Достаточно часто в политической практике победу на выборах одерживают политические партии, которые, оказавшись во власти, демонстрируют полную неспособность к практической деятельности в области государственного управления. В этом случае избирателей, оказавших доверие таким политикам, ждет очень быстрое и очень жесткое разочарование.
Нечто подобное произошло и в Молдове – проевропейскую партию PAS, набравшую по итогам досрочных парламентских выборов почти 53% голосов избирателей, по состоявшемуся всего через 9 месяцев опросу общественного мнения, проведенного Международным республиканским институтом США (IRI), продолжает поддерживать всего 21% опрошенных граждан. Несмотря на это, PAS полностью контролирует принятие решений в парламенте Молдовы, и ее представители составляют правительство страны.
Специальная военная операция Вооруженных сил России на Украине оказала огромное влияние на весь ход мировой политики в целом и на развитие политической ситуации в целом ряде других государств. В первую очередь это относится к соседним с Украиной странам, к которым относится и Республика Молдова.
Нельзя не признать, что военные действия на территории соседней Украины оказались настоящим подарком для правящей в РМ проевропейской партии PAS. В первую очередь новости о военных действиях буквально «забили» в информационном пространстве всю информацию о катастрофическом положении в экономике страны, практически ежедневном росте цен на бензин и дизельное топливо – и это в преддверии посевной кампании, резком подорожании основных продуктов питания, включая и хлеб, и падении общего уровня жизни в Молдове.
До этого в Молдове уже были отмечены протесты против экономической политики власти со стороны как парламентской оппозиции, так и партий, не прошедших в парламент, и возникли реальные предпосылки для нарастания протестов, к которым могли присоединиться и некоторые проевропейские партии, ранее поддерживавшие PAS и Майю Санду. Власть это понимала и поэтому вводила ЧП по самым разным причинам: сложная эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса, проблемы с поставками природного газа, которые требовали введения ЧП в энергетике.
И вот события на Украине предоставили гораздо более серьезный повод – боевые действия в соседнем государстве, наплыв беженцев, транспортные проблемы. Проевропейская власть, не преминула воспользоваться этим, и в результате в Молдове вступили в действие следующие меры:
- запрет на проведение массовых акций протеста и манифестаций;
- особый режим работы СМИ;
- пресечение распространения «фейковых» новостей;
- право правительства выдворять из страны «нежелательных лиц»;
- усиленный режим работы правоохранительных органов.
Таким образом, соглашение PAS с оппозицией об объявлении в Молдове очередного чрезвычайного положения, которое было единогласно проголосовано парламентом страны, положило конец любым протестным мероприятиям. При этом в результате правящая партия PAS фактически обманула представителей оппозиции и использовала положение ЧП и достигнутый в конце февраля по этому вопросу «консенсус» для укрепления своих позиций и атаки на оппозиционные партии.
Сразу после введения ЧП в Молдове парламентское большинство приняло закон об установлении цензуры не только в СМИ, но и в социальных сетях и интернет-блогах. Этот закон предоставил право Службе информации и безопасности (СИБ), подчиненной непосредственно М. Санду, осуществлять глобальный надзор за публикациями в интернете. При этом контроль будет осуществляться не только за СМИ, но и за социальными сетями и публикациями простых граждан. Кроме этого, была прекращена ретрансляция российских новостных и аналитических программ под предлогом, который использовал еще олигархический режим Плахотнюка, – то, что Российская Федерация не присоединилась к Конвенции по трансграничному телевидению.
По сути, вся деятельность нынешней проевропейской власти представляет собой не управление Молдовой в интересах народа, а шаги с целью получения одобрения западных кураторов, как, например, запрет георгиевской ленты и популистские мероприятия, призванные помочь удержаться у власти и сохранить поддержку электората до следующих выборов. При этом не исключено, что, учитывая существующие тенденции, партии PAS придется пойти на такой шаг, как досрочные выборы в парламент. Однако для этого необходимо предъявить электорату хоть какие-то достижения. Такие, например, как подача заявки на членство Молдовы в ЕС или никого и ни к чему не обязывающее решение Европарламента рекомендовать предоставление Молдове статуса страны-кандидата в ЕС. Нет сомнения в том, что именно эти моменты, а также полученные от западных финансовых организаций кредиты будут преподноситься как самые важные события в стране за прошедший год.
Ну а пока данные опроса не могут внушить оптимизм М. Санду и представителям PAS. В ответ на вопрос, за какую партию они проголосовали бы, если бы выборы состоялись в следующее воскресенье, были получены следующие ответы: за PAS высказались 21% респондентов, за Партию социалистов Республики Молдова - 13%. Другие парламентские партии «Шор» и Партия коммунистов получили соответственно 4% и 3%. Таким образом, учитывая, что проходной барьер для попадания в парламент составляет 6%, на сегодняшний день только две политические партии могут рассчитывать на парламентские мандаты в случае досрочных выборов. В то же время 33% принявших участие в опросе опрошенных ответили, что не знают, за кого готовы проголосовать.
В личном рейтинге политиков лидером является Майя Санду. Но ее показатель крайне низок для действующего главы государства - только 20% опрошенных доверяют ей. На втором месте находится экс-президент, почетный председатель Партии социалистов Игорь Додон с уровнем доверия в 15%. На третьем месте - мэр Кишинёва Ион Чебан с 8%. При этом главам законодательной и исполнительной власти спикеру парламента Игорю Гросу и премьер-министру Наталье Гаврилице доверяют менее 5% опрошенных.
Несложно заметить, что показатели популярности политических партий коррелируют с показателями доверия к их лидерам. И несмотря на то, что Санду всячески пытается дистанцироваться от провальной деятельности правительства и партии PAS, ее рейтинг также продолжает – и это естественно - оставаться «привязанным» к партии, которую она возглавляла до вступления в должность главы государства. В этом нет ничего удивительного. Собственно, и победа PAS на досрочных парламентских выборах также стала возможной на волне успеха Санду на выборах главы государства.
Падение рейтинга главы государства и правящей партии напрямую связано с невыполнением предвыборных обещаний о «хороших временах», которые должны были наступить, но обернулись небывалым ростом цен и резким падением уровня жизни, который и до этого был самым низким среди европейских стран. Ни по одной из проблем, которые обещали решить Санду и PAS, не было найдено решений, облегчающих жизнь населения страны. Наоборот, широко распиаренная «реформа юстиции» обернулась расстановкой на ключевые посты креатур новой власти и возвращением во власть одиозных фигур времен олигарха Плахотнюка. Еще одной причиной крайне тяжелого состояния экономики стало резкое ухудшение отношений с Российской Федерацией.
Пятый президент Молдовы Игорь Додон предупредил о возможных тяжелых последствиях для Молдовы в случае продолжения подобной политики со стороны Молдовы. По мнению Додона, они безусловно будут, если от страны полностью закроется Россия. Даже несмотря на ту политику русофобии, которую развязала действующая власть, еще есть шансы наладить отношения с Москвой. «Не дай Бог нас включат в список недружественных стран - тогда любые сделки с Российской Федерацией прекратятся, и это очень опасно для нас», - отметил И. Додон.
На данном этапе с учетом событий, происходящих на Украине, от отношений официального Кишинева с Российской Федерацией зависит не только состояние экономики и политический расклад в РМ, но и само сохранение молдавской государственности, которая, по оценкам многих экспертов, находится в самом опасном моменте за 30 лет своего существования.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram