За что Украина лишилась Азовского и может лишиться Черного моря - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.11.2024 |

За что Украина лишилась Азовского и может лишиться Черного моря

Украина навсегда потеряла выход к Азовскому морю, так как Запорожская и Херсонская области никогда не вернутся под ее контроль, заявил РИА «Новости» член главного совета военно-гражданской администрации Запорожья Владимир Рогов.

«Азовское море навсегда потеряно для Украины. Порты в Запорожской и Херсонской областях никогда больше не будут украинскими. Уверен, что после воссоединения наших регионов с Россией Азовское море снова, как это было и раньше, станет исключительно внутренним морем Российской Федерации», – пояснил он.

Ранее постпред Крыма при президенте и вице-премьер крымского правительства Георгий Мурадов заявил, что после освобождения Мариуполя статус Азовского моря изменился – оно стало морем совместного пользования России и Донецкой народной республики. Он тоже отметил, что после освобождения Херсонской и южной части Запорожской областей киевские власти теряют выход к Азовскому морю.

Стоит добавить, что Киев с этим совершенно не согласен. «Для меня принципиально, чтобы мы освободили Херсонскую область, причем максимально жестко и для коллаборантов, и для российских военных, Запорожскую область. Нам нужна акватория Азовского моря», – заявил советник главы офиса Владимира Зеленского Михаил Подоляк.

Чем же Азовское море так важно для Украины (если не брать во внимание экономический аспект – портов, через которые вывозили продукцию Донбасса) и почему не менее принципиально было для России лишить Украину выхода к нему?

О том, что потеря Киевом выхода к Азовскому морю сорвала намерения НАТО в регионе, рассказал депутат Госдумы от крымского региона Михаил Шеремет. По его словам, киевские власти долгие годы вынашивали планы захода в Азовское море кораблей альянса и строительства в украинских портовых городах иностранных военных баз. «Спецоперация гарантировала безопасность наших границ от присутствия под боком незваных гостей», – уверен он.

На первый взгляд, это может показаться не очень убедительным. Азовское море крайне мелководно, его максимальная глубина – 13,5 метра. То есть серьезные военные корабли туда физически не могли зайти. А после присоединение Крыма к России и строительства Керченского моста их бы туда просто никто не пустил, ибо для этого нужно получать специальное разрешение. Что бывает с теми, кто пытается пройти Керченский пролив без такого разрешения, мы видели в ноябре 2018 года.

Несмотря на то, что Киев после этого грозил повторить операцию, причем с участием военных НАТО, едва ли американцы всерьез согласились бы участвовать в этой самоубийственной авантюре.

Тем не менее Украина давно грезила военными базами на Азовском побережье, которое прикрывал лишь пограничный отряд с небольшим количеством катеров и кораблей. В частности, базу хотели построить в Бердянске, имеющем необходимую портовую инфраструктуру. Строительство началось еще в 2017 году, но так и не было закончено.

Планировалось в течение нескольких лет провести реконструкцию порта с переводом части объектов в ведение ВМС, после чего туда хотели перенести некоторые объекты и структуры с существующей ВМБ «Схiд» («Восток») из г. Николаева, а также сформировать «дивизион кораблей».

На базе в Бердянске Киев рассчитывал развернуть штаб и вспомогательные подразделения, приписать к ней несколько частей и соединений береговых войск (бригаду морской пехоты и артиллерийские подразделения), в будущем даже мечтал оснастить надводные и береговые силы морской авиацией.

Кроме того, Киев очень рассчитывал на американскую помощь. Так, украинские ВМС получили от США четыре патрульных катера типа Island и рассчитывали получить 16 катеров Mark VI, часть из которых планировали перебросить в Бердянск.

В итоге туда даже перебросили некоторые корабли и катера. Хотели больше, но вторая попытка закончилась тем самым керченским фиаско. Реальные же работы по реконструкции порта и созданию базы начались только весной 2020 года. Планировалось, что реконструкция и перестройка инфраструктуры будет выполнена до конца 2021 года. Однако сделать этого не удалось. Причины привычны для Украины: недофинансирование, коррупция, организационные и техническо-инфраструктурные проблемы.

В итоге в конце прошлого года министерство обороны распорядилось ускорить строительство. Так что можно не сомневаться, объект в итоге был бы достроен, как и планируемая база в Мариуполе.

Что бы это дало?

За счет этих баз украинские ВМС смогли бы резко (в сравнении с тем, что было) усилить присутствие в Азовском море. Понятно, что в случае реального боестолкновения с военно-морскими силами России вся эта «непобедимая армада» быстренько отправилась бы на дно. Но очевидно, что устраивать реальный и открытый морской бой с Россией никто и не собирался, имевшиеся у Украины катера «Гюрза-М» или даже американские Island на это просто не рассчитаны.

Зато они могли бы справиться с задачей организации провокации типа керченской. Такие провокации можно было бы осуществлять куда чаще, причиняя России постоянную головную боль. Кроме того, с их помощью можно было бы заниматься «пиратством» – ловить российские гражданские корабли. Такие инциденты были и не единожды. Самым известным стал захват в 2018 году крымского рыболовецкого сейнера «Норд» с десятью членами экипажа в нейтральных водах Азовского моря недалеко от Обиточной косы Запорожской области. Учитывая тот факт, что Москва не начала немедленную военную спецоперацию по его освобождению, украинские власти вполне резонно предполагали, что это можно повторять неоднократно, оставаясь безнаказанными.

Несмотря на то, что вход в Керченский пролив надежно контролировался Россией, северо-восточный берег Крыма оставался под постоянной угрозой до тех пор, пока Украина обладала хоть чем-то на Азовском море.

Наконец, усиление украинского военно-морского присутствия в Приазовье могло куда больше проблем создать для ДНР. Очевидно, что базы на Азовском море планировали использовать как плацдарм для нападения на Донбасс. Сегодня уже известно, что Украина планировала начать наступление 8 марта этого года. Несмотря на то, что никаких полноценных баз у нее не было, имевшегося флота вполне хватило бы для того, чтобы атаковать Новоазовск, в том числе с моря, отрезав юг ДНР. Эту опасность тоже необходимо было устранить при проведении СВО.

Кстати, сам факт скоротечного боя с российскими ВМС и быстрая отправка на дно давали возможность украинским кораблям создать России еще одну проблему. И дело даже не в том, что это стало бы поводом для нового обвинения в «агрессии» и санкций со стороны Запада. Как я уже говорил, Азовское море очень мелководно, и количество коридоров, по которым спокойно может пройти даже гражданское судно, – ограничено. В акватории, прилегающей к юго-восточному побережью Азовского моря, существуют обширнейшие отмели. Поэтому основной фарватер проходит по траверзу Бердянска.

Судно, которое, к примеру, следует из Таганрога в Керчь, вначале идёт на запад вдоль северного побережья и только после прохождения траверза Бердянска поворачивает на юг. В свое время именно этот фактор стал решающим в вопросе объявления моря общим для Украины и России: проведение границ по фарватеру не обеспечило бы справедливого раздела акватории, а по береговым линиям – отдало бы фарватер Украине.

Украинским ВМС было бы достаточно просто затопить свои суда в районе Бердянска, перекрыв таким образом фарватер, чтобы создать серьезные проблемы торговому судоходству в Азовском море. Доставать украинский «морской мусор», очевидно, тоже пришлось бы России за свой счет.

Будь Украина нормальным государством, раздел с ним Азовского моря не представлял бы проблем. Но ту Украину, что мы в реальности имеем (пока еще), необходимо было лишить даже гипотетической возможности организовывать вышеперечисленные проблемы, лишив ее азовского побережья.

Не менее важным является вопрос с Черным морем. Во-первых, там понатыканы уже реально существующие военно-морские базы, которые представляют куда более серьезную угрозу, чем гипотетические объекты в Бердянске и Мариуполе. Многие из них открыто строились американцами.

Как рассказал замглавы военно-гражданской администрации Херсонской области Кирилл Стремоусов, США под видом помощи Украине занимались строительством военно-морских баз на побережье Черного моря. Среди них – базы на острове Первомайский при выходе из Днепро-Бугского лимана в Черное море и в городе Очакове Николаевской области, откуда по-прежнему украинские военные обстреливают Херсонскую область.

По мнению Стремоусова, базы принадлежали Украине лишь номинально, так как по факту их строили и модернизировали при координации Соединенных Штатов. Тут нельзя не вспомнить знаменитый объект в Очакове, где британские военные специалисты строили системы гидроакустического слежения за Черноморским флотом России.

Еще раньше там появились американцы, которые еще в 2017 году начали постройку Морского оперативного центра, создаваемого якобы для ВМСУ. По мнению военных специалистов, этот объект в реальности должен был стать центром планировки операций США в Черноморском регионе.

Все тот же Стремоусов ранее рассказал о том, что суда не могут выходить из порта Херсона в Черное море и заходить в него, так как единственный выход в море в районе города Очакова находится под контролем украинских сил. Кроме того, стоит напомнить, что Киев активно минирует пока еще контролируемую им акваторию.

Наконец, стоит напомнить, что на днях украинский министр обороны Алексей Резников заявил, что Киев получит от НАТО ПУ наземного базирования и ПКР Harpoon, которые представляют реальную угрозу для российских кораблей. Для противодействия этим ракетам придется на полную силу задействовать возможности ПВО корабельной группировки Черноморского флота и средства РЭБ.

Но наиболее эффективной защитой было бы лишение Украины возможности доставать российские корабли, отодвинув Украину от побережья не менее чем на 300 км (дальность стрельбы у «Гарпуна» 280 км).

Все эти проблемы нужно решать уже сегодня. Государство-террорист должно быть лишено выхода к морю окончательно.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4835
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика