Верховный суд ДНР вынес смертный приговор троим наемникам-иностранцам, воевавшим в ВСУ: британцам Шону Пиннеру и Эйдену Эйслину и марокканцу Брагиму Саадуну.
Предсказуемо это решение вызвало на Западе истерику. Особенно, это заметно по британским СМИ, многие из которых сразу же разродились совершенно сюрреалистическими заголовками: «Приговоренные к смерти Путиным», «Постановочный советский суд» и т. д. «Никто из обладателей британского паспорта не должен представать перед показательным судом советской эры, а затем быть приговорённым к смертной казни!» – цитирует Skynews одного из членов семьи Эйслина.
Не менее показательна реакция политиков. Депутат палаты общин Роберт Дженрик назвал приговор британцам «военным преступлением, абсолютно возмутительным и вопиющим нарушением международного права».
«Это возмутительное и позорное нарушение международного права со стороны российского режима или его марионеток: использовать незаконный суд для судебного преследования законных военнопленных, которые имеют право на иммунитет комбатантов», – считает его коллега Стивен Даути.
«Это не государство, это не суд, а судьи – просто люди, которые наряжаются и притворяются. Эти люди (осуждённые британцы) являются военнопленными, обвинения против них являются нарушением их прав – Россия использует их в качестве заложников», – заявил другой депутат Том Тугендхата.
Тут, конечно, сразу нужно расставить точки над i. Все трое приговорены к смертной казни не за наемничество (за это полагается максимальный срок 8 лет), а за прохождение обучения в террористической организации и попытку насильственного захвата власти. В первом свою вину признали все трое, во втором – Пиннер и Саадун.
Но Запад упирает именно на то, что судили их за наемничество и не имели на это право, поскольку они, мол, являются военнопленными и в соответствии с Женевскими конвенциями имеют право на иммунитет комбатанта, а значит, не должны быть подвергнуты суду за участие в боевых действиях.
Простите, но если Лондон признает их военнопленными, то это значит, что Британия или признает ДНР, или признает себя в состоянии войны с Россией. Но Лондон, заметьте, официально этого не делает, лишь ограничивается заявлениями отдельных политиков.
Британия делает ставку на то, что, дескать, эти наемники были военнослужащими ВСУ, а не сотрудниками ЧВК, «диким гусями» с сомнительным правовым статусом самого факта нахождения на данной территории. Мол, они живут на Украине уже четыре года и все это время были украинскими военнослужащими.
Простите, а украинские паспорта они успели получить? Нет? Тогда они самые натуральные наемники – лица, воюющие за чужое государство.
Согласно Женевской конвенции, наемник – это человек, который был завербован на месте или за рубежом для участия в вооруженном конфликте, принимает в нем непосредственное участие, мотивирован на участие в военных действиях главным образом стремлением к личной выгоде и фактически получает от стороны в конфликте или от ее имени материальную компенсацию, не является ни гражданином стороны конфликта, ни жителем территории, контролируемой стороной конфликта, не является военнослужащим одной из сторон конфликта, не был направлен государством, не являющимся стороной конфликта, для выполнения служебных обязанностей в качестве члена своих вооруженных сил.
Как видим, соблюдены все пункты, кроме их службы в ВСУ, но это едва ли что-то меняет.
Что до классического критерия наемничества – участия в войне за деньги, то он тут присутствует. О том, как и сколько они получали, рассказывал журналистам тот же Эйслин. Но дело, конечно, не в деньгах.
Возьмем марокканца Саадуна. Уровень жизни в Марокко не ниже, чем на Украине. Если бы он хотел, как он сам утверждает, «научиться навыкам стрельбы», то почему бы ему было не пойти на службу в марокканскому армию? Там платят те же деньги, при этом он мог бы убить двух зайцев: нормально зарабатывать, при этом служа своей Родине в мирное время, и не бояться быть убитым.
Про сравнение уровня жизни на Украине и Британии я вообще молчу. Совершенно очевидно, все эти люди ехали за «острыми ощущениями». На «человеческое сафари», как сейчас принято говорить. Или же из-за человеконенавистнических побуждений.
Впрочем, это не смягчающее, а отягчающее обстоятельство. Поэтому лично я, как и многие люди в ДНР и России, считаю вынесенный трем наемникам приговор абсолютно оправданным.
Возможно, можно было и обойтись пожизненным заключением или даже 25 годами. Но тут, как полагают на Британских островах, присутствует элемент «игры», цель которой – давление на власти Великобритании.
«Их выставляют напоказ на международной арене по ряду причин, не в последнюю очередь из-за того, что Донецкая область получает большую международную известность и, несомненно, для использования в качестве заключенных. Обмен», – цитирует The Telegraph депутата Тобиаса Эллвуда, председателя специального комитета по обороне. Если встал вопрос об обмене, то естественно поинтересоваться на кого? Sunday Express пишет, что Киев допускает обмен Пиннера и Эйслина на украинского политика Виктора Медведчука.
Газета не исключает даже проведения военной операции по их освобождению. Последняя мысль уже совершенно безумна и рассчитана на тех читателей, которые не понимают степени ее абсурдности, просто не знают, что происходит на Украине. Как абсурдны и заявления вице-премьера Доминика Рааба и главы МИД Лиз Трасс о консультациях с официальным Киевом на предмет освобождения британцев. Это мы с вами понимаем, насколько бредово это звучит, а для британского обывателя – сойдет. Нужно создать впечатление того, что Лондон не бросает своих и делает все для их освобождения.
Им подыгрывает экс-министр иностранных дел, а ныне посол Украины в Великобритании Вадим Пристайко, который заверил Лондон в том, что британцев включат в ближайший список на обмен и сделают приоритетом, причем даже в ущерб украинским пленным.
Заметьте, что сам официальный Лондон дистанцируется от всего этого, очевидно, не желая чрезмерным участием в судьбе своих подданных создать впечатление, что Британия вовлечена в конфликт.
Напомню, что глупая изначально тема обмена британцев на Медведчука всплывала еще в апреле, когда Пиннер и Эйслин обратились к премьеру Б. Джонсону с просьбой посодействовать такому обмену. Джонсон тогда фактически проигнорировал просьбу, лишь призвав быть милосердными к этим двоим (причем непонятно, кого именно призвал – Москву или Донецк).
Судя по всему, правительство Джонсона эта тема на самом деле крайне беспокоит, просто там стараются максимально не подавать виду. Между тем понимают, что Джонсон избежал недавно отставки, что называется, кредитом и расстрел подданных Ее Величества будет колоссальным ударом по нему, после которого он может уже не подняться. Как пишет The Sun, сейчас для Джонсона нет более важной задачи, чем освобождение Аслина и Пиннера.
При этом Джонсон, во всяком случае публично, пытается переложить всю ответственность на Киев. «Некоторые официальные лица опасаются, что, если Лондон вступит в двусторонний спор с Москвой, вместо того чтобы оставить это на усмотрение Киева, это может подпитывать ложные заявления России о том, что двое британцев были наемниками», – утверждает BBC.
По мнению политолога Дмитрия Галкина, цель этого приговора состоит в том, чтобы заставить британское правительство начать переговоры с властями ДНР об освобождении или обмене граждан Великобритании. «Если правительство Джонсона не сможет предотвратить исполнение смертного приговора, то оно непременно столкнется с жесткой критикой со стороны своих внутренних противников. Но, вступив в переговоры с властями ДНР, оно, пускай и косвенно, признает их субъектом международных отношений. Поэтому сделать подобный шаг правительству Джонсону будет очень трудно. Таким образом, оно оказалось вынуждено выбирать между изменением своих внешнеполитических принципов и серьезными внутриполитическими проблемами», – считает эксперт.
На обжалование приговора у осужденных есть месяц. Все это время, безусловно, будут вестись некие закулисные переговоры, в ходе которых Британия будет искать варианты выменять своих, поскольку, как я уже говорил, для нее довести дело до приведения приговора в исполнение совершенно недопустимо, как, впрочем, и идти на чрезмерные уступки, тем более вступая в диалог непосредственно с Донецком.
«Если же Джонсон хочет закулисной игры, то и здесь возможны варианты – от частичного снятия санкций до сокращения западной военной помощи. Британия рискует потерять свой статус оплота антироссийского альянса, помогающего Украине, если мы заплатим слишком высокую цену за свободу Эйслина и Пиннера», – пишет Daily Mail.
Для Донецка пойти на обмен – тоже удар по имиджу. Судя по реакции общественности, особенно на фоне варварских террористических обстрелов столицы ДНР в последние дни, люди ждут исполнения приговора и немедленно. С другой стороны, мы не знаем, что могут предложить в обмен на наемников. Вполне возможно, что это может оказаться единственным способом вытащить своих из украинского плена, в том числе иностранцев, воевавших за ДНР.
Тут, думаю, все будет зависеть от того, что является главной целью указанного приговора: поторговаться с Британией или удовлетворить запрос, восемь лет копившийся в обществе, – запрос на установление справедливости. Если второе перевесит, Пиннеру и Эйслину ничего не светит, как бы премьер Джонсон ни выпрыгивал из штанов.
Впрочем, у этого процесса, полагаю, изначально была еще одна важная задача – отпугнуть других желающих поохотиться на людей. Такую задачу, кстати, в свое время выполнил удар российских ВКС по Яворовскому полигону, который значительно сократил число иностранных наемников на Украине и желающих последовать их примеру. Полагаю, смертный приговор трем из них охладит еще больше «горячих голов».
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram