
В конце июня на Северодонецко-Лисичанском направлении произошли два события: падение Северодонецка, а также схлопывание котла в Горском и Золотом. Помимо прочего, таким образом подразделениями Народной милиции ЛНР при поддержке российских войск в результате успешных наступательных действий была сорвана попытка противника превратить промышленную зону северодонецкого предприятия «Азот» в упорный очаг сопротивления на манер «Азовстали» в Мариуполе. Кроме того, с освобождением Северодонецка и Боровского вся левобережная территория Северского Донца в границах Луганской Народной Республики перешла под ее полный контроль.
К этому моменту в плен попало огромное количество украинских военнослужащих и представителей территориальной обороны, а также ряд иностранных наемников, включая представителей довольно «экзотических» силовых структур. Например, в медиа прошли сообщения, что среди пленных оказались 21 боевик ЦАХАЛ, которых вскоре обменяли через ОАЭ – Израиль в обмен на них согласился минимизировать поставки вооружений на Украину, а также передал России в бессрочное пользование территорию Александровского подворья в Иерусалиме (официально эта тема никак не комментировалась).
27-29 июня в Северодонецке на восточном берегу была завершена зачистка территории завода «Азот» и взят под полный контроль Северодонецкий аэропорт. Согласно заявлению помощника Р. Кадырова по силовому блоку Апти Алаудинова, у НАТО были планы по использованию данного аэропорта в военных целях – в качестве военной базы для расширяющейся инфраструктуры НАТО на Украине и последующего нападения на Россию. Заниматься подготовкой к этому на первом этапе должны были иностранные наемники. Вроде бойца из США Майкла Янга, историю которого рассказало старейшее американское издание Apparel Arts, преобразованное ныне в формат нового мужского журнала GQ.
В своем интервью американский наемник сообщил, помимо прочего, о том, что жители Северодонецка массово отказывались от эвакуации на подконтрольные ВСУ территории, ожидая скорого освобождения города российскими войсками. О том, почему у горожан сформировалось такое отношение к «захисникам» киевского режима, можно узнать из репортажа журналиста издания «Украина.ру» Филиппа Прокудина из Северодонецка, рассказавшего об освобождении города от нацистов и жизни под их оккупацией местного населения. В своём спецрепортаже автор очень наглядно продемонстрировал, как выглядят изнутри бомбоубежища на территории «Азота», в которых украинские боевики и иностранные наёмники удерживали мирных жителей, проведших в подвалах в общей сложности более 100 дней. (Из подземелий комбината только за пару дней 25-26 июня были эвакуированы более 1300 гражданских лиц, часть этих людей осталась в городе, другую эвакуировали в города ЛНР и в Россию.)
Потерпев в последних числах июня поражение на Северодонецко-Лисичанском направлении ВСУ спешно отошли из Северодонецка, запланировав отход и из Лисичанска – первоначально через ведение активной обороны с постепенным оставлением позиций. Однако успешное продвижение частей НМ ЛНР и ВС РФ внесло в эти планы существенные коррективы – окончательная зачистка бастиона обороны ВСУ в Северодонецке и разгром костяка формирований силовиков киевского режима в Лисичанске заняли буквально пару дней.
В целом сложившаяся по состоянию на утро 3 июля на Северодонецко-Лисичанском направлении обстановка характеризовалась зачисткой оставшихся в Лисичанске подразделений ВСУ. Из оперативного котла смогла выбраться и сбежать большая часть военнослужащих, однако в черте города (в основном на южных и юго-западных окраинах) ещё присутствуют разрозненные группы нацгвардии и теробороны. Отступающие ВСУ, а также отряды наемников, направились в район Северска, где идёт создание укрепрайонов. При отходе их командованием поставлена задача уничтожать военную технику.
Бои идут у Малорязанцево со стороны Тополевки и в окрестностях Золотаревки со стороны Верхнекаменки, где добивают остатки националистов. Кроме того, подразделения ВС РФ ведут огонь по позициям ВСУ в Григоровке. Силы 103-й бригады терробороны, удерживающие район этих населенных пунктов вдоль реки Северский Донец, отступили на запасные рубежи обороны южнее населенного пункта. Для обеспечения отхода отступающих сил из окружения в Верхнекаменское переброшены дополнительные единицы техники, включая артиллерию и РСЗО.
В качестве мести за потерю Северодонецка и Лисичанска ВСУ нанесли ракетные удары по населённым пунктам России, повлекшие жертвы среди мирных жителей, включая детей. ВСУ обстреляли не только Белгород и его окрестности, но и Курскую область (здесь украинские ракеты были нейтрализованы ПВО, а минометную атаку в поселке Теткино ВС РФ подавили ответным огнем). Одновременно ВСУ был нанесен удар в районе Мелитополя и начался обстрел дальнобойными ракетными комплексами городов ЛНР.
По данным депутата Госдумы, уроженца Мариуполя и первого зампредседателя всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Дмитрия Саблина, ночная атака на Белгород стала попыткой организации «удара возмездия» и переключения внимания украинского обывателя с разгрома под Лисичанском на другую тему. При этом, как заявили в оборонном ведомстве России, ракетный удар Киева по Белгороду и Курску целенаправленно планировался и был осуществлен непосредственно против мирного гражданского населения.
Следует отметить, что киевский режим кровно заинтересован в отвлечении внимания не только от котла и разгрома под Лисичанском и Северодонецком, но и от перехода под контроль ВС РФ и НМ ЛНР ряда близлежащих населенных пунктов. Дело в том, что еще в конце июня стало известно, что ключевая цель операции по взятию Северодонецко-Лисичанской агломерации – занятие Новодружевска: именно там расположились пункт управления обороной ВСУ всей агломерации, а также координаторы «Иностранного легиона территориальной обороны Украины».
Несмотря на все кровавые провокации Киева, днем 3 июля министр обороны Российской Федерации доложил Верховному главнокомандующему Вооруженными силами РФ В. Путину об освобождении всей территории Луганской Народной Республики. Согласно докладу генерала армии С. Шойгу, в результате успешных боевых действий Вооруженными силами РФ совместно с подразделениями Народной милиции ЛНР установлен полный контроль над городом Лисичанском и рядом близлежащих населенных пунктов, наиболее крупные из которых Новодружеск, Белогоровка, Малорязанцево и Белая Гора. Общая площадь освобожденных за последние сутки территорий составила 182 квадратных километра.
Согласно заявлению командования ЛНР, в результате всех этих действий ВСУ несут критические потери, бросают иностранные вооружения в боях с Народной милицией республики, действующей при поддержке ВС России. Глава ЛНР уже назвал выход на административные границы республики новым днем великой победы и заявил, что 3 июля навсегда войдет красной датой в календарь ЛНР.
Тем не менее, несмотря на достигнутые к началу июля в ходе спецоперации успехи, Запад все еще делает ставку на продолжение войны, не позволяя Киеву говорить о мире. Как заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «сейчас момент, когда западные страны вовсю делают ставку на продолжение войны. Это значит, что продолжается момент, когда западные страны под руководством Вашингтона, говоря по-русски, не разрешают украинцам ни думать, ни говорить о мире, ни обсуждать мир».
Поэтому выход войск ЛНР на административные границы пока еще не гарантирует безопасность народных республик Донбасса – из-за сил и средств, пока еще остающихся у ВСУ, в т.ч. на Донецком направлении. Соответственно, силы ЛНР, как уже заявили местные власти, должны помочь вытеснить украинскую армию с территории ДНР. А безопасность самой ЛНР будет обеспечена, если отодвинуть украинскую армию от границ республики на расстояние около 300 км.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram