Одним из первых решений при вступлении в должность президента КР Садыра Жапарова стало решение о внедрении новой государственной кадровой политики. 29 января 2021 г. глава государства подписал соответствующий указ. Документ содержит в себе меры по совершенствованию системы и практики подбора кадров на государственные и муниципальные должности. Указ направлен на определение условий и порядка проведения ротации служащих, таких как цели и виды ротации, сроки пребывания служащего на занимаемой должности для проведения ротации, условия оплаты труда при ротации служащего и так далее.
Кроме того, президент поручил Государственной кадровой службе разработать процедуру назначения через конкурс не только на рядовые должности, но и на политические, а также руководящие административные посты.
«Родство и кумовство больше не помогут»
В Государственной кадровой службе уточнили, что все назначения на госдолжности, начиная с политических постов и заканчивая должностями рядовых служащих, сотрудников государственных предприятий осуществляются на основании квалификационных требований, разработанных ведомством. В частности, в обязательном порядке учитываются уровень образования, компетенция и опыт работы каждого кандидата. «Раньше сотрудников и даже руководителей могли просто привести извне. Теперь такого нет. Мало того, на должности не могут быть назначены кандидаты, которые на предыдущем месте работы допускали халатность или другие профессиональные ошибки, не говоря уже о коррупции, – отметили в пресс-службе ГКС. – Несомненным плюсом новых кадровых принципов является обеспечение справедливого доступа к государственной и муниципальной службе, привлечение в эти структуры молодых профессионалов. При прохождении конкурсного отбора никому не дается никаких поблажек, принципы родства и кумовства больше не работают».
Что касаемо ротации чиновников, то тут, по мнению экспертов, этот принцип, если и не исключает полностью, то хотя бы создает определенные барьеры для возникновения конфликта интересов. Безусловно, ротация не может быть панацеей от коррупции, но тем не менее на районном уровне системы государственного и муниципального управления ротация кадров должна дать положительные результаты.
«Ротация – это не просто смена кадров. Это обмен опытом, знаниями и взглядами. Есть понимание, что это избавит от прежних стереотипов и старых методов управления. Кроме того, в нашей стране есть болезнь под названием «регионализм». В каждом районе есть рода, имели ведь место противостояния, торги, мол, пусть будет из нашего рода. Вот от этого мы избавились. Еще один немаловажный момент - это то, что статус акимов повысился. Если раньше они представляли правительство, то теперь являются представителями всенародно избранного президента. Но ответственность в таком случае должна быть такой же высокой», – считает ректор Академии управления при президенте КР Алмазбек Акматалиев.
Экзамен, который не всем «по зубам»
После самой масштабной за годы независимости ротации акимов (глав местного исполнительного органа государственной власти) в республике сменились руководители практически всех районов. Аттестацию, которая началась в марте, прошли далеко не все акимы. 19 действующих руководителей были переведены в другие районы, а в 18 районах назначены новые акимы (из регионального кадрового резерва). В рамках первого этапа тестирования, который состоял из трех ступеней, проверялась деятельность руководителей на местах. На втором этапе проводились компьютерный экзамен на знание законодательства КР и проверка личных качеств. И наконец, заключительным этапом было интервью с акимами.
По словам замдиректора Госкадровой службы Олега Тарбинского, ротация была проведена еще и для того, чтобы исключить влияние родственников на руководителей. «Когда аким назначается из этой местности, то начинаются звонки от родственников, налицо конфликт интересов. Глава государства принял решение о том, что назначение на должности должно производиться исключительно из числа тех, кто не проживает в данной местности, и тогда этот фактор влияния будет исключен. Аттестация была очень сложной. Некоторые акимы не прошли аттестацию, были и такие, кто не смог даже преодолеть барьер компьютерного тестирования», - заключил чиновник.
На заседании в Государственной кадровой службе, подведшем итоги прошедшей во всех областях Киргизии аттестации акимов, выяснилось, что испытание прошли далеко не все чиновники
Служители Фемиды тоже «под замену»
Коснулась ротация и судебного корпуса Киргизии. О необходимости серьезных изменений в системе правосудия заявил еще в марте на XII съезде судей президент страны Садыр Жапаров. «Я посмотрел на состав судей, многие работают в регионах, в которых сами родились и выросли. Мало того, есть те, кто десятилетиями занимает свое место. Так Киргизстан никогда не придет к установлению качественной и справедливой работы судей. Эту систему нужно срочно ломать и начинать ротацию», - заявил глава государства.
Президента поддержал председатель Верховного суда Замирбек Базарбеков, подчеркнувший, что в унитарном правовом государстве должен быть единый режим законности на всей территории страны. «Ротация не позволит судьям работать на своей малой родине и незаконно помогать родственникам, знакомым и соотечественникам. В противном случае восстановить доверие населения к отправлению правосудию будет сложно. Как судья, работающий в родном городе, может действовать законно? Практика показывает, что факт работы судьи на малой родине является причиной возникновения конфликта интересов. В таких случаях одни судьи заявляют самоотвод, а другие продолжают рассматривать дела как ни в чем не бывало. Так не должно быть!» - добавил он.
Указ о ротации 312 служителей Фемиды глава государства подписал 30 апреля. Представитель Верховного суда КР Изати Шугуралиева подтвердила, что с 10 мая местные судьи начали работать на новых местах. В пресс-службе Верховного суда отметили, что была образована специальная комиссия, которая провела глубокий анализ по каждому судье, по итогам которого представила свои предложения по ротации. Процесс ротации кадров в судебной системе страны, как отмечают в пресс-службе ведомства, уже показывает свои положительные результаты. Правда, какие именно - не уточняют.
Как показывает мировая практика, ротация является эффективным механизмом повышения результативности работы всех органов власти, а также помогает в борьбе с коррупцией. К примеру, в Китае предусмотрен плановый перевод госслужащих, отработавших на одной должности более 10 лет, на другую. При этом государственные органы всех ступеней обязаны иметь определенное количество вакантных должностей – резерв должностей для принятия госслужащих в порядке ротации. Ротация в государственных органах носит всеобщий характер, распространяется на все уровни власти, что является особенностью восточных стран, в числе которых - Сингапур, Тайвань, Индия и другие.
Теперь в этот ряд встает и Киргизия.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram