Год назад, 11 июля, в Молдове прошли досрочные парламентские выборы, которые были назначены в результате целого ряда весьма спорных с юридической точки зрения действий президента Майи Санду. Целью этих действий было переформатирование парламента, состав которого не устраивал Санду. По итогам выборов парламентское большинство сформировала проевропейская партия PAS, которую возглавляла Санду до избрания на высший государственный пост. Естественно, что и новое правительства Молдовы было сформировано из представителей этой политической партии.
Сегодня, спустя год после этих событий, самое время, чтобы оценить итоги правления тех, кто пришел во власть на волне популистских заявлений о наступающих «хороших временах» и обещаний победить коррупцию, провести судебную реформу и поднять уровень жизни населения.
Одним из первых решений нового парламентского большинства стал передел порядка ценообразования в розничной продаже нефтепродуктов, в результате которого сети АЗС получили возможность ежедневно повышать розничные цены. При этом в молдавских СМИ не раз публиковалась информация, что сети АЗС были спонсорами избирательной кампании Санду и PAS.
Для придания этому процессу видимости государственного регулирования было привлечено Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ), которое и стало ежедневно публиковать информацию о максимальной розничной цене на топливо. В результате такого «регулирования» за год правления партии PAS цены на топливо выросли практически в 2 раза. В качестве примера – цена на бензин А95, который стоил год назад 18 леев за литр, достигла почти 35 леев. При этом, по оценкам экономистов, различные государственные налоги (акциз, НДС) составляли до 30% в цене на топливо.
Рост цен на топливо вызвал ожидаемое повышение себестоимости на целый ряд продуктов и товаров и запустил маховик инфляции в стране. Этот процесс был усугублен бездарно проведенными вице-премьером А. Спыну переговорами с «Газпромом», в результате которых ценообразование природного газа для РМ было привязано к биржевым ценам на голубое топливо. Всячески демонстрируя недружественный по отношению к России политический курс, правительство Молдовы поставило страну и ее население в ситуацию, когда цены на главный источник энергии для страны ежемесячно растут, что вызывает постоянный рост внутренних тарифов. Кроме этого, учитывая, что 70% потребляемой страной электроэнергии вырабатывается на Молдавской ГРЭС за счет сжигания природного газа, поступающего из России, цены на электроэнергию также начали расти.
Как следствие, это вызвало рост цен на продовольственные и другие товары, а также на услуги. Показатель годовой инфляции превысил в итоге 30% и составил, по информации Национального бюро статистики, в июне этого года 31,83%, увеличившись по сравнению с маем на 2,21%. Общая годовая инфляция по продовольственным товарам составила 34,3%, а по непродовольственным - 23,44%. По услугам, оказываемым населению, этот показатель оказался еще выше и достиг 40,7%.
Этот процесс продолжается, и создается впечатление, что худшие времена еще впереди. Об этом говорят и многие экономисты. Так, ведущий экономический эксперт Вячеслав Ионицэ высказал мнение, что «энергетический шок мы еще не прошли. Никогда в истории Молдовы не было такого, чтобы цена всей энергетики так выросла. Сейчас, если НАРЭ утвердит [очередное] повышение, это будет шестикратное повышение тарифов». При этом рост инфляции не останавливается и даже не замедляется, несмотря на все усилия, предпринимаемые властью.
Национальное бюро статистики сообщает, что в июне средние потребительские цены по сравнению с маем текущего года выросли на 2,21%. Более всего был выражен рост цен на: сахар - на 6,5%, хлеб из пшеничной муки - на 3,9%, свежие фрукты - на 2,9%, горюче-смазочные материалы - на 9,3%, природный газ - на 22,7% и электроэнергию - на 13,1%.
Все это вызвало резкое падение уровня жизни населения, и без того самого низкого в Европе. Однако на уровне жизни представителей власти это не отразилось: парламентское большинство приняло ряд решений, согласно которым были повышены зарплаты депутатов и высших чиновников, а также членов Конституционного суда, которые и обеспечили «юридическое сопровождение» решениям Санду по роспуску парламента предыдущего созыва. В то же время депутаты PAS проголосовали за отмену разовых компенсаций пенсионерам – самым социально уязвимым представителям населения.
Отдельно необходимо вспомнить о предвыборных обещаниях PAS «победить коррупцию» и провести «реформу юстиции и судебной системы». В реальности введение непонятных финансовых схем с государственной компанией Energocom для оплаты поставок газа и электроэнергии заставляет предположить, что коррупция в стране никуда не делась, а наоборот, выросла, перейдя на более глубокий и скрытый уровень.
Что касается «реформы юстиции», то она выразилась в расстановке на высшие посты «своих людей» и беспрецедентной кампании против генерального прокурора Александра Стояногло, отстраненного от должности по надуманным поводам. Сегодня дело Стояногло прочно буксует и, кроме того, вызвало пристальное внимание ЕСПЧ, который уже потребовал от молдавских властей объяснений по целому ряду моментов.
Захват системы юстиции понадобился власти с той же целью, с какой ее использовал олигарх Плахотнюк – для расправы с политическими конкурентами. Подтверждением этого стала атака на экс-президента Молдовы Игоря Додона с открытием против него уголовных дел, которые, впрочем, не имеют реальной перспективы, как и в случае с А. Стояногло. Однако в определенной степени цель власти выполнена: находящийся под домашним арестом Додон выключен из политической жизни страны.
Действующая сегодня в Молдове власть за один только год стала наиболее скандальной за всю историю страны. Кумовство во власти – назначение родственников на высокие должности после «воцарения» представителей PAS процветает и преумножается. Государственные должности, хорошо оплачиваемые и не требующие больших усилий, раздаются близким родственникам первых лиц государства, в том числе племянницам Майи Санду. «Вторым эшелоном» кадрового резерва идут представители прозападных НПО, с которыми руководство страны работало до прихода во власть.
При этом правительство практически весь год проработало в режиме ЧП, который сначала объявлялся из-за пандемии коронавируса, а сейчас в связи с военной операцией России на Украине. Это крайне выгодно власти, так как предоставляет определенные возможности по запрету протестов, регулированию бюджета и разным формальным действиям. Вообще, события на Украине стали просто «манной небесной» для проевропейской власти РМ, так как предоставили повод списывать все происходящее на «войну», прикрывая этим собственную некомпетентность.
В то же время, несмотря на зафиксированный в Конституции нейтралитет, Санду и парламентское большинство заняли открыто проукраинскую позицию. При этом власть действует практически по «украинской кальке». Как и при режиме Плахотнюка, в Молдове снова запрещена ретрансляция российских информационно-аналитических передач и более того – ретрансляция советских и российских фильмов о Великой Отечественной войне. Кроме этого, как и на Украине, под запрет попала георгиевская лента: за ее ношение и даже хранение теперь налагается штраф в размере более 200 евро. Зато Молдова ратифицировала скандальную Стамбульскую конвенцию, продвигающую толерантность к ЛГБТ, введение терминов «родитель-1, родитель-2», определение пола «по желанию» и т. п.
Возможно, именно за это Молдова и получила статус кандидата на вступление в ЕС, что было распиарено властью как достижение и долгожданное начало выполнения предвыборных обещаний. Но похоже, этот пиар вдохновил очень немногих.
Чтобы реально оценить «успехи» молдавской власти, достаточно посмотреть рейтинг доверия граждан, в котором президент Майя Санду получила чуть более 20%, спикер парламента Игорь Гросу – 0,4%, а премьер-министр Наталья Гаврилица – всего 0,3%.
Всего за один год власть партии PAS подвела Молдову к краю пропасти, в которую сегодня уже стремительно летит Украина. Однако руководство страны продолжает «топить на газ», не думая о тормозах и тем более о стране и людях, живущих в ней.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram