В Россию без церемоний: как самоопределяться освобождаемым регионам Украины - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.11.2024 |

В Россию без церемоний: как самоопределяться освобождаемым регионам Украины

Херсонская область могла бы войти в состав России по схеме Крыма – провести референдум о независимости и вхождении в РФ, после чего российский парламент рассмотрел бы данный вопрос, считает первый замглавы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков.

«Примерно должно быть все, как было по Крыму - сначала референдум о признании независимости, референдум о вхождении в состав России (или в рамках одного референдума), далее должен парламент России решать этот вопрос, ну и затем договор», – поделился он мнением с РИА «Новости».

Кроме того, парламентарий убежден, что лучше все эти возможные шаги проводить после завершения боевых действий. По его словам, волеизъявление должно быть объективным и «независимым от собственных эмоций»: сегодня, в военных условиях, народ может сказать одно, а завтра – другое, полагает депутат.

Ю. Синельщиков также подчеркнул, что референдум стоит провести, несмотря на то что его результаты могут быть не признаны за рубежом. «Дело не в международной общественности, а в жителях Херсонской области – сами-то они этого хотят или нет? А кто знает, может они этого не хотят? Узнать надо, это прежде всего их воля. Конечно, нужен референдум, все остальные – вспомогательные вещи», – сказал депутат.

Как и чего хотят сами херсонцы? Местные власти уже озвучили свою позицию – никаких референдумов! Есть намерение обратиться к президенту РФ с просьбой включить регион в состав России. Об этом сообщил замглавы областной военно-гражданской администрации Кирилл Стремоусов.

«Город Херсон – это Россия, никаких ХНР (Херсонской народной республики. – Ред.) на территории Херсонской области создаваться не будет, референдумов не будет. Это будет один единый указ на основании обращения руководства Херсонской области к президенту Российской Федерации, и будет просьба ввести область в состав полноценного региона Российской Федерации», – сказал он.

К. Стремоусов добавил, что до конца года область полностью перейдет на российское законодательство. Он также рассказал, что до конца мая в регионе заработает банк для рублевого оборота, который в перспективе будет интегрирован в Банк России.

«Банк уже существует, есть формальные вопросы. <...> Название я сейчас не готов сказать, потому что есть несколько предложений. Банк, скорее всего, будет интегрирован из, возможно, Донецкой народной республики. Но с перспективой полной работы с Центробанком. Ведутся как раз переговоры технические. Сам по себе банк не будет иметь каких-либо ограничений и будет полностью интегрирован в банковскую систему Российской Федерации», – подчеркнул замглавы областной военно-гражданской администрации.

Напомню, что регион уже практически полностью перешел на рубль: гривна оттуда попросту вымыта, а новой валюты взяться неоткуда. Причем процесс этот занял всего два месяца, намного меньше, чем это было в республиках Донбасса. Местные бюджетники и пенсионеры получают выплаты от Российского государства. Экономика региона стремительно интегрируется с российской, в первую очередь с Крымом, с которым они во все времена, вплоть до 2014-го года, составляли единый хозяйственный кластер.

По сути, решение вопроса сводится к тому, чтобы полностью демонтировать пограничные ограждения и поменять везде флаги и гербы Украины на российские. Последнее, к слову, уже сделано. Регион де-факто стал частью России, и об Украине напоминают лишь периодические «прилеты» с той стороны, появление агитационных листовок и надписей проукраинского содержания и время от времени  выход на улицу проукраински настроенных граждан, немногочисленных, надо сказать.

Но ведь они есть! И кто-то продолжает вести агитационную работу.

К слову, Херсонская область и до 2014-го года была, наверное, наименее пророссийской на всем юго-востоке, во всяком случае, на контрасте с Одесской, Харьковской или тем более Донбассом и соседним Крымом. Восемь лет промывки мозгов и репрессий против пророссийского актива не прошли даром – мы это видим на примере того же Харькова, который нацисты легко подчинили, превратив в один из своих опорных пунктов.

Может, этот факт вызывает опасение у херсонских властей относительно референдума – они боятся получить не столь убедительную «картинку», как в Крыму или ДНР?

Но тут надо понимать, что сколь бы убедительной ни была «картинка», результата референдума никто в мире не признает. Если с Крымом еще можно было рассчитывать на то, что его признают хотя бы наши союзники, то тут – другая история. Так стоит ли в таком случае «заморачиваться» соблюдением формальных процедур?

Но у чиновников есть и другая, куда более важная для них причина спешки. Я не просто так напомнил о том, что украинская подрывная идеологическая, и не только, деятельность (недавно был убит сотрудничавший с Россией блогер Валерий Кулешов) в регионе не прекращается и едва ли прекратится в ближайшем будущем. В этом плане сотрудники Херсонской ВГА, которые являются бывшими гражданами Украины (формально – действующими) могут вполне обоснованно опасаться за свою безопасность. Как, впрочем, и все остальные жители Херсонщины, которых Украина активно запугивает своим «возвращением» и репрессиями по отношению ко всем, кто «сотрудничал с оккупантами». А это, по сути, все, кто не бежал вместе с отступающей украинской армией.

Чтобы понимать серьезность этой работы, стоит обратиться к заявлению того же К. Стремоусова, который был вынужден опровергать запущенные Киевом слухи о готовящемся «освобождении» Херсона.

Очевидно, что многие политические и экономические процессы в регионе сегодня замерли в состоянии неопределенности. Дело не в проукраинских настроениях, а в том, что многие люди хотели бы нормально жить и работать в российской реальности, но все еще боятся, что Украина вернется, не верят до конца, что Россия пришла навсегда. И эти опасения, увы, не лишены оснований после восемь лет выживания Донбасса и на фоне оставления российскими войсками Киевской, Черниговской, Сумской, а теперь еще и Харьковской областей.

Все последние годы, беседуя с жителями Украины, я слышал один и тот же ответ на вопрос, почему нет какого бы то ни было заметного движения сопротивления? Неужели все «сломались»? Нет, не «сломались», просто не видели перспективы, не верили в то, что Россия будет им помогать. При этом многие активисты говорили, что, если Москва даст людям уверенность в том, что их не бросят, все моментально изменится.

К сожалению, приходится признать, что непонятная многим последовательность действий российской армии, неопределенность в словах политиков и сегодня не способствуют укреплению у местного населения веры в Россию и, соответственно, не стимулируют их к какой-либо активной деятельности. А ведь без помощи местного населения достичь целей спецоперации просто невозможно. Более того, киевский режим будет использовать апатию населения в своих интересах. Это реальная проблема. Если в Донбассе в 2014-м всем местным жителям было ясно, что республики в состав Украины добровольно не вернутся, то на сегодняшних освобожденных территориях бытуют иные настроения и опасения.

В этих условиях необходимо помочь людям обрести уверенность в том, что Россия пришла навсегда. Этому мог бы способствовать столь радикальный ход, как включение в состав России без всяких формальных процедур.  Это единственный способ быстро переломить пассивность местных структур, которая явно мешает ведению спецоперации.

В этих условиях понятен поиск форм легитимизации контроля России над освобожденной территорией. Наверное, принятие Херсонщины в состав России таким способом, минуя референдум, будет непонятно жителям Донбасса, которые восемь лет сражались за право республики быть хотя бы признанными в качестве «не Украины». Но жесткие условия требуют радикальных решений, затягивать процесс опасно.

Впрочем, очевидно, что и в Москве все еще не приняли решения на этот счет. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков обращение херсонских властей прокомментировал весьма обтекаемо, заявив: войдет ли Херсонская область в состав России или нет, должны определить ее жители.

«Быть или не быть такому обращению – должны решать все-таки жители Херсонской области, это первое. И определять свою судьбу тоже должны жители Херсонской области. Конечно, этот вопрос должен быть четко и тщательно выверен и оценен юристами и правовиками, потому что, конечно, подобные судьбоносные решения должны иметь абсолютно четкую юридическую подоплеку, юридическое обоснование, быть абсолютно легитимными, как это было с Крымом», – сказал он.

В свою очередь, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко также высказала мнение, что только сами жители Херсонской области могут определить, каким будет их будущее, РФ же с этим решением согласится. А вот секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак высказался куда радикальнее, подчеркнув, что Россия навсегда пришла в Херсонскую область, в этом не должно быть никаких сомнений. А глава администрации Херсонской области Владимир Сальдо безапелляционно заявлял, что регион уже является неотъемлемой частью большой семьи – Российской Федерации.

Наконец, нет общего понимания, присоединять ли регион к Крыму или сделать самостоятельным субъектом – об этом в экспертном сообществе продолжается дискуссия, равно как и о будущем других регионов бывшей Украины, которые также, скорее всего, могут быть приняты в состав России. В частности, предлагается возродить Таврическую губернию, исторически включавшую, помимо части нынешней Херсонской области, азовское побережье Запорожской области, которое также уже находится под контролем ВС РФ.

Сегодня среди экспертов существует две точки зрения. Первая совпадает с мнением местных чиновников: вопрос легитимизации присутствия России нужно решать сейчас. Согласно второй, эти вопросы следует решать уже после полного окончания всей спецоперации – вместе с вопросами самоопределения всех освобожденных территорий. Очевидно, никто сегодня не может сказать однозначно, как поступать правильно, и это только усиливает тревожность и неопределенность.

Лично мне ясно одно: ориентироваться на мнение Запада точно не стоит. На днях вон Косово подало заявку в Совет Европы. При этом им помогла ситуация на Украине, заявил т. н. спикер местного парламента Глаук Конюфца. «Заявка была необходима. Последние события в связи с российским вторжением на Украину создали благоприятную ситуацию», – сказал он.

В марте, напомню, Косово уже просилось в НАТО «в свете российской спецоперации на Украине». О чем это говорит? О том, что мы живем в новом мире, где международные законы уже не действуют. И не действуют они с 2007 г., когда Запад создал «косовский прецедент». Так что созданные им и им же отправленные в мусор нормы должны быть последним, на что стоит ориентироваться.

Ориентироваться нужно на мнение людей, которых мы хотим принимать в состав России, и на военно-политическую необходимость. Что приоритетнее – вопрос, пока подвисший.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4365
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика