Кыргызстан: президенты меняются, а антикоррупционные меры результата не дают - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.11.2024 |

Кыргызстан: президенты меняются, а антикоррупционные меры результата не дают

Недавно в Кыргызстане приняли новую стратегию по борьбе с коррупцией. Предполагается увеличить количество госуслуг, которые граждане могут получить в электронном формате, а также больше взаимодействовать с бизнесом на онлайн-платформах.

Профильный комитет при президенте Кыргызстана завершил разработку новой антикоррупционной стратегии, к работе по её созданию допустили независимых экспертов и бизнесменов. Документ вступит в силу после того, как его подпишет президент. Если стратегию одобрят, то теперь одно и то же государственное учреждение сможет быть одновременно исполнителем и контролером в одном лице. Большое внимание уделяется цифровизации, переводу в онлайн-формат коммуникации чиновников и бизнесменов, что должно исключить человеческий фактор при принятии решений.

«Только через один такой механизм, как электронный чек, мы можем видеть, куда деньги тратятся, как расходуется заработная плата людей, именно с этого начинается дисциплина. Через чеки очень много секретных манипуляционных тем будет открываться, теневая экономика будет сокращаться, мы будем благодарны нашим потребителям, которые будут требовать чек за приобретенные товары или услуги», – цитируют СМИ председателя Кабинета министров Акылбека Жапарова.

Сейчас в Кыргызстане доступ к государственным услугам довольно затруднен. Центры обслуживания населения (аналог российского МФЦ) перегружены по всей стране. Чтобы попасть к нужному специалисту, порой нужно отстоять по многу часов. В онлайн-формате документооборот не развит, онлайн-платформы часто дают сбой и не функционируют так, как задумывалось авторами. Перевод государственных закупок на тендерную основу, в которых может принять участие любой желающий на специализированном сайте, также не дают желаемого эффекта – коррупция никуда не делась.

Стоит напомнить, что различные стратегии по противодействию коррупции принимали все многочисленные президенты Кыргызстана. В частности, в сентябре 2020 года секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики Дамир Сагынбаев на очередном заседании презентовал проект новой «Государственной стратегии на 2021–2024 годы по противодействию коррупции и ликвидации ее причин». Тогдашний президент Сооронбай Жээнбеков одобрил предложенный документ. «Необходимо применять лучшие методы и антикоррупционные механизмы в повседневной работе, создать национальную методику измерения уровня коррупции в государственных органах», – было сказано в стратегии двухгодичной давности. Спустя два месяца после её принятия случился госпереворот, поводом к которому, к слову, послужили коррупционные скандалы.

Ранее, в 2012 году при президенте Алмазбеке Атамбаеве приняли Государственную стратегию антикоррупционной политики. «Я хочу твердо предупредить всех руководителей, всех членов правительства, депутатов, судей, прокуроров и других государственных служащих, что коррупционерам не будет пощады. Вор должен сидеть в тюрьме», - сказал тогда А. Атамбаев. Сейчас экс-президент сам находится в заключении, и, хотя ему удалось пробыть президентом все положенные шесть лет, коррупция в стране так и осталась на высоком уровне.

Еще ранее при двух президентах Курманбеке Бакиеве (2005 год) и Аскаре Акаеве (2003 год) тоже принимали стратегии о борьбе с коррупцией. История показала, что в этой борьбе коррупция вышла абсолютным победителем. Так что же надо сделать, чтобы отвадить чиновников от привычки запускать руки в государственный бюджет?

Поднять зарплаты чиновникам?

Политолог из Бишкека Игорь Шестаков в интервью «Ритму Евразии» поделился своими мнением о судьбе новоявленной стратегии по борьбе с коррупцией и необходимых мерах борьбы с этим злом.

– Игорь Альбертович, как вы считаете, профильному совету при президенте на этот раз удалось создать действенную антикоррупционную стратегию или всё закончится, как обычно?

– Стратегия – это, конечно, хорошо, но не надо забывать, что Кыргызстан пережил уже три силовые смены власти и каждый раз повод к этим событиям был в том, что президенты обвинялись в участии в коррупционных схемах. При этом каждый из свергнутых президентов на каком-то этапе своей деятельности декларировал то, что он обязательно победит коррупцию или постарается её минимизировать. В итоге всё заканчивалось штурмом и взятием Белого дома, причем у митингующих как раз и были антикоррупционные лозунги с обвинениями в адрес очередного президента и его окружения в том, что они погрязли в корыстном злоупотреблении служебным положением.

Поэтому мы это всё проходили, уже были и новые концепции, были новые попытки наказания известных коррупционеров, пытались сажать даже самых скажем так, «священных коров» – ранее неприкосновенных высокопоставленных чиновников и депутатов. Однако если это как-то и воздействовало на общий уровень злоупотреблений со стороны ответственных лиц при власти, то совсем минимально. В целом на системном уровне коррупция оставалась очень высокой. Будет ли сейчас по-другому? Сложно сказать, надо дождаться хотя бы первых результатов заявленного нового подхода при борьбе с коррупцией.

Я не раз раньше уже говорил, комментируя вопрос о коррупции, что чиновник, зарплата которого составляет в среднем 200-300 долларов, так или иначе будет думать о том, как прокормить свою семью (зачастую не одну). С учетом постоянно растущих цен на всю линейку товаров чиновники изначально мотивированы своей низкой зарплатой на попытку заработать на государственной должности.

Не случайно в Кыргызстане, самые успешные люди, которые владеют шикарными машинами и люксовой недвижимостью, в большинстве своем ранее занимали государственные посты либо являются родственниками чиновников. Хотя если посмотреть на их зарплаты, то те не покрывали даже нескольких процентов от того, что имели. Стоимость их имущества измерялась в миллионах, причем не в сомах, а в долларах США.

Кадры, как известно, решают всё

– Если посмотреть на самых богатых людей Кыргызстана, – продолжает И. Шестаков, – то они как правило имеют отношение к государственной службе (или депутатству). Исходя из этого, я согласен с тем посылом в антикоррупционной стратегии, что надо обратить внимание на кадровую политику, кадры, как известно, решают всё. Хочу заметить, что парламентская система у нас полностью себя не оправдала, потому что депутаты как раз и занимались борьбой за ресурсы для своих политических организаций, продавливали на руководящие посты в правительство своих ставленников, некоторые из которых теперь сидят по тюрьмам. Это ни к чему хорошему не привело, привело только к появлению еще большему числу уголовных дел.

Поэтому прозрачность работы госорганов крайне необходима. И тут дело не в заявленных электронных чеках, потому что элементы цифровизации давно внедряются, объявлялись тендеры, которые можно отследить онлайн, и многие антикоррупционные скандалы становились гласными благодаря СМИ.  Но эти события влияли лишь на результаты отдельных тендеров, а не на назначение на руководящие должности.

Необходимо заново отстраивать кадровые механизмы на системном уровне. Чтобы была системная работа по привлечению профессиональных кадров, чтобы их зарплата не выглядела как пособие по бедности, а действительно была достойной, учитывая их задачи по развитию государства. Если не решить эти вопросы, то чиновники всегда найдут обходные пути для повышения своего дохода.

Еще одна важная проблема, это отсутствие реальной конкуренции на профессиональном уровне. Повторю давно всем известные слова:  на высокие должности должны назначать за профессиональные качества, а не за то, что кто-то чей-то родственник. Пока все эти вопросы не решить, тема борьбы с коррупцией будет бесконечна.

– Буквально через пару дней после публикации в СМИ проекта стратегии по подозрению в коррупции арестовали министра здравоохранения. Это совпадение или первые шаги в реальной борьбе с коррупцией?

– Я не думаю, что арест министра здравоохранения, которого уже выпустили, изменив меру пресечения по состоянию здоровья, каким-то образом связан с этой стратегией. Сам министр был резонансной личностью, его фигура вызывала общественный интерес, в особенности из-за его резких заявлений, которые зачастую были мало чем подкреплены.

В то же время министр объявил войну олигархам от медицины, поэтому я думаю, что там «наверху» просто идут разборки чисто аппаратного характера. Наверное, у следственных органов есть вопросы по деятельности Минздрава, насколько там было всё чисто и не злоупотреблял ли министр своими полномочиями? К стратегии это не имеет отношения, скорее всего, это борьба в окружении руководителя государства, а по времени – это просто совпадение.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1894
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика