Для РФ и РБ нет преград партнерству на Днепре и Западной Двине. А на Немане? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 22.04.2025 |

Для РФ и РБ нет преград партнерству на Днепре и Западной Двине. А на Немане?

Трансграничные реки и другие водные объекты России и Белоруссии приобретают особую экологическую, экономическую, да и геополитическую значимость с учетом блокадной политики Запада в отношении наших стран. Поэтому российско-белорусское сотрудничество в сфере водной экологии всё активнее переплетается с вопросами политико-экономического взаимодействия.

Пожалуй, это основной вывод состоявшихся в первой декаде июня в Санкт-Петербурге ХШ заседания совместной комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов и научно-технической конференции по той же проблематике. Эти форумы были приурочены к 20-летию подписания (24 мая 2002 г. в Минске) действующего соглашения «О сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов».

Востребованность взаимодействия в этой сфере обусловлена уже тем, что ареал российско-белорусских водных объектов включает 66 рек и озёр, составляющих бассейны Днепра и Западной Двины. По территории РФ протяженность Днепра составляет 485 км (Смоленская область – верхнее течение), в Белоруссии – 595 км (Витебская, Могилевская, Гомельская области – среднее течение).

Бассейн Днепра

По Западной Двине пропорции таковы: в РФ – 323 км (Тверская, Псковская, Смоленская области – верхнее течение), в Белоруссии – 330 км (Витебская область – среднее течение). Соответственно, Витебская и Смоленская области остаются в буквальном смысле «сердцевиной» водно-экологического и водохозяйственного сотрудничества РФ и Белоруссии. 

Бассейн Западной Двины

Как отмечалось на упомянутых мероприятиях, в целом состояние этих трансграничных бассейнов существенно улучшилось за истекшие 20 лет. К примеру, близки или полностью соответствуют нормативам многие показатели загрязненности этих рек и их притоков (особенно в Западнодвинском бассейне); введены в действие высокотехнологичные водоочистные сооружения в областях и на предприятиях, примыкающих к этим бассейнам; более рациональным стало использование днепровской и западнодвинской воды для промышленных, сельскохозяйственных, коммунально-бытовых нужд. Стороны регулярно обмениваются данными мониторинга состояния этих рек и образуемых ими бассейнов; проводят мероприятия, в том числе совместные, по дноуглублению, расчистке русел данных рек и других трансграничных водообъектов.

Примечательно и то, что, по данным Владимира Дамбовского, начальника отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте РБ, это ведомство уже не меньше 10 лет сотрудничает с «Росрыболовством» по контролю за состоянием рыбных ресурсов и предотвращению рыбного браконьерства в трансграничных водах. Проводится и совместное их зарыбление щукой, судаком, окунем, сазаном. А с 2017 г. в сопредельное течение Днепра успешно выпускается молодь осетровых, в основном стерляди. В середине июня с. г. здесь «внедрили» ее новую партию в 1,5 тыс. штук.

Как отметил Александр Горошко, замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Белоруссии, «опыт реализации соглашения доказал общую приверженность взаимовыгодному партнерству в управлении трансграничными водоресурсами». Схожее мнение у сопредседателя совместной водохозяйственной комиссии Татьяны Боковой, замруководителя «Росводоресурсов» Наталии Сологуб.

При этом Н. Сологуб анкцентировала внимание на том, что совместный водный мониторинг должен быть регулярным и с более подробными результатами. «Очень важной представляется необходимость совместного мониторинга качества водных трансграничных объектов. Мы все понимаем, насколько важны чистота данных, как и совместные отборы водных проб», – отметила она. Именно последние, по мнению эксперта, имеют решающее значение для выработки и реализации обоюдных мер по комплексному водопользованию.

Отмечалось также, что основными источниками загрязнения этих бассейнов к настоящему времени являются сельхозпредприятия и коммунально-бытовые объекты. В частности, на водосборе пяти приграничных/трансграничных рек и озер Западнодвинского бассейна на Псковщине (Нища, Уща, Оболь, Езерище, Усвяча) за последние годы построено около 20 свиноводческих комплексов. Во второй половине 2010-х по этому поводу белорусская сторона, образно говоря, забила тревогу. Но на этих предприятиях соблюдены практически все экологические требования. Мониторинг упомянутых рек и озер, проводимый с 2014 г., показал, что если и имеет место ухудшение качества воды, то оно минимальное и касается считаных водообъектов. А с 2016 г. профильные эксперты Витебщины и Псковщины проводят совместный мониторинг тех же объектов.

Белорусская сторона, как отмечалось на форумах, активно использует сверхсовременные методы защиты водных объектов, в том числе трансграничных. Так, Владимир Корнеев, эксперт минского ЦНИИ комплексного использования водных ресурсов, проинформировал об одном из таких методов: «Мы внедряем передовые технологии по созданию водонепроницаемых экранов», чтобы вредные стоки, продукты переработки и гниения органических отходов «не загрязняли верхние водоносные горизонты, а те, соответственно, водные объекты». Продолжается работа и «по выведению полей фильтрации из водохозяйственного оборота» (участки концентрации канализационных и т. п. стоков вблизи водообъектов. – Ред.).

Тем временем сохраняется ряд экологически проблемных участков и в Днепровском бассейне. Это отмечалось еще на международной конференции «Трансграничные водные объекты: использование, ресурсы, охрана», состоявшейся в Сочи в сентябре 2021 г. А именно: максимальный уровень вредных веществ зафиксирован на четырех приднепровских водотоках между РФ с Белоруссией – реках Очеса, Десенка, Нетеша и Грязливка. Превышение здесь ПДК-нормативов составляет от 2,3 (органические вещества) до более чем 20 раз (соединения марганца в р. Нетеша в разные сезоны).

Словом, российским и белорусским экспертам-экологам еще не время почивать на лаврах. Поэтому санкт-петербургские форумы рекомендовали доработать совместную программу комплексного мониторинга трансграничных водообъектов и первоочередных мер по обеспечению их надлежащего состояния и рационального использования. По мнению ректора Белорусского государственного технологического университета Игоря Войтова, такая программа под названием «Трансграничные воды» «вполне могла бы быть программой в рамках Союзного государства». Кстати, И. Войтов предложил ее разработать еще в декабре 2019 года.

Западная Двина в районе Витебска

Есть еще одна серьезная проблема: сегодня стало весьма проблематичным сотрудничество Калининградской области с Белоруссией по бассейну Немана ввиду фактически блокадной политики Литвы и в целом Евросоюза. Калининградский и белорусский сектора Немана отделены друг от друга средним течением реки на территории Литвы, и не исключено, что блокадная (а если говорить без обиняков, провокационная) политика Вильнюса распространится на Неманский бассейн.

Еще в начале 2000-х был учрежден «Еврорегион-Неман» в составе Калининградской области РФ, Гродненской области Белоруссии и Литвы. В его рамках предусматривалось в том числе водохозяйственное и водно-экологическое трехстороннее сотрудничество. И оно осуществлялось до середины 2010-х включительно.

Что же касается возобновления российско-белорусского судоходства по Днепру и Западной Двине, похоже, эта тема пока вне «водной» двусторонней повестки. В наших странах к началу 2010-х были восстановлены и уточнены соответствующие советские проекты. Например, проекты судоходного канала Днепр–Западная Двина (между Витебском и Оршей), соединения Западной Двины с Волгой (в Тверской области) и восстановления центральнобелорусской Днепро-Березинской воднотранспортной системы, в том числе ее стыковки с Неманом и/или Западной Двиной (в Белоруссии). Представляется, что наступило время востребовать эти проекты с учетом геополитических тенденций.

Словом, взаимодействие России и Белоруссии в сфере трансграничных водных объектов уже не может ограничиваться экологией и хозяйственной проблематикой лишь сопредельных регионов.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
736
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика