В конце июля глава латвийской газовой компании Айгар Калвитис уже даже и не слишком огорошил жителей этой страны сообщением о том, что Латвия продолжает приобретать российский газ. Потому что сообщения о том, что Рига, невзирая на свои громкие декларации, продолжила покупать голубое топливо из России, поступали ещё в июне. Правда, как выяснилось, Латвийская Республика получала российский газ через «посредника». Но это продолжалось недолго: «Газпром» заметил «мышиную нору», посредством которой Латвия получала газ за евро, а не за рубли, и забил её. И теперь государство встало перед болезненным вопросом – как и чем оно намерено отапливаться следующей зимой?
Литовский СПГ-терминал как предмет зависти латышей
Все последние месяцы власти Латвии непрерывно заявляли о своём желании последовать «литовским путём». Ещё в марте президент Литвы Гитанас Науседа сообщил о готовности возглавляемого им государства полностью отказаться от российских нефти и газа. «Это создало бы некоторые проблемы. Но данные проблемы не были бы критическими», – уверил тогда Науседа. Он добавил, что его страна готова к такому сценарию больше, нежели многие другие страны ЕС. И действительно, у Литвы оказался мощный «козырь», которого нет у других стран Балтии, – терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде. Этот терминал, получающий СПГ за счёт морских поставок, в последнее время стал играть значительную роль в газоснабжении региона: его мощностями в прошлом году пользовались семь крупнейших предприятий – четыре из Литвы, два из Эстонии и одно из Норвегии.
Исполняя обещания своих правящих политиков, минувшей весной Литва действительно перестала получать российский газ – как трубопроводный, от «Газпрома», так и сжиженный, завозившийся газовозами компании «Новатэк». По словам Науседы, беспокоиться из-за этого литовцам не стоит. «По-прежнему есть некоторая зависимость по природному газу. Но мы можем заменить природный газ сжиженным – который поставляется через наш терминал в Клайпеде», – пообещал глава литовского государства в марте. Действительно, благодаря терминалу в Клайпеде отказ Литвы от российских поставок произошел менее болезненно, чем в случае с соседними Латвией и Эстонией. Более того, выстроилась очередь из стран, желающих пользоваться услугами литовского СПГ-терминала.
В конце мая оператор терминала в Клайпеде сообщил о том, что распределил его мощности уже на четвертый квартал 2022 года. Как сообщила компания Klaipedos Nafta, пять клиентов забронировали с 1 октября по 31 декабря 920 млн кубометров. «Мощность терминала предоставили пропорционально, отдав приоритет тем компаниям, которые пользовались услугами терминала СПГ последние три года», – заявила представитель оператора Юргита Шилинскайте-Венсловиене. Она пояснила, что в общей сложности пять компаний из Литвы, Эстонии и Польши в четвертом квартале должны получить через терминал десять грузов СПГ. На фоне таких вестей Сейм Литвы в конце июня внёс поправки в законодательство, в соответствии с которыми доступ к газотранспортной системе страны и терминалу СПГ в Клайпеде разрешён только поставщикам из «государств, не представляющих угрозы национальной безопасности Литвы». Таким образом литовские власти узаконили запрет на ввоз российского газа, ранее введённый де-факто.
Другое дело, что оплачивать «энергетическую независимость от России» вынуждены простые литовцы, карманы которых отнюдь не бездонны. Цены на природный газ для населения страны с июля выросли на 27,5−41,5% – в зависимости от количества потребляемого голубого топлива. Правда, литовское правительство решило частично компенсировать населению эти расходы. После применения государственной субсидии цена за кубический метр увеличилась на 27,5% – до 1,02 евро (включая НДС): для потребителей, использующих газ для приготовления пищи (первая группа); на 40% (до 77 евро) – для потребителей, использующих газ для отопления дома (до 20 тыс. кубических метров в год – вторая группа), и на 41,5% (до 75 центов евро) – для потребителей, использующих большие объемы газа (третья группа).
Но кто будет вдаваться в такие мелочи? Населению успешно внушили, что «за настоящую независимость надо платить». Вот оно и платит. А куда деваться?
Газ из-под полы…
В отличие от Литвы, отказавшейся от российского газа решительно и бесповоротно, Латвия пребывает в судорожных метаниях. 15 июня премьер-министр страны Кришьянис Кариньш в интервью испанской газете El Pais заявил, что страна больше не будет покупать российский газ. А буквально через несколько дней стало известно о том, что Латвия – впервые с апреля! – возобновила полноценный импорт российского газа. 1 июля оператор газотранспортной системы страны Latvijas gaze («Латвийский газ») установил новый тариф для домохозяйств страны, в результате чего газ стал дороже на 65,6–89,9%. 14 июля латвийский парламент в окончательном чтении принял поправку к закону «Об энергетике», согласно которому вводится запрет на импорт газа из России. Но не прямо сейчас, а лишь с 1 января 2023 года.
29 июля же глава концерна Latvijas gaze («Латвийский газ») Айгар Калвитис сообщил, что они все ещё покупают российское топливо, но делают это хитро – через посредника. Посредник этот понадобился для того, чтобы производить оплату не в рублях, а в евро. Ведь 31 марта президент РФ Владимир Путин подписал указ, которым обязал российских поставщиков газа принимать оплату за него от резидентов недружественных стран только в рублях. Но расплачиваться с «Газпромом» рублями латыши отказались из принципа. «У нас есть другой поставщик», – таинственно сообщил Калвитис. Название этого «поставщика», он, впрочем, не привел, сославшись на «коммерческую тайну». После его признаний поднялся шквал возмущения, поднятый «национальными патриотами»: некоторые предложили даже отдать Калвитиса под суд за то, что он помогает «финансировать российскую венную машину, совершающую преступления на Украине».
Но тут нельзя не отметить, что у Калвитиса просто не было другого выхода. Ведь от объёма запасов, накопленных «Латвийским газом» в подземном газохранилище (ПГХ) в Инчукалнсе (под Ригой), зависит не только собственно Латвия, но и в значительной степени Эстония с Финляндией, тоже разорвавшие отношения с «Газпромом». В Латвии законом установлена обязанность Latvijas gaze до 31 августа закачать в Инчукалнское ПГХ природный газ в количестве, достаточном для того, чтобы его хватило на всю зиму. И Калвитис, насколько мог, пытался данную задачу выполнить: по данным платформы операторов ГТС Европы ENTSOG, поставки российского газа в Латвию в очередной раз возобновились 20 июля и достигли почти 8 млн кубометров в сутки. На таком уровне Латвия в этом году российский газ еще не импортировала.
Известия о таком «самоуправстве» латышей не на шутку взволновали их соседей по региону. Замминистра энергетики Литвы Альбинас Зананавичюс поспешил заверить общественность, что Вильнюс, в отличие от Риги, денег россиянам за газ не платит. Впрочем, этот чиновник не исключил, что в Инчукалнском хранилище, где Литва также держит свой запас на зиму, потоки «литовского» газа могут смешаться с поступившим из России. «Дело не в том, какого происхождения молекулы, а в том, куда идут финансовые потоки. В Инчукалнском хранилище есть и норвежский газ, и другой, поэтому понятно, что он смешивается. Но финансовые потоки идут отнюдь не из Литвы», – сказал Зананавичюс.
Признаниями Калвитиса заинтересовались и в Службе госбезопасности (СГБ) Латвии. «Вышеуказанная информация (заявление главы Latvijas gaze о поставках газа из РФ – РЕ) находится на контроле СГБ, однако мы на данный момент воздержимся от её комментирования», – заявили в спецслужбе. Между тем в латвийской Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ) указали, что условия договоров, заключённых между коммерсантами (порядок и валюта расчетов), в сферу компетенций этого ведомства не входят. Там считают, что ответственность за «нарушение санкций» могут нести Комиссия рынков финансов и капитала, Служба госдоходов, Центр защиты прав потребителей и другие ведомства, указанные в латвийском «Законе о международных и национальных санкциях».
Возмутились и в других странах ЕС. «Представитель Latvijas gaze признался, что закупки идут не напрямую у «Газпрома», но всё же российский газ в страну поступает. И совесть сохраняется таким образом, что платят прибалты в евро. И неважно, что тот же посредник переводит латвийские евро опять же в рубли, чтобы закупить у России топливо. Главное, у самих руки чистые», – негодует немецкое издание Aussiedlerbote. Там напоминают о том, что в прошлом году, когда у Риги ещё не было планов расторгать договоры о поставках энергоресурсов с РФ, около 90% закупленного Латвией газа были российскими. Вспомнили немцы и о том, как в июне латвийский премьер-министр Кариньш пообещал российский газ не покупать.
Отрубим вам газ! И отрубили…
Однако долго продолжать картинное возмущение не получилось. 30 июля в телеграм-канале российской энергетической компании появилось заявление следующего содержания: «Сегодня ПАО "Газпром" прекратило поставки газа в Латвию в рамках июльской заявки – в связи с нарушением условий отбора газа». Дополнительных разъяснений не последовало, но, видимо, речь идёт именно о том, что россияне «прихлопнули» упомянутую Калвитисом «схему» с участием посредника. 1 августа латвийский оператор по транспортировке и хранению природного газа AО Conexus Baltic Grid известил, что за минувшие двое суток голубого топлива из России больше не поступало. В последний раз это было зафиксировано в пятницу 29 июля, когда было зарегистрировано 31 167 мегаватт-часов газа, поступившего в Латвию через Изборское соединение.
В субботу же, 30 июля, и в воскресенье, 31 июля, потоков уже зарегистрировано не было. Также не оказалось утвержденных заявок на поставки природного газа из России в Латвию в понедельник и в последующие дни. Таким образом, последним непрерывным периодом, когда в страну ежедневно поступал природный газ из России, оказался срок с 21 по 29 июля. За это время прибалтийская республика получила около 660 000 МВтч. Но теперь это закончилось, причём на 1 августа ПХГ в Инчукалнсе оказалось заполнено на 53%, в нём находится 1,1 млрд кубометров газа. И это при том, что Еврокомиссия требует от Латвии к ноябрю достичь показателя в 80%! Но для этого необходимо закачать в ПГХ ещё 500 млн кубометров, а где их взять, решительно непонятно…
В любом случае закон об отказе от российского газа с начала нового года Латвией принят. И сейчас властям остаётся либо отменять его и платить за топливо из РФ рублями, либо вымерзать, либо срочно найти какие-то альтернативные источники энергии. Газа с терминала в Клайпеде на всю Прибалтику однозначно не хватит. Латвийцы питают большие надежды на новый терминал СПГ, который эстонцы и финны спешно создают в порту Палдиски – есть надежда, что он заработает до конца года. Кроме того, латыши мечтают обзавестись и собственным таким терминалом. 25 июля министр экономики Илзе Индриксоне заявила, что страна, возможно, могла бы получить не один, а сразу два терминала сжиженного природного газа.
Ранее, когда производился поиск места для размещения такого объекта, было заявлено, что он может находиться как в прибрежном курортном городе Саулкрасти, так и в Риге. «Мы продолжаем работу над национальным терминалом. Сейчас эксперты оценивают проекты – чтобы понять, какой из терминалов будет выгоднее как экономически, так и по срокам. Также, конечно, рассматриваются и вопросы безопасности. И, возможно, оба проекта могут быть реально осуществлены», – обнадёжила Индриксоне в эфире «Латвийского Радио». Но никакого представления о том, в какой срок будут возведены эти терминалы, пока нет.
А пока представители Латвийской ассоциации больших городов жалуются на «отсутствие ясности» как по закупкам энергоресурсов, так и по ценам на них. Мэр Юрмалы Гатис Трукснис сообщил, что рассматривает с коллегами такие идеи, как отключение каждого второго фонаря в системе уличного освещения и введение более низкой температуры в отапливаемых помещениях. В свою очередь, исполнительный директор самоуправления Риги Янис Ланге рассказал, что столичный муниципалитет планирует снизить температуру в помещениях своих учреждений. В Даугавпилсе, Резекне и Огре ведут работу над тем, чтобы максимально перевести свое отопление на древесную щепу – строятся соответствующие котельные. «Может сложиться ситуация, когда газа вовсе не будет. И мы пытаемся к ней подготовиться», – предупредил мэр Резекне Александр Барташевич.
При нынешней ситуации латвийским самоуправлениям остается спасаться поодиночке и рассчитывать главным образом на собственные силы.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram