Боевики нацполка «Азов»* массово сдались в плен, территория «Азовстали» полностью освобождена – об этом Министерство обороны России сообщило 20 мая. Всего, по официальным данным, сдались 2439 боевиков и украинских военных, заблокированных на «Азовстали». В общей же сложности, если вести отсчет с начала боевых действий, количество сдавшихся в плен «мариупольских сидельцев» значительно превысило 4 тысячи прекрасно вооруженных и подготовленных националистов.
В тот же день появились первые кадры с пленным командиром 36-й бригады морской пехоты ВСУ Сергеем Волынским – Волыной. При этом, как заявило Минобороны РФ, «так называемый командир «Азова» из-за ненависти мариупольцев и желания расправы над ним был вывезен в специальном бронеавтомобиле».
Главный азовец – далеко не единственный экстремист, покинувший «Азовсталь» подобным образом (и по схожим причинам). Например, еще в первых числах мая появилась информация о том, что при попытке побега с территории «Азовстали» арестовали канадского генерал-лейтенанта Тревора Кадье. Он пытался прикинуться гражданским и покинуть территорию комбината. Скорее всего, ради того, чтобы вывезти его и иных подобного рода высокопоставленных западных кураторов и инструкторов, официальный Киев и затевал всю недавнюю истерику с коридорами из «Азовстали» для гражданских (а подозрительно суетившийся Генсек ООН А. Гуттериш лишь в очередной раз подтвердил эту догадку).
О том, что генерал канадской армии может находиться на территории «Азовстали», официальный представитель Народной милиции ДНР Э. Басурин заявил еще 28 апреля. Фактически тогда же стало известно о незавидной судьбе генерал-лейтенанта из Канады. Дело в том, что 7 сентября 2021 г. должна была состояться церемония назначения Кадье главнокомандующим канадской армией. Однако внезапно бывшая подчиненная обвинила офицера в изнасиловании и сообщила такие подробности, что стало понятно – главкомом на родине Кадье не быть. Началось следствие. И генерал срочно выехал искупать грехи за границу. Известно, что отправился он именно на Украину (диаспора потомков украинских коллаборационистов-бандеровцев и прочих сбежавших за океан после 1945 года «нэзалежников» имеет традиционно сильные позиции в Канаде и ее силовых структурах). На всякий случай он написал заявление об отставке, которому дали ход. По данным СМИ и блогеров, на Украине до начала спецоперации генерал руководил биолабораторией № 1, где 18 человек работали со смертельными вирусами.
К сожалению, видеосвидетельства задержания Кадье и групп подобных ему особей (прежде всего из числа иностранных наемников и инструкторов) пока недоступны для массовой аудитории. Они вообще появляются в Сети с опозданием (о причинах этого можно лишь догадываться). Так или иначе, первые кадры групповых сдач в плен раненых членов нацбата «Азов» и военнослужащих ВСУ, скрывавшихся в катакомбах «Азовстали», появились только через две недели – 16 мая. Тогда даже агентство Reuters было вынуждено сообщить, что «Азовсталь» покинули около 10 автобусов с пленными украинскими военными и еще около 300 вышли из «Азовстали» на своих ногах и на носилках. Порядка 50 из них (раненых) отвезли в ЦРБ Новоазовска для оказания необходимой медицинской помощи.
17 мая появились уже более содержательные видео сдачи тех, кто сидел в «Азовстали». Тогда же с территории завода выехало еще как минимум 7 автобусов. «Азовцы сдались в плен без условий», – заявил в связи с этим первый заместитель постпреда России при ООН Дмитрий Полянский (предварительно речь шла о еще 256 военных). В тот же день спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин заявил, что в России собираются безоговорочно запретить обмен представителей полка «Азов» – он дал задание комитету по обороне подготовить соответствующее протокольное поручение.
18 мая в массмедиа появилась информация, что террористов «Азова» готовили HALO Trust и ЧВК «Blackwater Ukraine». Это стало возможным благодаря бойцам из 384-й ОМРП СпН, которые обнаружили интересные находки в мариупольском офисе «благотворительной организации» HALO Trust, которая якобы занимается обезвреживанием наземных мин и неразорвавшихся боеприпасов, представляющих опасность для гражданских лиц. Как оказалось на деле, сотрудники этой организации на Украине имеют прямое отношение к ЧВК «Blackwater Ukraine». Более того, как стало известно из изъятых документов, они занимались сбором разведывательной информации для американских и британских разведывательных спецслужб, а также готовили террористов «Азова».
21 мая, то есть уже на следующий день после того, как Министерство обороны России сообщило о полном освобождении территории «Азовстали» и сдаче в плен всех украинских силовиков и нацистов «Азова», В. Зеленский заявил в интервью СМИ, что сейчас с украинской стороны воюют 700 тысяч человек. При этом он сказал, что на момент начала боевых действий численность боевых частей ВСУ не превышала 120 тысяч военнослужащих. Следует отметить, что 700 тысяч – это вполне реальная цифра с учетом того, сколько т. н. тербатов организовали украинцы и их западные инструкторы (другое дело, как они воюют на практике – многие из этих «тербатников» просто пьют горилку с салом у себя в Тернополях и Жмеринках, декларируя готовность защищать только свою хату, пусть и до первой «калибровки»).
Действительно, последнее, чего достойны украинские националисты и их командиры, – это упоминания на страницах истории. Что же касается ответа на вопрос, что делать с ними после выяснения степени вины и соучастия в военных преступлениях, то здесь стоит прислушаться к озвученному 21 мая главой Крыма предложению направлять пленных украинских военных восстанавливать разрушенные ими города Донбасса. Кроме того, боевиков «Азова» можно лишить статуса комбатантов. Согласно международному праву, обладающим статусом комбатанта, т. е. военнослужащим во время военных действий, признается лицо: 1) имеющее командира, 2) имеющее хорошо различимые знаки отличия, 3) открыто носящее оружие, 4) соблюдающее в своих действиях законы и обычаи войны. Азовцы в своих действиях систематически и в массовом порядке нарушали законы и обычаи войны. Например, мучили и зверски убивали пленных, а также издевались над мирным населением (видеосвидетельств этого, причем распространявшихся самими же нацистами, предостаточно).
В то же время следует помнить, что личный состав уже сдавшейся в плен «мариупольской» части «Азова» не однороден как в военном, так и в идеологическом отношении. Настоящих, матёрых фашистов в нем несколько сотен. Это – ядро, костяк. Остальные – обманутая молодежь или обычные солдаты, приданные для комплектования «полноценного» полка. Это не снимает с них вины, но и подходить ко всем огульно не следует, т. к. целью «укрупнения» «Азова» было в свое время именно распределение ответственности и маскировка фашистов, курирующих идеологию и командные функции. В случае лишения статуса комбатантов к боевикам «Азова» и подобных формирований необходимо применять меры, соответствующие их новому статусу. То есть судить как преступников и террористов.