Правительство Польши проинформировало Европейскую комиссию и компанию Pfizer о том, что больше не будет принимать новые дозы вакцины против Covid-19 и не станет платить за них. Польские власти обвинили ЕК в том, что та навязывает Варшаве ненужные государству запасы вакцины (их давно уже накопился огромный излишек) и не дают денег на содержание украинских беженцев. Поляки жалуются, что тяготы по содержанию украинцев легли на них тяжким бременем и просят руководство Евросоюза подкинуть им денег.
Нам нужны не вакцины, а деньги на беженцев
Министр здравоохранения Польши Адам Недзельский в интервью новостному телеканалу TVN24 сообщил, что запасы антиковидной вакцины в стране намного превышают текущие потребности в вакцинации. В связи с этим, по словам Недзельского, поляки уже подарили или продали около 30 млн доз вакцины третьим странам. Сейчас же, как напомнил министр, в связи с улучшением глобальной эпидемиологической ситуации потребности в этих препаратах во всем мире сократились. Всего в Польше – стране с населением около 38 млн человек – полную вакцинацию от короновируса прошли уже более 22,4 млн. Недзельский добавил, что, согласно проведённым исследованиям, около 95% польского населения выработали иммунитет к коронавирусу в ходе вакцинации или в результате заражения Covid-19. Стало быть, этот вопрос для государства закрыт, по крайней мере на какое-то время.
И теперь Варшава обратилась к Еврокомиссии с просьбой перераспределить значительные объемы поставок вакцин, запланированные на период до конца 2023 года, на более длительный период, например, на 10 лет. Сейчас, когда польское правительство столкнулось с необходимостью взять на себя содержание миллионов беженцев с Украины, производители вакцин, по словам Недзельского, проявляют «полное отсутствие гибкости».
Варшава утверждает, что нуждается в настоящее время не в избыточных поставках вакцины, а в «чрезвычайных инструментах» для помощи прибывшим на её территорию украинцам. Кроме того, Польша и ещё девять государств ЕС (Эстония, Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Румыния и Словакия) обратились к Еврокомиссии с заявлением о том, что имеющейся структурной поддержки из фондов ЕС им недостаточно и для содержания нахлынувших беженцев необходимо дополнительное финансирование.
Нужно отметить, что поляки и в самом деле несут большие затраты, связанные с прибывающими украинцами. Большинство новоприбывших пользуются услугами специальных пунктов приёма беженцев, которые организуют их размещение в разных регионах страны. Таких пунктов в республике создано не менее тридцати. Впрочем, некоторых из беженцев встречают родные и близкие, переехавшие в Польшу в предыдущие годы: как-никак в течение уже многих лет это государство служит для украинских гастарбайтеров главным пунктом притяжения. В Варшаве подсчитали, что с 24 февраля украинско-польскую границу пересекли почти 3 млн украинцев, но часть из них была в стране транзитом. Реальное количество оставшихся в республике украинцев около 1 млн. Именно такое количество получило польский идентификационный номер PESEL. Этот документ дает доступ новоприбывшим к местным услугам здравоохранения, образования и позволяет платить в Польше налоги.
Беженцы дают поводы для недовольства
Надо сказать, что многие жители Польши относятся к наплыву украинцев без радости. Так, по соцсетям распространяется ролик, показывающий, как некоторые поляки встречают беженцев. «Курва, где женщины и дети? Вы-то какого хрена сюда приехали?!» – раздаётся вопрос в адрес украинских мужчин. А на уличных столбах кое-где появились «антибандеровские» листовки, изображающие агрессивного украинца, нападающего с вилами на мирных поляков. 9 марта депутат сейма, известный в Польше режиссер Гжегож Браун (член правой «Конфедерации свободы и независимости»), выступая перед журналистами СМИ, предупредил о том, что бесконтрольный наплыв украинских беженцев может привести к инцидентам с участием бандеровских радикалов. Браун, напомнив, что правительство назначило приезжим украинцам те же льготы и социальную поддержку, которыми пользуются сами граждане Польши (от пособий по безработице до семейных выплат), заявил, что не считает это правильным. «У украинцев должно быть всё бесплатно за счёт поляков?! Позор правителям!» – сказал депутат.
По словам Брауна, польское государство рискует оказаться дестабилизированным изнутри. «Польские спецслужбы не в состоянии контролировать такое число беженцев», – заявил Браун. Однако польские СМИ постарались замолчать его выступление, и лишь публицист Пётр Лисевич опубликовал на портале Niezalezna.pl колонку, в которой назвал Гжегожа Брауна «русским дьяволом». Но замалчивание не помогает – у Брауна довольно много единомышленников, думающих так же, как и он. Они внимательно отслеживают поведение украинцев и делятся между собой известиями, когда, как им кажется, пришельцы ведут себя некорректно.
А поводы есть. На одном из видеороликов украинец, уехавший в Варшаву несколько лет назад, приносит извинения за поведение тех своих земляков, что оказались в Польше сейчас. По его словам, некоторые из новоприбывших не ценят ту помощь, которую им оказывают, и ведут себя, как «быдло», отказываясь от продуктов и предпочитая предметам первой необходимости алкоголь. «Я по Варшаве развожу людей, я помогаю финансово и покупаю им еду, иногда приезжаю на границу, там раздаю сладости детям. А они (беженцы. – А.А.) говорят – завези нас в магазин, мы хотим покушать… Заезжаем в магазин – они берут пиво, водку, собираются бухать. Их все не устраивает – машины, жилье, город… Я предлагаю отвезти их в Варшаву, а они говорят – вези в Берлин. Люди пытаются вам помочь – цените это», – говорит автор видео.
Ещё одну жалобу подобного рода высказала другая украинка, проживающая в Польше. Она тоже записала видеоролик, в котором высказала недовольство в адрес соотечественников. «Вам дают жилье, одежду, лекарства, всё… Но у вас хватает совести говорить, что вам приготовили неподсоленное мясо или слишком жирное, что нужны наушники для айфона… Вы серьезно?! Пожалуйста, будьте людьми!» – призывает женщина. Недовольство по поводу беженцев высказывают и отдельные поляки.
Так, например, в группе в соцсети «Типичный Познань» появилась просьба: «Уважаемые волонтёры, очень просим предупредить людей, что они беженцы, а не клиенты туристической фирмы и их не отвезут в пятизвёздочный отель. Поляки не обязаны предоставлять им суперусловия и обслуживать. Сейчас много жалоб от поляков, что украинцы приезжают, крутят носом, например, что кухня общая на две комнаты, и уходят. Представляете, что чувствуют местные жители, которые старались обустроить помещение бесплатно для чужих людей, заполнить холодильники едой, а им говорят, что "слабовато". Давайте фильтровать тех, кто нуждается в бесплатном помещении, и тех, кто хочет очень комфортные условия. Последние пусть сами себе ищут».
Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков отмечает, что траты польского бюджета, связанные с приёмом украинских беженцев (в том числе в связи с предоставлением им ряда социальных гарантий), вызывают «ревность» у заметной части граждан страны. «Всё это будет происходить на фоне обсуждения новых инициатив, предполагающих затраты в оборонной сфере – что также станет вызывать тревожность у значительной части общественности по поводу перспектив урезания в этой ситуации социально значимых программ для самих польских граждан. Именно на подобной "ревности" попытаются сыграть, например, представители крайне правой "Конфедерации свободы и независимости", чьи представители в сейме недавно проголосовали против правительственного законопроекта, регулирующего целый ряд вопросов, связанных с пребыванием украинских беженцев в Польше. С другой стороны, правящие консервативные партии нередко вполне эффективно перехватывают лозунги у крайне правых критиков», – говорит аналитик.
Бонус Польши – новые рабочие руки
По словам М. Нейжмакова, многое будет зависеть от того, как долго продлится российская военная спецоперация. После её завершения (даже с учетом социально-экономических трудностей или возможных политических изменений на Украине) призывы о необходимости подтолкнуть украинских беженцев к скорейшему возвращению на родину со стороны части польских политиков даже умеренно-консервативного толка могут зазвучать активнее.
Что касается властей Польши, то они пытаются использовать сложившуюся ситуацию для получения финансовых преференций. Дошло до того, что 26 апреля министр юстиции Збигнев Зебро предложил приостановить перечисление взносов республики в бюджет Евросоюза. В ходе состоявшейся пресс-конференции З. Зебро заявил, что Польша «оказывает наибольшую, не считая США, финансовую помощь Украине». Госчиновник добавил: «Во имя ценностей, которые объединяют страны европейского сообщества, мы имеем право выступить с предложением, чтобы декларации солидарности были не только на словах, но и нашли своё выражение в реальной, ощутимой финансовой помощи. Не для нас, как для Польши, а для беженцев». Зебро уточнил, что предложил правительству попросить Еврокомиссию, чтобы та «на время этой чрезвычайной ситуации рассмотрела приостановку выплаты если не всего, то по крайней мере существенной части взноса, который Польша платит в бюджет ЕС».
Но тут нужно отметить, что тяготы, которые несёт Польша, отчасти компенсируются выгодами, которые она получает от прибытия новой рабочей силы. Недаром директор Европейского департамента МВФ Альфред Кеммер в интервью Голосу Америки заявил: «В долгосрочной перспективе Украина хочет, чтобы беженцы вернулись. Чем раньше это произойдёт, тем лучше. Однако кое-кто из беженцев может остаться на долгий период. И это будет позитивом для ЕС, потому что в среднесрочной перспективе в Европе не хватает рабочей силы». В связи с этим киевские политологи иронизировали, что постоянные заверения Польши в поддержке суверенитета Украины – это, конечно, хорошо, но и дешевая рабочая сила полякам никогда не помешает.
Интересно, что ещё 1 февраля, когда никаких беженцев с Украины не было, премьер Польши Матеуш Моравецкий тоже затронул эту тему. «Украинцы знают, что в Польше они всегда найдут убежище. Польские предприниматели ценят украинских работников – ожидаем, что из года в год потребуется еще больше рук», – сказал глава польского правительства. Всего за минувшие два месяца в Польше устроились на работу около 100 тысяч украинцев. Министр семьи и социальной политики республики Марлена Малонг ранее сообщила, что правительство одобрило специальный закон, упрощающий украинцам доступ к рынку труда, и готовит новый пакет решений в этом направлении, поскольку «польской экономике нужны дополнительные работники». А поскольку большинство из тех, кто сумел успешно трудоустроиться, уже вряд ли вернутся на родину, то можно сказать, что если Украина потеряла огромное количество рабочих рук, то Польша их приобрела.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram