где служил в разведывательной роте. В составе 117-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии участвовал в боях за Сталинград, трижды был контужен. С фронта был демобилизован в 1943 году, когда в решающих боях Сталинградской битвы в конце января был тяжело ранен: вражеские пули со смещенным центром тяжести сильно повредили левую руку и ногу фронтовика, а правая сторона пострадала от осколков. Несмотря на тяжелейшее ранение, М. Баратов вытащил с поля боя своего раненого командира (его имя и фамилию родные не помнят).  Их отправили в разные госпитали, и они не встречались несколько лет, пока судьба не свела их вновь.

Мавлян Баратов на фронте (крайний справа)

Проведя полгода в госпиталях, М. Баратов вернулся в родной Самарканд, где поступил на службу начальником городского отдела НКВД. Однако проработал на этом посту он недолго. Однажды к нему обратился секретарь обкома партии с «деликатной» просьбой – возбудить дело против преподавателя Самаркандского университета, который отказывался ставить хорошую отметку его сыну, не желавшему учиться. 

«Мой дедушка отказался, потому что хорошо знал этого преподавателя – он тоже был хорошим и честным человеком, настоящим коммунистом. А через некоторое время дело возбудили уже против М. Баратова. К нему в кабинет якобы с обращением пришла женщина. Она была вся в слезах, попросила попить. Пока дедушка отвернулся, чтобы налить ей воды, женщина сорвала пуговицы на блузке и стала кричать. Тут же в кабинет вошли четверо сотрудников и арестовали его. «За злоупотребление должностными полномочиями» ему дали 10 лет и сослали в Магаданскую область», - рассказал А. Джалалов.

Когда эшелон с арестантами прибыл на место назначения и они выгрузились на перрон, ожидая распределения, принимать новую группу вышел генерал, который оказался тем самым полковником, которого несколько лет назад вынес на себе с поля боя под Сталинградом Баратов. Он узнал своего спасителя и пригласил его к себе в кабинет. Они просидели всю ночь,  выпивая и вспоминая войну. Наутро генерал распорядился назначить «самаркандского арестанта» на должность и выделить ему отдельное жилье. Так он и прожил 4 года. 

«Моя бабушка не знала, что с дедушкой, она лишь знала, куда его сослали. Тогда она собрала детей – моего дядю и мою маму, и поехала его искать в Магадан. Конечно, она удивилась, когда, приехав, увидела, что у него там свой дом, во дворе свиньи, куры ходят, как будто он на воле живет. Они прожили там какое-то время, но не смогли привыкнуть к холодам Магаданской области.  И тогда Санобар пошла к генералу с просьбой  отпустить Мавляна домой, где его семье очень тяжело без мужа и отца. Начальник пошел им навстречу, он сделал документы на досрочное освобождение, и они все вместе вернулись в Узбекистан», - поделился семейной историей внук фронтовика.

По возвращении в Самарканд М. Баратов не пошел работать в правоохранительные органы, а поступил на городской вино-водочный завод, где через два года стал начальником разливочного цеха. В этой должности он проработал 25 лет, а после возглавил отдел гражданской обороны завода.

«Осенью и зимой у дедушки особенно сильно болели руки и ноги, и он не мог даже ходить, поэтому в этот период работал в основном из дома, куда к нему приходили люди, он подписывал документы, проводил совещания. И что мне запомнилось, он всегда был крайне аккуратным – постриженным, выбритым, в нем всегда чувствовалась военная выправка», - рассказал собеседник.

М. Баратов умер в 1990 году в возрасте 69 лет – за несколько месяцев до распада СССР. «Я иногда думаю, что хорошо, что дедушка не увидел, как развалился Советский Союз, потому что он очень сильно переживал бы. Несмотря на то, что его судьба была не легкой, что его несправедливо осудили и сослали в Магадан, он гордился своей родиной – СССР и до последнего оставался убежденным коммунистом. Однажды мой папа попросил его воспользоваться связями, чтобы получить без очереди машину. Дедушка его сильно отругал, и сказал, что он должен встать в очередь, как все. Таким он был человеком – справедливым и очень честным», - отметил А. Джалалов.

Мавлян Баратов в 1970-е годы (фото из семейного альбома)

Он вспоминает, что последний раз видел дедушку летом 1990 года, когда приезжал в отпуск из Калининграда, где служил в армии. «Я когда приехал в Самарканд в отпуск, первым делом отправился к дедушке с бабушкой. Захожу, а он сидит во дворе возле двери. Увидел меня и очень обрадовался. Я его тогда еще сфотографировал на свой новый фотоаппарат, который привез с собой. Мы поговорили, и он предложил мне выпить по 100 грамм. Я, конечно, отказался, а он и говорит – не стесняйся, ты уже мужчина, тебе уже можно выпить с дедом по рюмочке. Это была наша последняя встреча», - рассказал внук ветерана.

По его словам, раньше в Самарканде было очень много участников Великой Отечественной войны, сейчас же их практически не осталось. Однако их дети, внуки и правнуки по-прежнему считают 9 мая священным праздником и продолжают его отмечать.  При этом А. Джалалов подчеркивает, что те люди, которые говорят о том, что в Узбекистане утрачивается память о Великой Отечественной войне и Победе, либо ничего не знают про республику, либо целенаправленно лгут.  

«Последние 30 лет у нас не проходили парады Победы, поэтому, когда сейчас пишут, что, мол, узбеки отменили парад, – это провокация. Почитать ветеранов – всегда почитали, но маршей не было. В последние годы, когда президентом стал Шавкат Мирзиёев, этому празднику стали уделять еще больше внимания. Например, ко Дню Победы на центральных улицах городов выставляют военную технику. В этом году ветеранам выделяют по 1,5 тыс. долларов. Насколько я знаю, это самая большая сумма, выделяемая ветеранам на всем постсоветском пространстве», - добавил собеседник «Ритма Евразии».

Стоит отметить, что в отличие от других центральноазиатских республик Узбекистан не запретил и международную акцию «Георгиевская лента». Она стартовала в стране с 21 апреля. И сегодня миллионы узбекистанцев свободно прикрепляют к одежде черно-оранжевую ленту в знак памяти и благодарности ветеранам Великой Отечественной.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4008
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика