Ситуация в неспокойной Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана стабилизировалась, участники беспорядков сдаются правоохранительным органам. Ряд местных жителей недовольны политикой официального Душанбе, который лишил их реальной автономии, в свою очередь, таджикские власти обвиняют в произошедшем местный криминалитет и экстремистские организации.
Обострение ситуации случилось 16 мая в городе Хороге – административном центре ГБАО, здесь вспыхнули беспорядки, поводом к которым послужило убийство местного жителя. Протестующие выдвинули властям ряд требований: провести расследование убийства, освободить местных активистов из тюрем (посаженных туда в результате беспорядков в ноябре 2021 г.), уволить губернатора ГБАО и мэра города.
Центральные власти отказались выполнять выдвинутые требования. Из-за скудости поступаемой из Хорога информации неизвестно, что послужило поводом для разгона протестов. Известно лишь, что ситуация вышла из-под контроля и на подмогу силовикам из центрального Таджикистана выдвинулось подкрепление. 17 мая группа жителей Рушанского района перекрыла трассу Душанбе–Хорог, тем самым не дав дополнительным подразделениям силовиков доехать до административного центра ГБАО. Заблокированным силовикам пришлось проводить антитеррористическую операцию и с боем прорывать блокаду, чтобы попасть в Хорог.
«С целью полного предотвращения чудовищных актов террористов, обеспечения безопасности граждан, стабильности и спокойствия, верховенства закона и общественного порядка, восстановления беспрепятственного движения транспортных средств на международной автомагистрали Душанбе-Хорог-Кульма 18 мая правоохранительными органами страны была начата антитеррористическая операция.
В результате 8 боевиков убиты, 11 ранены, 114 членов террористической группировки задержаны, 8 человек находятся в розыске. У них изъято 24 автомата Калашникова, 5 пулеметов, 18 пистолетов различных марок, 4 винтовки ТОЗ-18, 11 ручных гранат Ф-1, 86 штук бутылок с зажигательной смесью „Коктейль Молотова“, 3 кг тротила, 15 раций и 53 телефона. В ходе антитеррористической операции никто из мирных жителей не пострадал», – сообщило МВД Таджикистана.
Постепенно протесты были подавлены. В Душанбе вину за произошедшее возлагают на местных сепаратистов, членов экстремистских и террористических группировок, получавших помощь из-за рубежа.
«Преступники при поддержке международных террористических организаций получили за пределами страны оружие и боеприпасы, а также привлекли иностранных наемников для осуществления терактов и других форм провокации в стране», - считает МВД.
Жители Горно-Бадахшанской автономной области являются этническим меньшинством – памирцами. Их оппозиционные активисты вину за произошедшее возлагают на президента Таджикистана, который, по их мнению, отнял у региона законную автономию, а назначаемые из столицы чиновники действуют незаконными методами и ущемляют памирцев. Такие сообщения в основном носят анонимный характер в социальных сетях, поэтому нет возможности проверить их достоверность. В нескольких странах прошли митинги, организованные выходцами из ГБАО, в поддержку митингующих памирцев.
МВД Таджикистана 24 мая опубликовало второй список задержанных участников беспорядков, в нем сообщается о 27 арестованных членов экстремистских группировок. Днем ранее также был выпущен список с фотографиями 19 других задержанных.
Противостояние между Душанбе и памирцами происходит регулярно. Предыдущий масштабный конфликт случился в ноябре прошлого года после убийства 29-летнего Гулбиддина Зиёбекова. Родственники и сочувствующие не поверили официальной версии, что Зиёбеков захватил заложника и поэтому он был застрелен. Тело погибшего принесли к областной администрации и потребовали провести расследование убийства. Митинг перерос в погромы, Хорог окружили военные, в результате подавления мятежа погибли несколько человек.
Далеко идущие цели
ГБАО – большая, но малонаселенная область, численность населения составляет 230 тысяч человек (около 3,2% от общего населения Таджикистана). При этом область занимает 45% всей территории страны, состоящую в основном из высокогорной труднодоступной местности. Памирцы говорят на памирском языке (группа родственных языков), который хоть и похож, но отличается от таджикского языка. Еще одной отличительной особенностью является то, что памирцы в основном исповедуют исмаилизм (одно из течений в исламе), в то время как остальные жители Таджикистана главным образом являются мусульманами-суннитами.
По информации радио «Озоди», лидер исмаилитов всего мира принц Карим Ага-Хан отправил послание исмаилитам Таджикистана, в котором призвал решать проблемы мирным путем. «Как Имам, я призываю свою таджикскую общину сохранять спокойствие; соблюдать законы страны; воздерживаться от любого насилия, беспорядков, незаконной деятельности или любых других действий, которые могут поставить под угрозу их благополучие», - говорится в обращении.
Также в экспертных телеграм-каналах появились сообщения, что ряд лидеров шиитских группировок (исмаилиты считаются ответвлением шиитов) из Афганистана, Ирана и Ирака выступили в поддержку памирцев. Ситуацию усугубляет то, что местные народности памирцев живут в Афганистане и Пакистане, с территории которых в Таджикистан могут проникнуть «группы поддержки», воспользовавшись обострением обстановки. В этом случае конфликт принял бы международный и конфессиональный характер.
Тем не менее таджикским властям удалось сравнительно быстро подавить протесты. Одним из организаторов вооруженного сопротивления был назван Махмадбокир Махмадбокиров, он был одним из лидеров отрядов самообороны во время гражданской войны в Таджикистане, по её окончании был реинтегрированным в таджикские погранвойска. Позже он рассорился с центральными властями и стал оппозиционером, в интернете его часто называют «неформальным лидером памирцев». Ему были предъявлены обвинения в применении силы в отношении представителя правительства, организации незаконных митингов, а также в разжигании межнациональной розни.
22 мая в Хороге Махмадбокиров погиб. По данным МВД Таджикистана, «Мамадбокиров был убит в результате внутренних криминальных разборок». По сообщениям из социальных сетей, он был застрелен снайпером недалеко от своего дома.
Эксперт по вопросам безопасности Марс Сариев в интервью «Ритму Евразии» поделился своим мнением о причинах произошедшего и планируемом деструктивными силами расширении конфликта на другие страны.
– Поводом к протестам в прошлом году стал инцидент с девушкой, которую домогался помощник прокурора. В этот раз я думаю случилось что-то подобное, вызванное произволом властей к местным жителям. Противоречия с центральной властью, точнее между кланом Эмомали Рахмона и памирцами, связаны с тем, что назначаемые в ГБАО чиновники ведут себя, мягко говоря, неподобающе.
В ГБАО, как, впрочем, и по всей остальной стране, процветает коррупция, эти коррупционные схемы плетут чиновники, которых назначает Рахмон. От реальных рычагов власти в своей автономии памирцы отодвинуты давно. В этом есть элементы дискриминации. К тому же памирцы являются исмаилитами, что тоже накладывает свой отпечаток на противостояние.
Я считаю, что основной причиной конфликта всё же является бедственное социально-экономическое положение жителей ГБАО. По мере ухудшения жизни, вызванного последними кризисами, противостояние обострилось. Люди недовольны бедностью и винят в этом президента и центральные власти в Душанбе. Также стоит помнить, что в начале 90-х Таджикистан пережил кровопролитную гражданскую войну и Памир (ГБАО) был одним из оппозиционных центров. Многие выходцы оттуда входили в партию «Исламское возрождения Таджикистана»* (ПИВТ) и других ныне запрещённых оппозиционных политических движений. После войны им пришлось эмигрировать, в том числе в Афганистан.
И хотя причины конфликта являются внутритаджикскими, обострение может быть связано с международным фактором. По моему мнению, эскалацию в ГБАО в своих целях хотят использовать глобальные игроки, прежде всего западные страны, для создания большой зоны боевых действий и дестабилизации в Центральной Азии, конечной целью в этой игре является Россия.
Для этой цели могут дестабилизировать режим Эмомали Рахмона. Если бы Хорог не удалось утихомирить, в конфликт могла бы влезть находящаяся на севере Афганистана группировка «Джамаат Ансаруллах»*. Эта запрещенная группировка состоит из таджиков, в том числе и из выходцев из Таджикистана, которые бежали в Афганистан после проигранной гражданской войны.
Поэтому я считаю, что у противостояния между Душанбе и ГБАО есть внешний проектируемый момент. Тем более что, по сообщению СМИ, из 201-й российской дивизии, дислоцируемой в РТ, около 1000 российских солдат были переброшены на Украину, так что теперь эта военная база ослаблена.
За дестабилизацией Таджикистана возникает реальный риск дестабилизации всей Центральной Азии, а значит, у террористических группировок через Казахстан появилась бы возможность напрямую выйти к российской границе, прямо к Поволжью.
Таким образом, Запад пытается создать для России новый громадный южный фронт, что отвлекло бы российские войска от Украины. А ведь сейчас на украинском направлении наступает переломный момент, в Донбассе фронт ВСУ рушится и российским войскам крайне нежелательно отвлекаться на другие задачи, их численности просто не хватит на другие масштабные цели, – резюмирует эксперт.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram