Евросоюз оказался перед лицом полномасштабного энергетического кризиса. Последний ещё только начинается, но население европейских стран уже с ужасом ждёт предстоящий отопительный сезон. Такова оказалась расплата за недавние похвальбы властей стран ЕС, минувшей весной с пафосом заявлявших о том, что они ведут работу над достижением полной «энергетической независимости» от России. А по факту – губят собственную промышленность и подвергают население огромным лишениям.
Цены-рекордсмены
Оптовые цены на электроэнергию в Германии и Франции недавно установили новый исторический рекорд – соответственно 325 и 366 евро за МВт-ч. Это происходит по нескольким причинам, главная из которых – сокращание поставок газа в ЕС и рост стоимости голубого топлива. К началу июля из-за отказа трейдеров Финляндии, Дании, Нидерландов, Польши, Болгарии и Германии переходить на новый механизм оплаты и в связи со снижением мощности «Северного потока» поставки российского трубопроводного газа сократились примерно на 150 млн кубометров в сутки. Еще на 50-60 млн кубометров упали поставки СПГ из США из-за пожара на заводе Freeport LNG. Напряжения рынку добавила и недавняя забастовка нефтегазовиков в Норвегии.
Эксперты, опрошенные изданием The Financial Times, считают, что экстремальный дефицит газа в Европе затянется ещё как минимум на год. Германия и ряд других европейских стран заявили о мерах по более активному использованию угля. Однако стоимость каменного топлива также растет рекордными темпами, что не позволит снизить цену электроэнергии. Котировки угля с поставкой в августе из Роттердама в июле находились на уровне 339 долларов за тонну (тогда как год назад не превышали 77 долларов).
Казалось бы, Франция с её атомной энергетикой оказалось в сравнении с другими странами ЕС в куда более выгодном положении. Однако по положению дел на июль доля атомной генерации во Франции снизилась до 43% от своей мощности, что произошло в том числе и из-за регулярных неполадок на стареющих АЭС. Плюс сказывается жаркая погода, нагревшая в реках воду, используемую для охлаждения реакторов. В итоге стоимость электроэнергии рекордно возросла. Так, по данным биржи Nordpool, оптовые поставки электроэнергии в июле во Франции продавались по 388 евро за МВт-ч. Год назад цена не превышала 81 евро. Пока стремительный рост цен не бьёт со всей силы по рядовым потребителям, так как государство выплачивает субсидии на поддержание тарифов и снижает налоги. Но как долго продлится кризис и сможет ли госбюджет выдерживать дополнительную нагрузку в десятки миллиардов евро, неизвестно.
Если в затруднительном положении оказались европейские гиганты, то тем более туго приходится странам менее значительным. Тут особенно символичен пример Польши, которая оказалась в первых рядах тех государств ЕС, что кричали о необходимости «полной энергетической независимости от России». В конце марта польский министр климата и окружающей среды Анна Москва похвасталась, что план Варшавы по отказу от российских энергоносителей окажется «более амбициозным», чем аналогичный план Германии. И действительно, Польша оказалась в числе стран ЕС, куда прямая поставка российских энергоносителей полностью прекратилась. Сейчас, спустя менее полугода, можно судить о том, к чему это привело поляков. Так, глава польского Управления регулирования энергетики (URE) Рафал Гавин заявил, что в ближайшем будущем ситуация на мировом рынке топлива останется непредсказуемой, поэтому полякам лучше озаботиться вопросом заранее, чтобы оказаться «максимально готовыми к зимнему периоду».
При этом полного отказа от российских энергоресурсов в Польше так и не произошло – страна продолжает получать газ из РФ по реверсу из третьих стран. Временный поверенный в делах РФ в Польше Андрей Ордаш сообщил, что российский газ продолжает покрывать значительную часть потребностей польского государства в голубом топливе. По словам же Р. Гавина, этой зимой придётся нелегко всему Евросоюзу – становится вполне реальным риск серьёзного дефицита энергоресурсов в ЕС. Например, с углём, который сейчас приобрел для Польши исключительное значение, могут возникнуть трудности при транспортировке. Поэтому лучше, по выражению главы URE, «уже сейчас дуть на холодное»: снижение доступности этого сырья – тоже вполне реальная перспектива. Неудивительно, что в Польше резко подскочил спрос на уголь и дрова.
Дрова стали товаром стратегического значения
В середине июля польский премьер-министр Матеуш Моравецкий поручил госкомпаниям PGE Paliwa и Węglokoks закупить в августе и доставить в страну до конца октября 4,5 млн тонн угля. По оценке издания BiznesAlert, дефицит каменного топлива в стране на предстоящий отопительный сезон составляет 5 млн тонн, это произошло из-за отказа от закупок российского угля. При этом основную часть электроэнергии в Польше производят именно на угольных ТЭС.
По мнению директора центра финансового консультирования Газпромбанка Максима Худалова, новый уголь поляки, вероятно, закупят в США, Колумбии или ЮАР. «Разница с российским углем может достигать до 100 долларов за тонну, так как он идёт с дисконтом к европейской цене», – добавляет М. Худалов. По данным лондонской биржи ICE, уголь (API2 Rotterdam Coal Futures) c поставкой в октябре торгуется на уровне 350 долларов за тонну, тогда как год назад его стоимость составляла 82 доллара. При разнице с российским углем в 100 долларов за тонну польским госкомпаниям придётся переплатить 450 млн долларов – и потратить на все закупки 1,5 млрд. долларов.
Пока польское государство рыщет в поисках угля, простые обыватели гоняются за дровами. Пресса живописует признаки «дровяной лихорадки», разразившейся нынче по всей стране. Телефоны в торговых точках просто разрываются от звонков, а наличие знакомств на лесопильных заводах теперь ценится на вес золота. «"Нет. Я не знаю, когда оно появится", – слышим мы у торговца дровами под Люблином. Слово "продавец" не подходит, потому что в настоящее время там ничего нельзя купить. Дерева нет. Как и во многих других местах, которые мы проверили. Так продолжается уже несколько недель. Как только этот дефицитный товар появляется, он тут же исчезает. Год назад осенью за метр дров нужно было заплатить около 250 злотых. Сегодня это гораздо больше. "Недавно цена составляла 345 злотых, – говорит один из наших собеседников из торговой точки. – Но я слышал, что теперь это будет стоить 500 злотых", – добавляет он», – пишет польская пресса.
Средняя цена на дрова выросла с 213 злотых за кубический метр в 2021 году до 298 злотых в 2022 году – с верхним пределом, достигающим в некоторых случаях 700 злотых (свыше 9200 рублей)! Однако это нисколько не останавливает отчаявшихся покупателей. Люди лихорадочно обзванивают лесничества, но всюду слышат одно и то же: древесины больше нет, всё вывезли. Приводится свидетельство поляка по имени Павел: он отапливает свой дом газом, но есть у него и камин. Теперь Павел использует свой камин для того, чтобы уменьшить счета на отопление. Раньше он ежегодно покупал 3-5 кубометров древесины. В этом году цены на газ настолько высоки, что он планирует сжечь 7 кубометров, но нигде не мог их купить. В конце концов, с помощью членов семьи и друзей он нашел никем не скупленный пока еще запас букового дерева – на лесопилке, находящейся в 60 км от его дома. Павлу пришлось везти драгоценную древесину домой самостоятельно, но это мелкое затруднение никак не смогло омрачить его радость.
Польский премьер Матеуш Моравецкий дал старт государственной программе Chrust+ («Хворост+»), разрешающей собирать хворост в лесах в качестве компенсации за подорожание угля и газа
Не менее плачевная ситуация наблюдается в странах Балтии. В Эстонии глава местного энергетического гиганта Eesi Energia Хандо Суттер предупредил министерство экономики, что потребность в природном газе в регионе Финляндии и Прибалтики, составляющая в энергетическом эквиваленте около 60 тераватт-часов, в настоящее время обеспечена в объеме не более 39 тераватт-часов. «Данного объёма недостаточно, чтобы полностью обеспечить газоснабжение в регионе на весь предстоящий отопительный сезон. Хотя Эстония и Финляндия совместно работают над созданием дополнительных мощностей по приёму сжиженного природного газа (СПГ), до фактического запуска этого терминала нет полной уверенности, что необходимые дополнительные поставки СПГ на практике поступят в регион к концу этого года», – написал Суттер.
При этом, однако, 52% эстонцев готовы, по их словам, платить высокие цены за отопление и электричество, лишь бы достичь «энергетической независимости» от России. Во всяком случае, так следует из итогов опроса, проведённого сотрудниками Citadele в странах Прибалтики. 37% жителей заявили, что ради столь святой цели будут терпеть и раскошеливаться, но в течение короткого периода. Ещё 15% указали, что готовы это сделать, даже невзирая на то, что у них плохо с деньгами.
Если же сравнивать с другими странами Балтии, то меньше всего готовы платить более высокую цену за отопление жители Латвии: 39% респондентов отметили, что они не согласны это делать. В Литве такой вариант отметили для себя как приемлемый лишь 22% опрошенных. Впрочем, Литва отрезала себе пути отхода – в июне парламент страны принял закон о запрете на покупки газа в России. И теперь единственным источником голубого топлива в стране стал находящийся в порту Клайпеды СПГ-терминал.
Судорожные метания
Куда более сложная ситуация сложилась в Латвии. По данным Gas Infrastructure Europe, запасы латвийского подземного хранилища в Инчукалнсе (которое является единственным в Прибалтике) ниже показателей прошлого года на 100 млн кубометров. На данный момент это ПХГ заполнено на 44% (900 млн кубометров). В то же время регион поставляет с конца мая газ в Финляндию – 2,6 млн кубометров в сутки в июне. А ведь сейчас, за исключением России, у Прибалтики остался единственный источник голубого топлива – вышеупомянутый терминал сжиженного природного газа в литовской Клайпеде. В мае запустили интерконнектор GIPL, соединивший Литву и Польшу. Но он работает только на отказавшуюся от прямых поставок «Газпрома» Польшу, которая получает часть СПГ через Литву.
15 июня премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш в интервью испанской газете El Pais заявил, что страна больше не будет приобретать российский газ. Кариньш жаловался на то, что, покупая российское топливо, Евросоюз помогает Москве поддерживать стабильность рубля и тем самым тоже финансирует проведение российской специальной военной операции на Украине. Но через несколько дней после этого интервью стало известно о том, что Латвия – впервые с апреля! – возобновила полноценный импорт российского газа. Поставки восстановились с 16 июня, и среднесуточный импорт составляет, согласно данным платформы операторов ГТС стран ЕС ENTSOG, 3,6 млн кубометров. Латвийский оператор Conexus указывает, что только 24 июня объёмы поставки составили 1,8 млн кубометров в сутки. Если отставить в сторону пропагандистскую трескотню, то случившееся не должно удивлять – у Латвии есть несколько причин возобновить импорт российского газа. С одной стороны, у местной госкомпании Latvijas gаze («Латвийский газ») контракт с «Газпромом» заключен до 2030 года. С другой – региону отчаянно не хватает топлива.
Впрочем, 14 июля латвийский парламент принял в окончательном чтении поправку к закону «Об энергетике», вводящую полный запрет импорта газа из России – с 1 января 2023 года. С 1 июля основной оператор газотранспортной системы Латвии Latvijas gāze установил новые тарифы для домохозяйств страны, в результате чего голубое топливо в стране стало дороже на 65,6-89,9% в зависимости от типа потребления. Тем временем латвийские промышленники жалуются, что столь высокая цена на газ попросту губит их бизнес. «Мы фактически потеряли большую часть рынка. В 2021 году работали с оборотом величиной 14 миллионов евро – и газовая цена была 12 евро за кубометр, если не считать конца года. В начале 2022 года мы закупали газ за 130 евро кубометр. На данный момент, например в июне, покупали по 106 евро. Только смотрел биржевую цену – она опять была 140 евро. Мы можем работать без прибыли и без убытков, если газовая цена есть 90 евро за кубометр. Дальше есть только убытки», – сетует член правления ООО Lode (производство кирпичей) Валдис Зариньш.
Ирония судьбы заключается в том, что, разрушая свою экономику, Евросоюз не наносит особого ущерба экономике российской. На это обратил внимание бывший министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. «Готовится седьмой пакет антироссийских санкций. Но кого это волнует? Евросоюз на данный момент направил России несравненно больше денег, закупая нефть, газ и уголь, чем предоставил средств Украине в качестве помощи. Цены на нефть продолжают расти. Рубль укрепляется. Прискорбно», – пишет Линкявичюс в Twitter. И хорошего выхода из этой ситуации пока для Евросоюза не просматривается…
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram