Обыск в доме пятого президента Молдовы Игоря Додона и его последующее задержание на 72 часа сотрудниками Службы информации и безопасности, подчиняющейся непосредственно главе государства Майе Санду, ознаменовали собой новый этап в истории РМ. Этот этап можно смело назвать политическим произволом и подтверждением того, что Молдова, как и раньше, при олигархическом режиме Плахотнюка остается «захваченным государством».
Этот термин взят в кавычки не для демонстрации сомнения в его достоверности, а потому что является цитатой и принадлежит председателю Совета Европы Турбье Ягланду, который именно так охарактеризовал Молдову еще в 2016 году. Как видим, сегодня, несмотря на то что прошло шесть лет и в стране сменились практически все политические персоналии, в реальной структуре страны изменения не происходят. По-прежнему не может идти никакой речи о независимости юстиции и судебной системы, которые, выполняя заказ власти, проводят расправы с оппозицией.
На этот раз объектом политической расправы стал экс-президент Молдовы, почетный председатель оппозиционной Партии социалистов Игорь Додон, который в настоящее время является главой Молдавско-российского делового союза.
Судя по всему, положение, в котором оказалась Молдова, настолько катастрофическое, что даже военная операция России на территории Украины не может отвлечь ее граждан от происходящего в стране и того, до чего довело ситуацию бездарное и некомпетентное управление правящей партии PAS. В условиях рекордной инфляции, превышающей показатели даже соседней Украины, уже практически двукратного роста цен на бензин, дизтопливо, газ, электроэнергию, а также основные продукты питания, власть предпочитает вместо решения реальных проблем страны и ее населения перейти к политическим репрессиям против оппозиции.
Во вторник, 24 мая, с самого утра сотрудники прокуратуры и Службы информации и безопасности начали обыск в доме экс-президента в Кишинёве. Одновременно с этим обыски начались в родительском доме И. Додона в селе Садово и офисе Молдавско-российского делового союза. Сдается, что и дата начала репрессий была выбрана не случайно – в этот день М. Санду исполнилось 50 лет и не иначе как подчиненная ей спецслужба готовила «шефу» подарок. Правда, глава государства в это время находилась за пределами страны: она отбыла в США для чтения лекции в Гарвардском университете. Тем не менее подобные «совпадения» мало кого ввели в заблуждение. Еще одно интересное «совпадение» заключается в том, что буквально накануне И. Додон выступил в передаче на одном из телеканалов с резкой критикой экономической политики правительства PAS.
По завершении обыска Додон был задержан на 72 часа в качестве подозреваемого по четырем статьям УК РМ: пассивной коррупции, незаконном обогащении, измене родине и финансировании политической партии преступной организацией. В качестве одного из главных оснований при этом фигурирует некое видео, снятое скрытой камерой, на котором Додон встречается с Плахотнюком и получает от олигарха какой-то пакет (подозревается, что с деньгами). И уже на следующий день органы прокуратуры подали в суд одного из столичных секторов ходатайство о продлении ареста Додона на 30 суток.
При этом очевидно, что обвинение в финансировании политической партии преступной организацией нацелено на главную оппозиционную силу Молдовы – Партию социалистов.
И еще один характерный штрих: группу по расследованию «преступлений» Додона возглавляет прокурор П. Ярмалюк, который в свое время был близким коллегой нынешнего вице-премьера Спыну по Партии либералов-реформаторов.
В чем же заключаются причины столь циничного и откровенно заказного политического «наезда» на Игоря Додона?
В Молдове в настоящее время резко активизировались процессы «украинизации» – подготовки страны к конфликту с Российской Федерацией по образцу восточного соседа. Многие процессы в Молдове и на Украине настолько схожи, что не вызывает сомнения – они проходят по одной и той же «кальке». И движителем этих процессов является правящая партия PAS вместе с главой государства Санду.
Показательно, что новость о задержании Додона на соседней Украине вызвала абсолютно однозначную реакцию и утверждения, что политическая зачистка в Кишиневе с арестом Додона – это подготовка к началу военного конфликта с Приднестровьем.
Однако многие представители молдавской политической элиты, даже разделяющие проевропейское направление страны, не желают распространения военного конфликта на территорию Молдовы, им не нужна "украинизация" Молдовы. Поэтому прорумынскому режиму Санду необходимо в первую очередь сломать сопротивление элит. Арест И. Додона может стать не только актом политической ликвидации ведущего пророссийского политика и главной оппозиционной партии, но и показательным действом, которое, по задумке его инициаторов, должно усилить персональную власть Санду и тех, кто за ней стоит. Однако, учитывая молдавские реалии, это может скорее привести к еще более глубокому расколу элит и внутриполитическому кризису.
Пока что действия власти стали катализатором протестного движения, которое в первую очередь начала Партия социалистов. Протестные митинги прошли как перед зданием парламента и администрации президента, так и в форме протестных маршей в столице и в районах страны. Отдельное возмущение протестующих вызвало то, что действующая власть уже не вспоминает о расследовании подлинных преступлений – «кражи миллиарда» и незаконной передачи международного аэропорта Кишинёв в концессию частной компании, а сосредоточилась на устранении политических конкурентов, используя те же самые методы, которые были в ходу во времена бывшего олигарха Плахотнюка.
«Возбуждённое против меня политическое дело становится главной заботой власти PAS. Если ничего другого они делать не могут - ни в экономике, ни в развитии страны, ни в возвращении украденного миллиарда, им осталось только заниматься разборками с оппозицией. Как видно, они хорошо усвоили уроки Плахотнюка в том, что касается захвата государства и уголовного преследования оппонентов. Но я выдержу всё это давление. Что касается выдвинутых мне обвинений - все они ложные, без серьёзных доказательств. Любой независимый суд, не захваченный политически, их отклонит», – говорится в заявлении Игоря Додона, которое он передал через своих адвокатов.
Со своей стороны, председатель Партии коммунистов, входящей в политический блок с Партией социалистов, третий президент Молдовы Владимир Воронин также осудил действия власти против своего коллеги. «Что бы ни совершил человек, занимавший пост главы государства, – а вину и ее степень еще надо доказать в ходе открытого соревновательного судебного процесса, – он по определению не может становиться объектом самодеятельного "маски-шоу" и телевизионной юстиции. Никто, включая меня, не понимает, что это за нелепое обвинение в "государственной измене". В чем она заключается? В контактах с представителями руководства РФ? Лидерами стран, входящих в состав СНГ?» – заявил В. Воронин.
Также Воронин высказал уверенность в существовании политического заказа на преследование Додона: «Еще более унизительным для института президентской власти является то, что – по всеобщему мнению – это произошло в соответствии с политическим заказом, поступившим от ныне действующего главы государства. Я, откровенно говоря, тоже в этом убежден».
Таким образом, действия власти вызвали отнюдь не те последствия, к которым стремились Санду и ее ближайшие сподвижники. Уже сейчас можно смело говорить по крайней мере о двух последствиях произошедшего: о подъеме протестного движения и серьезных перспективах его нарастания и активизации. Кроме этого, уже сейчас можно смело утверждать, что задержание Додона только повысит его политический рейтинг, который и без того уступал рейтингу Санду считаные проценты.
Ну а если оценивать возможность осуждения Додона, то тут необходимо вспомнить об Александре Стояногло, судебное рассмотрение дела которого постоянно откладывается, так как по всем оценкам просто «развалится» в суде. Аналогии между делами Стояногло и Додона неслучайны, также как и в деле отстраненного генпрокурора суд не решился продлить арест Игоря Додона на 30 суток и ограничился домашним арестом на этот срок.
Политические репрессии режима Санду-PAS способны «подгадить» политическим оппонентам, но, как оказалось, действующая власть Молдовы бездарна не только в области государственного управления, а во всем, за что ни берётся.