Одной из наиболее обсуждаемых и в то же время наименее «прозрачных» и открытых тем в Молдове является закупка страной природного газа, формирование его цены и тарифов для конечных потребителей. Как правило, цифры оглашаются в СМИ, но при этом формулы, по которым они определяются, объявляются «коммерческой тайной». По большому счету все уже принимают как данность, что все 30 с лишним лет существования независимой Молдовы закупки газа служат источником обогащения для всех приближенных к ней – как непосредственно «газовиков», так и высоких чиновников. При этом важность этой отрасли сложно переоценить как в плане энергетической безопасности, так и в плане формирования государственного бюджета.
Для иллюстрации этого тезиса достаточно упомянуть, что молдавский бюджет в значительной степени формируется за счет таможенных платежей – НДС на импорт и таможенных пошлин. При этом больше половины этих платежей поступают в бюджет именно за импорт природного газа из России. Кроме этого, тарифы на газ для потребителей Молдовы во многом определяют себестоимость производимых товаров и цены на них.
Таким образом, значение экономической составляющей сложно переоценить. Однако только после прихода к власти в Молдове Майи Санду и поддерживающей ее партии PAS поставки газа в страну приобрели также и статус политического фактора при практически полном игнорировании экономической составляющей.
Несмотря на то, что сегодня и в обозримом будущем Молдова не сможет отказаться от закупок российского газа просто потому, что никакой реальной альтернативы нет, власти страны объявили о необходимости «диверсификации источников» поставок голубого топлива. При этом необходимо учитывать, что:
- 51% акций компании АО «Молдовагаз», в собственности которой находится вся внутренняя газораспределительная сеть РМ, принадлежит «Газпрому»;
- реальных альтернатив поставкам российского газа в объемах, необходимых Молдове, просто не существует и в ближайшее время не предвидится;
- построенный из Румынии газопровод Яссы–Унгены так и не функционирует, при этом его пропускной способности недостаточно для обеспечения Молдовы необходимым количеством газа;
- любые поставки газа из Европы будут представлять собой уже опробованный на Украине вариант реверса того же самого российского газа.
Судя по всему, последние три пункта не особенно смущают Санду и руководство страны. А вот АО «Молдовагаз» реально мешает представителям PAS устроить в стране энергетическую катастрофу во имя достижения сугубо политических целей максимального дистанцирования или даже полного разрыва с Россией. При этом необходимо отметить, что российская сторона всячески старается вернуть обсуждение поставок газа в Молдову в сугубо экономическое поле.
Молдавская сторона при заключении контракта осенью прошлого года получила все условия, которые просила, что даже дало повод вице-премьеру Спыну утверждать, что он, дескать, «доминировал» на этих переговорах.
Однако уже после заключения соглашения Молдова проявила себя крайне ненадежным партнером. Проблемы с оплатой текущих поставок газа начались сразу же после подписания контракта. Ежемесячно платеж собирали всей страной с большим напряжением и порой с запаздыванием.
Отдельным вопросом во взаимоотношениях АО «Молдовагаз» и «Газпрома» является возврат исторического долга. По условиям заключенного осенью соглашения необходимо было в срок до 1 мая провести аудит этого долга, но правительство Молдовы откровенно саботировало этот вопрос, протянув время с организацией тендера на аудит. В конечном итоге аудит так и не провели, и, таким образом, молдавские власти продемонстрировали, что не собираются возвращать долг.
Однако все «стрелки» теперь переводятся именно на АО «Молдовагаз». Спикер парламента и по совместительству председатель PAS Игорь Гросу заявил, что газовый вопрос в стране должно было решить АО «Молдовагаз», так как оно является частью «Газпрома». Правительство все больше политизирует этот вопрос, умалчивая, что предприятие отвечает за газовую инфраструктуру, а не заключение контрактов.
«Молдовагаз» – дочерняя компания «Газпрома» и ей надо бы приложить хотя бы чуть-чуть усилий с компанией-мамой. Иначе уберем слово «Молдова» из названия «Молдовагаз», - заявил Гросу.
Фактически подобные заявления могут расцениваться как угроза национализации «Молдовагаз». И в существующем сегодня в Молдове русофобском угаре власти вполне могут пойти на это. Правда, закончится это может для Молдовы весьма плачевно, и примеры тому уже есть в Европе. После того как дочернее предприятие «Газпрома» Gazprom Germania было включено в санкционный список, «Газпром» сообщил, что не будет поставлять газ бывшей «дочке» на прежних условиях. Применительно к нашему случаю, если вдруг в Молдове решат прибрать к рукам АО «Молдовагаз», подача газа молдавским потребителям прекратится раньше, чем кто-либо может подумать.
Поэтому очень похоже, что власти РМ сознательно идут на уничтожение АО «Молдовагаз». При этом они «держат в уме» создание новой структуры, которая уже будет подконтрольна только им и, соответственно, сможет обеспечить проведение тех финансовых схем, которые будут выгодны лично им. То, что подобные действия приведут к еще большему росту тарифов на газ для населения Молдовы, для власти – вопрос несущественный.
Судя по всему, активная стадия атаки на АО «Молдовагаз» уже началась. Национальное агентство по регулированию энергетики (НАРЭ) во вторник, 31 мая, утвердило новый тариф на газ в соответствии с расчетами, которые представила компания «Молдовагаз». Тариф для бытовых потребителей вырос на 22,6%, заявил на заседании член НАРЭ Александр Урсу. Новый тариф был утвержден на основании запроса на изменение тарифа на поставку природного газа конечным потребителям, который предоставило АО «Молдовагаз» в конце мая.
Исходя из текущей закупочной стоимости 920 долларов США за 1 тыс. кубометров, государственному регулятору был предложен сценарий, при котором до 1 октября 2022 года цена одного кубометра газа для конечных потребителей составляла бы 22 229 леев за 1 тыс. кубометров (без учета НДС) при условии возврата к текущему тарифу в холодное время года. Несмотря на аргументы АО «Молдовагаз», НАРЭ приняло решение утвердить среднегодовой тариф на поставку природного газа конечным потребителям в размере 16 254 леи за 1 тыс. кубометров и 17 244 леи за 1 тыс. кубометров для бытовых потребителей (без НДС). В результате такого решения регулятора при применении утвержденных НАРЭ регулируемых цен на поставку природного газа до конца отчетного периода АО «Молдовагаз» сформирует значительные тарифные отклонения, которые в конечном итоге неминуемо приведут к острому дефициту средств для расчета с «Газпромом». Это, в свою очередь, потребует нового повышения тарифов на газ для конечных потребителей или приведет к неспособности АО «Молдовагаз» рассчитаться с «Газпромом». Действия подконтрольного правительству НАРЭ вполне можно квалифицировать как попытку обанкротить АО «Молдовагаз», чтобы передать функцию закупок природного газа другому ведомству.
Действия нынешней молдавской власти не только направлены на подчинение одного из крупнейших предприятий с целью извлечения выгоды, но и полностью соответствуют целям и указаниям, которые поставлены перед высшими государственными лицами РМ их западными кураторами. Последние крайне заинтересованы в том, чтобы Молдова полностью разорвала все существующие связи с Российской Федерацией. А то, что такие шаги нанесут прямой и непосредственный вред экономике страны и ее населению, никоим образом не учитывается и абсолютно не принимается во внимание. Молдова не просто движется к краю экономической пропасти, а уже нависла над ней и в ближайшем будущем может рухнуть в нее.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram