С самого начала военной операции России на Украине нынешнее правительство Грузии заняло осторожную, по его определению, прагматичную позицию. Выражается она в том, что Грузия, с одной стороны, поддерживает определенные резолюции и документы Запада в международных организациях, направляет воюющей с Россией Украине гуманитарную помощь и щедро принимает у себя украинских беженцев, предоставляя им целый ряд льгот. А с другой стороны, грузинское руководство отказалось от присоединения к введенным США и ЕС экономическим санкциям против России и объяснило это интересами грузинской экономики и населения страны.
Такое «непослушание» Грузии вызвало недовольство у официального Киева, который неоднократно публично обвинял правящую партию «Грузинская мечта» в пророссийской ориентации и настоятельно требовал от грузинского правительства открытия второго фронта против России. Аналогичные призывы прямо или косвенно раздавались и со стороны западных политиков и дипломатов. Особенно отличались критическими замечаниями посол США и руководитель представительства ЕС в Грузии.
Очередную волну критики, воспользовавшись событиями на Украине, развернула против «Грузинской мечты» и местная грузинская оппозиция. Ее представители зачастили в страны ЕС, где усиленно пытались доказать лидерам Евросоюза «губительность» проводимой нынешним грузинским руководством «пророссийской» политики. Внутри страны оппозиция активно распространяла информацию (по утверждению властей – дезинформацию) о том, что грузинские власти «помогают России в преодолении введенных ЕС и США санкций», в том числе в транспортировке «запрещенных грузов» по территории Грузии в третьи страны и в «поставке вооружения» самой России. Сообщения грузинских оппозиционеров подкрепляли представители официального Киева, а особенно обосновавшиеся там выходцы из Грузии – соратники отбывающего срок в грузинской тюрьме экс-президента Михаила Саакашвили.
Такая «обработка умов» на местном и международном уровне дала свои плоды. На фоне войны на Украине грузинские власти решили ускорить претворение в жизнь записанной в переходящих положениях Конституции цели – интеграции с ЕС и вслед за Украиной и Молдавией подали заявку на получение статуса кандидата в члены Евросоюза. Официальный Тбилиси был уверен, что в Брюсселе ему в этом желании и стремлении не откажут. Премьер-министр страны делал достаточно бодрые и многообещающие заявления.
Однако в ЕС решили иначе. Вначале Еврокомиссия, а затем и Совет Евросоюза дали «зеленый свет» кандидатству Молдавии и Украины, а Тбилиси в очередной раз пообещали «европейскую перспективу» и выдали список рекомендаций, в случае выполнения которых в будущем могут рассмотреть вопрос о присвоении статуса кандидата и Грузии.
В рекомендациях Еврокомиссии грузинским властям явно чувствовалось влияние «проведенной оппозицией работы». Правительству настоятельно посоветовали заняться «деолигархизацией», имея в виду «закулисного правителя страны» - олигарха Бидзину Иванишвили, который, по утверждению местной оппозиции, «неформально управляет страной» и решения которого претворяет в жизнь приведенный им к власти Кабинет министров.
Вторым настоятельным требованием стало прекращение в стране политической поляризации, выражающейся в резком противостоянии оппозиции и власти. Правительство Грузии призвали к сотрудничеству со всеми политическими партиями и выполнению соглашения от 19 апреля прошлого года, которое на волне очередного политического противостояния было подписано грузинскими политиками при посредничестве председателя Европейского совета Шарля Мишеля.
Среди других выдвинутых Еврокомиссией условий – усиление борьбы с коррупцией и организованной преступностью, создание свободной, плюралистичной и независимой медиасреды, проведение реформы судебной системы, обеспечение ее непредвзятости и другие.
За строками рекомендаций явно прочитывалось желание Запада создать в Грузии почву для смены засидевшейся во власти «Грузинской мечты» более податливой и беспрекословно выполняющей директивы Брюсселя и Вашингтона партией. А таковой себя в Грузии считает отстраненное от власти в 2012 году, но продолжающее оказывать решающее влияние на политику страны «Единое национальное движение». Тем более что у этой партии немало болельщиков и лоббистов на международной арене, в том числе в Европарламенте и Конгрессе США. И заявления представителей этих двух западных структур, построенные на получаемых от ЕНД «информациях», неоднократно свидетельствовали о явной поддержке грузинской «оппозиции».
Сторону оппозиции и Евросоюза заняла и президент Грузии Саломе Зурабишвили, возведенная в свое время на этот пост благодаря поддержке «Грузинской мечты» и ее учредителя Бидзины Иванишвили. Она активно подхватила критику в адрес властей и добавила в нее свои нотки. Тем самым дистанцирование между президентом и правящей партией, начавшееся вскоре после парламентских выборов 2021 года, стало еще глубже.
Оппозиция же, вооружившись благоприятными для себя заключениями и рекомендациями ЕС, занялась подготовкой условий для совершения в стране новой революции. 20 июня, в третью годовщину дня, вошедшего в историю современной Грузии под названием «ночи Гаврилова», аффилированная с «Единым национальным движением» общественная организация «Сирцхвилия» и ее ответвления устроили в центре столицы Грузии акцию под лозунгом «Домой, в Европу». Идеей акции должно было быть выражение поддержки европейской интеграции Грузии. А масштаб мероприятия был призван продемонстрировать Западу реальное число сторонников европейского будущего страны.
Акция получилась действительно масштабной. Выступали на ней в основном гражданские активисты и общественные деятели, но в их речах явно ощущалась предварительно проведенная оппозицией «идеологическая обработка». От поддержки интеграции Грузии с ЕС ораторы перешли к критике нынешней власти, зазвучали политические требования – отставки правительства, отстранения от власти олигарха Иванишвили, создания так называемого «технического» правительства «национального согласия». По утверждению авторов этой идеи, такое правительство будет способно выполнить все рекомендации ЕС и приведет Грузию к заветной цели – получению статуса кандидата.
Многотысячная акция, созванная не без применения испытанных методов организации митингов – выплаты суммы за стояние на площади и обеспечения доставки народа из регионов, под конец дня иссякла. Если у лозунгов «европейской перспективы Грузии» было до 100 тысяч сторонников, то после озвученных на акции политических требований на площади остались лишь несколько тысяч активистов и сторонников оппозиции.
Вторая акция, на которой оппоненты нынешней власти уже сформулировали явный сценарий очередной цветной революции, была менее масштабной. Она состоялась 24 июня. Затем оппозиция взяла перерыв для мобилизации сил и следующий митинг для дальнейшего оглашения своих планов и требований назначила на 3 июля.
Отказ ЕС от присвоения Грузии статуса кандидата вызвал определенные разочарования как в грузинском обществе, так и в экспертных кругах. В соцсетях появились комментарии такого рода: «Евроинтеграция Грузии принесена в жертву стремлению Запада любой ценой привести к власти националов (партию Саакашвили «Единое национальное движение»)».
Независимые эксперты проводят аналогии с событиями 2003 года, когда на волне недовольства итогами парламентских выборов путем «революции роз» власть в стране захватили партии Саакашвили и Зураба Жвании – «Национальное движение» и «Объединенные демократы», позже слившиеся в «Единое национальное движение». Тогда успеху «революции» во многом способствовал переход силовиков на сторону оппозиции. И сегодня ряд аналитиков не исключает, что в структурах МВД и сил безопасности уже идут тайные процессы перевербовки сотрудников.
Иного мнения придерживаются явно провластные эксперты. Особых тревог по поводу отказа Грузии в статусе кандидата они не видят, но при этом ссылаются на сделанные европейскими политиками ободряющие заявления в адрес Грузии относительно ее европейской перспективы. Одним из подтверждений поддержки страны и ее нынешнего правительства считают встречи грузинского премьера с западными лидерами и сделанные на них заявления.
Так, аналитик Гия Абашидзе приводит последнее мероприятие НАТО – Мадридский саммит, на который в противовес утверждениям оппозиции был приглашен и на котором был тепло принят премьер Грузии Ираклий Гарибашвили.
«Оппозиция утверждала, что изолированного, пророссийского главу правительства Грузии Ираклия Гарибашвили на саммит НАТО не пригласят. Если бы Грузия не была союзником альянса, страна не получила бы дальнейшей политической и практической поддержки от НАТО. Если бы Грузия вела черный бизнес с Россией, Великобритания не выделила бы ей 5 млн фунтов стерлингов для новой стратегии кибербезопасности... Если бы Грузия не была надежным, стабильным партнером, европейские страны так форсированно не задействовали бы транзитный коридор через нашу страну», - пишет Г. Абашидзе на своей странице в соцсети Facebook.
Оппозиционно настроенные эксперты же поддерживают идею оппозиции о создании в стране «правительства национального согласия» и считают, что только такое временное правительство сможет поставить Грузию на правильные – европейские – рельсы.
За 10 лет своего правления «Грузинская мечта» неоднократно оказывалась втянутой в политическое противостояние, но до сих пор ей удавалось преодолеть каждый очередной виток напряженности при активном вмешательстве западных партнеров. Сумеет ли нынешняя власть Грузии удержать бразды правления в своих руках, тем более что неоднократно за последний период получала сигналы от ЕС и США об ошибочности собственных действий, сказать трудно. А отказ от предоставления Грузии статуса кандидата в члены ЕС лишь подлил масла в огонь революционных планов грузинской оппозиции и вдохнул в них новую силу.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram