Многовекторность внешней политики нынешнего Узбекистана задает динамичный тон экономической и политической активности не только самой страны, но и региона в целом. За короткое время налажено стратегическое партнерство со всеми соседними государствами. Сотрудничество с каждым успешно реализуется как на двустороннем уровне, так и в рамках международных и региональных организаций.
Несколько лет назад Узбекистан выступил с инициативой возобновления многостороннего диалога между странами Центральной Азии. Так появился формат консультативных встреч глав государств. Это способствовало сближению центральноазиатской пятерки, консолидации усилий для обеспечения стабильности и процветания в регионе, выработки общей, сбалансированной позиции по актуальным вопросам региональной повестки и, что немаловажно, продвижению общих интересов на мировой арене.
Данное обстоятельство делает Центральную Азию еще более привлекательной для внешних игроков, которые находятся в геополитической гонке за право преобладания своих интересов. Кроме России, Китая и западных держав, в последние годы все заметнее становится присутствие в регионе Индии. Яркий тому пример – укрепление сотрудничества с Узбекистаном.
Следует отметить, что сегодня Индия имеет особый вес в международной политике и экономике. Это мировой гигант в области информационных технологий, фармацевтики, текстильной промышленности. Солидные результаты страна достигла и в оборонной сфере. В частности, по военной мощи занимает четвертое место в международном рейтинге Global Firepower. Также Индия – вторая страна мира по численности населения и шестая по объему ВВП. С такой динамикой роста в недалеком будущем она вполне может стать четвёртым центром силы.
Итак, чем интересна эта страна Узбекистану? Следует ли считать сотрудничество с Индией взаимовыгодным? Если да, то почему? Ответы на эти вопросы помогут понять характер и мотивы углубления партнерства между двумя странами.
Для начала немного предыстории. В октябре 2018 года президент Узбекистана совершил первый государственный визит в Индию. Второй раз Шавкат Мирзиёев посетил страну в январе 2019 года в качестве гостя, приглашенного на IX Международный инвестиционный саммит «Динамичный Гуджарат». Именно тогда он выдвинул ряд инициатив, которые в последующем предопределили курс двустороннего сотрудничества с Индией.
В первую очередь президент затронул вопрос о создании надежных торговых и транспортных коммуникаций между рынками Центральной и Южной Азии. Это весьма важно для Узбекистана, так как страна находится в центре региона и не имеет прямого выхода к морю. В нынешних условиях диверсификации экономики, наращивания промышленной мощи, налаживания экспортно ориентированного производства и, соответственно, увеличения объема готовой продукции перед Узбекистаном стоит задача освоения новых рынков. Этого невозможно достичь без формирования эффективных транспортных коридоров, позволяющих кратчайшими путями доставлять грузы из Узбекистана в разные уголки мира. В этом и кроется одна из основных причин сближения нашей страны с Индией.
Результаты налицо. В 2020 году стартовал масштабный совместный проект «Север – Юг», который предполагает строительство железной дороги, соединяющей Узбекистан с Индией через Оманский залив. Также Индия вложила солидную сумму инвестиций на модернизацию инфраструктуры иранского порта Чабахар. Важно отметить, что от таких созидательных планов выиграют все страны Центральной Азии, ибо новая транспортная артерия и логистические развязки послужат дальнейшему развитию их транзитного потенциала. Плюс ко всему появится стимул для скорейшего урегулирования афганского конфликта общими усилиями. Ведь железнодорожная магистраль будет пересекать территорию Афганистана, что, безусловно, способствует вовлечению братского государства в систему межрегиональной торговли.
Еще один немаловажный аспект. Налаживание транспортно-коммуникационных связей с Индией положительно отразится на взаимной торговле. Несмотря на постпандемийный период, товарооборот между Узбекистаном и Индией в 2021 году вырос на 10,3% и составил 490 миллионов долларов. Это больше по сравнению с предыдущим годом, но мало, если учесть огромный потенциал двух стран, который, как показывает статистика, остается незадействованным.
Данный факт признан на высоком уровне, и благодаря активному сотрудничеству обеих сторон ситуация постепенно начинает меняться. По итогам первого визита Шавката Мирзиёева в Индию была достигнута договоренность довести двусторонний товарооборот до 1 миллиарда долларов.
На наш взгляд, в этом есть большая заинтересованность узбекской стороны. И вот почему.
Как известно, Индия признана крупнейшей торговой и индустриальной державой Азиатского континента. Страна является основным экспортером IT-услуг, программного обеспечения на мировой рынок и лидирует по количеству технологических стартапов. Узбекистан тоже делает ставку на инновации. Создание стартап-экосистемы и увеличение человеческого капитала обозначены приоритетами ускоренного развития республики в ближайшей перспективе. В связи с этим Индия начала активно помогать Узбекистану в подготовке кадров, открыв свои вузы в Ташкенте (Университет Амити) и Андижане (Университет Шарда).
К 2030 году Узбекистан намерен войти в топ-50 стран по показателям Глобального инновационного индекса. Но для достижения столь высоких целей необходимо изучать и перенимать передовой опыт других стран, взаимодействовать с ними, внедрять новейшие технологии.
Вспомним, что исходя именно из этих интересов на саммите «Динамичный Гуджарат - 2019» лидер Узбекистана предложил Индии реализовать совместные проекты в области информационных технологий, сельского хозяйства, возобновляемой энергии и подготовки специалистов для этих сфер. Это второй фактор, обусловивший прорыв Узбекистана на индийском направлении.
Посредством углубления торгово-экономических, инвестиционных связей с узбекскими партнерами индийские компании получают уникальную возможность занять свою нишу на рынках страны. Сейчас в Узбекистане наблюдаются положительные сдвиги в традиционных для Индии отраслях: IТ-индустрии, фармацевтике, текстильной промышленности, инновационной медицине, производстве медтехники и кожаных изделий. Динамика роста наблюдается и у соседей. Неслучайно Нью-Дели уже сейчас входит в десятку основных торговых партнеров Центральной Азии. К примеру, продукция индийских фармкомпаний занимает около 30% всего импорта лекарственных препаратов в регионе.
Индия рассматривает Узбекистан в качестве ключевого партнера в Центральной Азии. И не только потому, что у сторон есть взаимные интересы, доброжелательные и дружественные отношения. Дело даже не в культурно-исторической близости двух народов (хотя значение данного фактора не стоит умалять). Узбекистану как центральному с точки зрения географии и доминирующему с точки зрения демографии государству Центральной Азии самой судьбой предначертана роль проводника в регион для внешних партнеров. В этом плане абсолютно понятно, почему Индия делает ставку на углубление сотрудничества с Узбекистаном и почему новая точка отсчета в узбекско-индийских отношениях очень быстро достигла стратегической отметки.
Однако нельзя утверждать, что другие республики Центральной Азии интересуют Индию в меньшей степени. Напомним, что эта страна одной из первых инициировала многосторонний формат «C5+1». В январе текущего года состоялся первый саммит «Индия – Центральная Азия», который объединил всю центральноазиатскую пятерку и стал удобной диалоговой площадкой для обсуждения крупных проектов, представляющих взаимный интерес. Эти события свидетельствуют о комплексном подходе Индии к региону.
Узбекистан открывает азиатскому гиганту двери в Центральную Азию. Причем делает это непринужденно, не под натиском внешних сил, а исключительно в экономических целях. Связывая себя узами крепкой дружбы с Индией, Узбекистан тем самым помогает ей сблизиться с другими странами Центральной Азии. Индийский интерес, как отмечалось ранее, имеет взаимовыгодную основу. Индия работает на долгосрочную перспективу, с энтузиазмом вкладывается в развитие региона и готова увеличивать объем инвестиций.
Точно так же индийский бизнес идет в Центральную Азию не с пустыми руками. За ним приходит капитал, что означает создание новых предприятий и рабочих мест. В этом и проявляется серьезность и основательность действий индийских коллег.
Отметим, что основной поток так называемой финансовой поддержки со стороны Индии направлен на Узбекистан. К примеру, Индия одобрила кредитную линию в размере 448 миллионов долларов для развития информационных технологий, строительства дорог, очистки сточных вод.
Еще 1 миллиард долларов Индия выделила для реализации приоритетных проектов в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства, информационных технологий, связи и энергетики по всей территории Центральной Азии.
Эксперты во многом склонны связывать инвестиционную активность Индии в регионе, которую без преувеличения можно назвать долгосрочной, с политикой открытости президента Шавката Мирзиёева.
Лидер Узбекистана еще в начале 2019 года, находясь с рабочим визитом в Индии, предложил на регулярной основе проводить совместные бизнес-форумы. После этого было налажено успешное партнерство Андижанской области и штата Гуджарат. На недавно состоявшемся онлайн-саммите лидеры двух стран договорились расширять межрегиональные контакты по данному сценарию.
Возвращаясь к мысли о продвижении региональных интересов, отметим, что Узбекистан всегда позиционировал себя как неотъемлемую часть единого целого – региона Центральной Азии. Такой подход является основополагающим во взаимоотношениях страны с крупными игроками. Диалог с Индией – яркое тому подтверждение. Следует напомнить, что именно узбекская сторона инициировала формат «Центральная Азия – Индия», который дал импульс дальнейшему развитию сотрудничества между странами.
Анализируя динамику индийско-узбекских отношений за последние пару лет, можно с уверенностью утверждать, что Индия будет только укреплять свои позиции в регионе. Основные пути по этому направлению уже проложены. А значит, заметные прогрессивные изменения еще впереди.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram