Националисты из Белоруссии до начала гражданской войны на Украине не принимали массового участия в боевых действиях. В 2014 году на киевском майдане их насчитывалось всего несколько человек. Собственно, и белорусскими националистами их назвать было трудно. Самый известный из них – Михаил Жизневский, уехавший из Белоруссии в 18 лет и состоявший в ультраправой организации украинских националистов УНА-УНСО*. В январе 2014 года он был убит в Киеве предположительно своими же «побратимами».
До этого добровольцы из Белоруссии, а тем более наёмники в вооружённых формированиях других стран были явлением исключительно редким. Ситуация радикально изменилась в 2020 году после подавления массовых протестных выступлений в финале президентской кампании. После этого белорусские национал-радикалы взяли курс на силовой вариант прихода к власти. На Украину начали прибывать потоки политбеженцев, преследуемых силовыми структурами Белоруссии за участие в оппозиционной деятельности.
Многие оказались в ситуации Жизневского: профессии нет, пассивного дохода тоже нет, «органы» на малой родине разыскивают, перспектив на чужбине не просматривается. Так лёгкой добычей зарубежных вербовщиков оказались белорусские воспитанники «рыцарских клюбау», «гистарычных калегиюмау» и подобного рода структур, созданных и опекаемых националистами на западные гранты.
Заблудившиеся в самих себя и объективной реальности поборники националистической мифологии столкнулись с серьёзными материальными проблемами. В такой ситуации толкнуть «романтика» на путь радикализма – дело техники. У самозваных «вождей протеста» всё было хорошо – и в Варшаве, и в Вильнюсе, и ещё дальше. У их паствы – плохо.
В итоге совестными усилиями кураторов и разноуровневой агентуры «романтиков» одели в камуфляж и отправили воевать. Практически сразу выяснилось, что реальные боевые действия – это совсем иная, предельно жестокая реальность, в которой профессиональные военные отнимают жизни у «пушечного мяса» с пёстрыми шевронами. Незавидна участь оставшихся в живых, психологически и физически покалеченных.
Кстати о шевронах: в публикациях о ликвидации белорусских националистов в составе украинских формирований в Донбассе присутствует нацистская и неонацистская символика. Таковая чётко указывает на ценности и политическое кредо их носителей. Например, на опубликованных в июле фотографиях трупа одного из граждан Белоруссии в районе Северска (Донецкая область) виден красно-чёрный шеврон, на прикладе автомата – изображение литовского герба «Погоня», вписанного в «Черное солнце». Литовский герб белорусские националисты считают «своим», а себя – наследниками средневекового литовского государства, которое, по их мнению, якобы было «белорусской державой». Оккультный символ гитлеровцев, запрещённый в современной Германии (вплоть до уголовной ответственности), используется под влиянием украинских неонацистов-«побратимов». Подобные факты никак не мешают официальному Киеву, равно как и белорусской политэмиграции требовать военную и иную помощь у Литвы и Германии.
11 июля помощник главы МВД ЛНР Виталий Киселев сообщил журналистам о задержании «белорусских диверсантов» близ посёлка Волчеяровка (Попаснянский район ЛНР). В интервью РИА «Новости» он сообщил: «Несколько дней назад наши подразделения захватили диверсионно-разведывательную группу, которая шла совершить теракт в город Лисичанск. Эта группа из числа, так сказать, наемников из Белоруссии, порядка шести-семи человек. Их обезвредили, оружие отобрали, сейчас они находятся в наших ведомствах и дают признательные показания». По его словам, новые пленники – это созданная в 2014 году «третья сила», состоящая из военных подразделений белорусских националистов «Волат» и «Литвин», которые входили в укронацистский «Правый сектор»*.
В. Киселев указал на незавидную участь членов таких структур: «Это террористическая организация и подлежит только уничтожению — и все те, которые входили в состав и сопутствующие их спутники». В том же интервью он заявил, что в «полку Калиновского» белорусских националистов («Валат» и «Литвин» - батальоны в нём) «40% осталось от этого полка» и «всё, что касается наёмников - надеюсь, что у них статуса военнопленного не будет всё-таки», они будут наказаны «и никакого обмена не будет».
В комментарии ТАСС от 11 июля В. Киселев был более конкретен, сообщив о пленении ДРГ, «принадлежащую белорусским националистам и нацистам из «Волата», которые еще в 2014 году прибыли на территорию Донбасса добровольцами», которые также «участвовали в попытке госпереворота на территории Республики Беларусь». Он также сообщил: «Эти националисты свободно перемещались без погранзоны. Я говорю за 2014, 2015 год. <...> Эти же лица перетаскивали огромное количество вооружения с Украины в Польшу, с Украины в Белоруссию, где готовился госпереворот».
Неделей ранее, 6 июля, Telegram-канал «Сигнал» сообщил: «Под Лисичанском уничтожен командир батальона «Волат» – Иван Брест Марчук. «Волат» входил в полк имени Калиновского. Это белорусские наемники». Информацию об этом распространила Народная милиция ЛНР.
Военкор Юрий Котенок в своем Telegram-канале уточнил детали: «На Украине уничтожен Брест – командир батальона «Волат», сформированного из беглых белорусских националистов. Задвухсотили его под Лисичанском. Также сообщается, что несколько его сослуживцев попали в плен. Таким образом, это уже седьмой боевик из Белоруссии, ликвидированный в ходе СВО».
«Сейчас и средства украинской информации, и другие источники информации дают данные о гибели так называемых солдат удачи. Мы уже подтвердили гибель белорусского нациста, националиста Марчука под Лисичанском. Получены данные от тех, кто сдался в плен из этого подразделения, о гибели других наемников», — цитировало 6 июля агентство REGNUM сообщение офицера милиции ЛНР Андрея Марочко со ссылкой на ТАСС.
Очевидно, не все издания и официальные представители властей ЛНР, ДНР и РФ едины в терминологии при характеристике участвующих в военном конфликте на Украине граждан Белоруссии. Между «добровольцем» и «наёмником», «нацистом» и «неонацистом» различия существенные. И не только моральные и этические: наёмничество – это не только специфический наёмный труд, предполагающий оплату и иные вознаграждения, но и статья в Уголовном кодексе.
УК Белоруссии предусматривает ответственность по статье 133 («Наёмничество»): «Участие на территории иностранного государства в вооруженных конфликтах, военных действиях лица, не входящего в состав вооруженных сил воюющих сторон и действующего в целях получения материального вознаграждения без уполномочия государства, гражданином которого оно является или на территории которого постоянно проживает (наемничество), – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом или без штрафа».
Такое наказание предусмотрено в Белоруссии по факту только лишь наёмничества. При наличии доказательств в убийствах, пытках, мародёрстве, разрушениях гражданских и иных объектов, ином ущербе появляется уже «букет» обвинений по разным статьям. Такие перспективы наглядно представлены в материалах расследований участия в преступлениях против мира и человечности, собранных следователями ДНР и ЛНР в отношении таких криминально известных граждан Белоруссии, как Роман Протасевич и Даниил Ляшук по кличке Моджахед.
12 июля Минобороны России опубликовало статистику по наёмникам на Украине. Таковых с 24.02.2022 насчитывалось 7107 человек, из них граждан Белоруссии – 208. Сейчас осталось 69 белорусских граждан: 78 уничтожено и 61 «убыл».
У оставшихся в подчинении украинских силовиков граждан Белоруссии осталась только одна более или менее приемлемая перспектива – бегство на Запад по примеру своих идейных наставников-коллаборационистов. Однако и такой вариант реализовать непросто, потому что дезертиры не нужны ни киевским «побратимам», ни фейковым «лидерам белорусской оппозиции». Для них предпочтительнее мифический образ погибшего на поле боя героя, даже если такового на самом деле придётся пристрелить при попытке позорного бегства. Родственникам и общественности могут представить фотографии торжественных похорон. Самозваный лидер оппозиции в Варшаве использует повод для пафосного спича. Официальный Минск сократит список разыскиваемых.
Так трагически и бесславно закончится ещё одна «глупая и пошлая оперетка», как сказал бы герой романа Михаила Булгакова, столь ненавидимого нынешним киевским режимом. Она должна закончиться чем раньше, тем лучше.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram