Недавно в Кыргызстане приняли новую стратегию по борьбе с коррупцией. Предполагается увеличить количество госуслуг, которые граждане могут получить в электронном формате, а также больше взаимодействовать с бизнесом на онлайн-платформах.
Профильный комитет при президенте Кыргызстана завершил разработку новой антикоррупционной стратегии, к работе по её созданию допустили независимых экспертов и бизнесменов. Документ вступит в силу после того, как его подпишет президент. Если стратегию одобрят, то теперь одно и то же государственное учреждение сможет быть одновременно исполнителем и контролером в одном лице. Большое внимание уделяется цифровизации, переводу в онлайн-формат коммуникации чиновников и бизнесменов, что должно исключить человеческий фактор при принятии решений.
«Только через один такой механизм, как электронный чек, мы можем видеть, куда деньги тратятся, как расходуется заработная плата людей, именно с этого начинается дисциплина. Через чеки очень много секретных манипуляционных тем будет открываться, теневая экономика будет сокращаться, мы будем благодарны нашим потребителям, которые будут требовать чек за приобретенные товары или услуги», – цитируют СМИ председателя Кабинета министров Акылбека Жапарова.
Сейчас в Кыргызстане доступ к государственным услугам довольно затруднен. Центры обслуживания населения (аналог российского МФЦ) перегружены по всей стране. Чтобы попасть к нужному специалисту, порой нужно отстоять по многу часов. В онлайн-формате документооборот не развит, онлайн-платформы часто дают сбой и не функционируют так, как задумывалось авторами. Перевод государственных закупок на тендерную основу, в которых может принять участие любой желающий на специализированном сайте, также не дают желаемого эффекта – коррупция никуда не делась.
Стоит напомнить, что различные стратегии по противодействию коррупции принимали все многочисленные президенты Кыргызстана. В частности, в сентябре 2020 года секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики Дамир Сагынбаев на очередном заседании презентовал проект новой «Государственной стратегии на 2021–2024 годы по противодействию коррупции и ликвидации ее причин». Тогдашний президент Сооронбай Жээнбеков одобрил предложенный документ. «Необходимо применять лучшие методы и антикоррупционные механизмы в повседневной работе, создать национальную методику измерения уровня коррупции в государственных органах», – было сказано в стратегии двухгодичной давности. Спустя два месяца после её принятия случился госпереворот, поводом к которому, к слову, послужили коррупционные скандалы.
Ранее, в 2012 году при президенте Алмазбеке Атамбаеве приняли Государственную стратегию антикоррупционной политики. «Я хочу твердо предупредить всех руководителей, всех членов правительства, депутатов, судей, прокуроров и других государственных служащих, что коррупционерам не будет пощады. Вор должен сидеть в тюрьме», - сказал тогда А. Атамбаев. Сейчас экс-президент сам находится в заключении, и, хотя ему удалось пробыть президентом все положенные шесть лет, коррупция в стране так и осталась на высоком уровне.
Еще ранее при двух президентах Курманбеке Бакиеве (2005 год) и Аскаре Акаеве (2003 год) тоже принимали стратегии о борьбе с коррупцией. История показала, что в этой борьбе коррупция вышла абсолютным победителем. Так что же надо сделать, чтобы отвадить чиновников от привычки запускать руки в государственный бюджет?
Поднять зарплаты чиновникам?
Политолог из Бишкека Игорь Шестаков в интервью «Ритму Евразии» поделился своими мнением о судьбе новоявленной стратегии по борьбе с коррупцией и необходимых мерах борьбы с этим злом.
– Игорь Альбертович, как вы считаете, профильному совету при президенте на этот раз удалось создать действенную антикоррупционную стратегию или всё закончится, как обычно?
– Стратегия – это, конечно, хорошо, но не надо забывать, что Кыргызстан пережил уже три силовые смены власти и каждый раз повод к этим событиям был в том, что президенты обвинялись в участии в коррупционных схемах. При этом каждый из свергнутых президентов на каком-то этапе своей деятельности декларировал то, что он обязательно победит коррупцию или постарается её минимизировать. В итоге всё заканчивалось штурмом и взятием Белого дома, причем у митингующих как раз и были антикоррупционные лозунги с обвинениями в адрес очередного президента и его окружения в том, что они погрязли в корыстном злоупотреблении служебным положением.
Поэтому мы это всё проходили, уже были и новые концепции, были новые попытки наказания известных коррупционеров, пытались сажать даже самых скажем так, «священных коров» – ранее неприкосновенных высокопоставленных чиновников и депутатов. Однако если это как-то и воздействовало на общий уровень злоупотреблений со стороны ответственных лиц при власти, то совсем минимально. В целом на системном уровне коррупция оставалась очень высокой. Будет ли сейчас по-другому? Сложно сказать, надо дождаться хотя бы первых результатов заявленного нового подхода при борьбе с коррупцией.
Я не раз раньше уже говорил, комментируя вопрос о коррупции, что чиновник, зарплата которого составляет в среднем 200-300 долларов, так или иначе будет думать о том, как прокормить свою семью (зачастую не одну). С учетом постоянно растущих цен на всю линейку товаров чиновники изначально мотивированы своей низкой зарплатой на попытку заработать на государственной должности.
Не случайно в Кыргызстане, самые успешные люди, которые владеют шикарными машинами и люксовой недвижимостью, в большинстве своем ранее занимали государственные посты либо являются родственниками чиновников. Хотя если посмотреть на их зарплаты, то те не покрывали даже нескольких процентов от того, что имели. Стоимость их имущества измерялась в миллионах, причем не в сомах, а в долларах США.
Кадры, как известно, решают всё
– Если посмотреть на самых богатых людей Кыргызстана, – продолжает И. Шестаков, – то они как правило имеют отношение к государственной службе (или депутатству). Исходя из этого, я согласен с тем посылом в антикоррупционной стратегии, что надо обратить внимание на кадровую политику, кадры, как известно, решают всё. Хочу заметить, что парламентская система у нас полностью себя не оправдала, потому что депутаты как раз и занимались борьбой за ресурсы для своих политических организаций, продавливали на руководящие посты в правительство своих ставленников, некоторые из которых теперь сидят по тюрьмам. Это ни к чему хорошему не привело, привело только к появлению еще большему числу уголовных дел.
Поэтому прозрачность работы госорганов крайне необходима. И тут дело не в заявленных электронных чеках, потому что элементы цифровизации давно внедряются, объявлялись тендеры, которые можно отследить онлайн, и многие антикоррупционные скандалы становились гласными благодаря СМИ. Но эти события влияли лишь на результаты отдельных тендеров, а не на назначение на руководящие должности.
Необходимо заново отстраивать кадровые механизмы на системном уровне. Чтобы была системная работа по привлечению профессиональных кадров, чтобы их зарплата не выглядела как пособие по бедности, а действительно была достойной, учитывая их задачи по развитию государства. Если не решить эти вопросы, то чиновники всегда найдут обходные пути для повышения своего дохода.
Еще одна важная проблема, это отсутствие реальной конкуренции на профессиональном уровне. Повторю давно всем известные слова: на высокие должности должны назначать за профессиональные качества, а не за то, что кто-то чей-то родственник. Пока все эти вопросы не решить, тема борьбы с коррупцией будет бесконечна.
– Буквально через пару дней после публикации в СМИ проекта стратегии по подозрению в коррупции арестовали министра здравоохранения. Это совпадение или первые шаги в реальной борьбе с коррупцией?
– Я не думаю, что арест министра здравоохранения, которого уже выпустили, изменив меру пресечения по состоянию здоровья, каким-то образом связан с этой стратегией. Сам министр был резонансной личностью, его фигура вызывала общественный интерес, в особенности из-за его резких заявлений, которые зачастую были мало чем подкреплены.
В то же время министр объявил войну олигархам от медицины, поэтому я думаю, что там «наверху» просто идут разборки чисто аппаратного характера. Наверное, у следственных органов есть вопросы по деятельности Минздрава, насколько там было всё чисто и не злоупотреблял ли министр своими полномочиями? К стратегии это не имеет отношения, скорее всего, это борьба в окружении руководителя государства, а по времени – это просто совпадение.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram