Транзитный кризис, возникший в июне вокруг Калининградской области усилиями Литовской Республики, казалось бы, благополучно разрешился. Еврокомиссия опубликовала своё постановление, гласящее, что Россия имеет полное право перевозить в Калининград свои товары, подпавшие под санкции ЕС, транзитом через территорию Литвы. Однако радость калининградцев оказалась преждевременной. Политические круги Литвы восприняли директиву ЕС в качестве своего личного поражения. И постарались создать для российского эксклава новые неприятности, которые уже в ближайшем будущем могут привести к полной сухопутной блокаде Калининграда.
Раздражение и досада в Литве
История транзитного кризиса, разразившегося вокруг Калининграда, свежа в памяти. 17 июня госпредприятие «Литовские железные дороги» уведомило администрацию Калининградской области о прекращении транзита ряда товаров, следующих в этот регион через территорию Литвы. Тогда под запрет попали от 40 до 50% поступающих в регион грузов. Власти России заявили, что Литва, запретив транзит этих грузов, грубо нарушила обязательства, данные ею при вступлении в ЕС. Власти самой Литовской Республики сначала оправдывались тем, что всего лишь выполняют волю Брюсселя об антироссийских санкциях. Но потом сбросили маску и дали понять, что действуют и по собственной инициативе. Москва решительно объявила, что не оставит столь враждебный шаг без последствий, чем, очевидно, напугала кое-кого в Брюсселе. И вскоре пошли разговоры о том, что Евросоюз может велеть Литве снять ограничения, наложенные ею на калининградский транзит.
В России начали обсуждать возможные ответные меры в отношении Вильнюса: например, отключение Литвы от энергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия-Россия-Эстония-Литва-Латвия). Власти Калининградской области заявили, что их устроит только полное возобновление транзита, причём в том виде, в котором он осуществлялся до ограничений со стороны Вильнюса. И вскоре Еврокомиссия опубликовала своё решение, разъясняющее правила российского транзита в Калининград. Движение грузов возобновилось. Когда 26 июля к границам Литвы прибыл первый после перерыва российский поезд с цементом, многие, признаться, затаили дыхание – пропустят или не пропустят? Но оформление всех необходимых документов прошло благополучно, и поезд отправился своей дорогой в Калининград, а за ним и следующие.
Однако в Литве эту ситуацию восприняли как своё политическое поражение перед лицом «агрессивной России». Оправдания же премьер-министра Ингриды Шимоните о том, что она всего лишь исполняет волю Еврокомиссии и что литовские пограничники будут самым тщательным образом проверять следующие через территорию республики российские поезда (а то они, не ровен час, тайком привезут в Литву враждебных «зелёных человечков»), не утешили озлобленных «национальных патриотов». Одной из первых высказала недовольство бывший президент Даля Грибаускайте. По её мнению, ситуация с калининградским транзитом свидетельствует о неспособности литовской политической элиты принимать самостоятельные стратегические решения. «Литовские политики с трясущимися коленками исполняют партию в политическом балете», – издевательски написала экс-президент в соцсети.
В свою очередь, члены литовской партии «Движение либералов» Пятрас Ауштрявичюс (депутат Европарламента) и Раймундас Лопата (член Сейма Литвы) опубликовали резкое заявление. Оба политика призвали правительство и президента Гитанаса Науседу не делать для России никаких скидок и отклонить любые предложения, позволяющие перемещать подсанкционные товары через Литву в Калининград. «Мы не одобряем так называемое разъяснение Еврокомиссии, которое отменяет, интерпретирует, вводит исключения и квоты для российских товаров, санкционированных решением Евросоюза на территории Литовской Республики – независимо от того, перевозятся ли они транзитом или как-то иначе. Поскольку мы считаем, что компетенция по отмене или введению санкций принадлежит Европейскому совету», – написал Лопата в соцсети.
Негодование высказали также и члены оппозиционной фракции сейма «Демократы во имя Литвы», основанной бывшим премьер-министром Саулюсом Сквернялисом (руководил литовским правительством с декабря 2016 по ноябрь 2020 г.). Они потребовали призвать к ответу министра иностранных дел Габриэлюса Ландсбергиса (Союз отечества – Христианские демократы Литвы), своим бездействием допустившего, дескать, «неблагоприятное» для страны решение. В сентябре министру предстоит явиться в сейм и ответить на вопросы депутатов по этому поводу. Многочисленные политические противники Ландсбергиса, считающегося одним из самых влиятельных в Литве политиков, попытаются использовать его «провал»: дескать, не сумел отстоять позицию Вильнюса, считающего, что никаких поблажек по Калининграду допускать нельзя, чтобы добиться его отставки. Одновременно начали появляться весьма «экзотические», скажем так, предложения на тему того, как вновь заблокировать калининградский транзит.
Транзит снова под угрозой
Экс-глава литовской военной разведки Гинтарас Багдонас заявил, что государство окажется в безопасности, если демонтирует идущую по её территории «российскую» железнодорожную колею. Эту идею всецело поддержал вышеупомянутый Раймундас Лопата. Ирония судьбы заключается в том, что за пару недель до того соответствующую «новость» разместил российский юмористический сайт «Панорама»: дескать, в Литве начали разбирать железнодорожные пути, ведущие в Калининград. «О махании кулаками после драки. Бывший командующий военной разведкой Литвы предложил разобрать рельсы, ведущие в Калининградскую область. Две недели назад на эту тему шутила "Панорама". Я всех лично прошу: не шутите о Литве! У них нет чувства юмора. И смекалки тоже нет. Поэтому все шутки о себе в российских СМИ (а их литовские политики втайне от самих себя читают) они аккуратно выписывают в блокнотик и выдают потом на серьёзных щах союзникам по НАТО как свои инициативы по укреплению трансатлантической солидарности», – написал в своем телеграм-канале калининградский политолог Александр Носович.
А в конце июля губернатор Калининградской области Антон Алиханов сообщил жителям о том, что возобновившийся было транзит в регион вновь оказался под угрозой. Дело в том, что литовский банк «Шауляй» (Šiaulių bankas), обслуживающий транзит грузов в Калининград, предупредил, что с 1 сентября прекращает работать с россиянами. Это будет означать невозможность оплаты проезда, в связи с чем Литва может вовсе перестать пропускать российский транспорт. «Эта информация нам известна, мы работаем с ней. Собственно, мы через этот банк проводили, насколько я понимаю, все платежи. Литовцы их сами централизовали через свою банковскую структуру ранее. Поэтому литовцы будут нас либо бесплатно пропускать – в чём я сомневаюсь, либо перестанут пропускать», – с беспокойством отметил А. Алиханов.
Временный поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь сообщил, что передал в МИД республики ноту в связи со сложившейся ситуацией. Как пояснил дипломат, российские операторы, которые пользуются услугами «Литовских железных дорог», должны оплачивать перевозку грузов. Вильнюс же замкнул все эти транзакции на один лишь «Шауляй-банк», который теперь отказывается от сотрудничества. Рябоконь отметил, что российская сторона просит разобраться с ситуацией, пока ещё есть необходимое для этого время.
Очередное обострение ситуации не удивило экспертов. «Униженный в собственных глазах от проявленного в отношении России конструктива Вильнюс думал-думал и придумал, как сделать гадость в адрес ненавистного западного соседа. Обслуживающий калининградский транзит литовский банк отказывается от любых – прямых или косвенных – взаимодействий с РЖД и любыми другими российскими контрагентами. О чем я и говорил: висящее на сцене ружьё, которое один раз сняли со стены, снимут и во второй. Поэтому ни на минуту нельзя рассчитывать на добрую волю Литвы или Евросоюза и переставать развивать морские и авиаперевозки в Калининград. Если сейчас ситуация с литовским банком не разрешится, то с 1 сентября железнодорожный транзит в Калининградскую область остановится вовсе», – предупредил А. Носович.
В начале августа литовский министр коммуникаций и транспорта Марюс Скуодис сообщил в эфире телеканала LRT, что проблемы, которые могут возникнуть с оплатой перевозки российских грузов, вынудят Вильнюс остановить железнодорожный транзит в Калининградскую область. При этом, как уверяет Скуодис, государство ну никак не может повлиять на «Шауляй банк», отказавшийся проводить финансовые расчёты в данной сфере. «Государство никак не может обязать коммерческие банки, и именно здесь всё зависит от их собственного решения. Но я не могу себе представить, что компании могут предоставлять услуги, если они не оплачиваются», – подчеркнул Скуодис.
Главным путём в Калининград становится море
М. Скуодис уверяет, что вопросы оплаты транзита нужно-де адресовать российской стороне. Это прозвучало сущей издёвкой, ведь сигналы о приостановке приёма платежей поступили именно из Литвы. «Нам угрожает кризис, несопоставимый по масштабам с июньским. Если за этот месяц не будет решён вопрос с отказом литовского банка (банков) проводить денежные операции, связанные с транзитом в Калининград, то с 1 сентября остановится не только весь грузопоток, но и пассажиропоток по железной дороге. Это будет полная блокада Калининградской области. Литва ведёт себя ожидаемо: заявляет, что правительство ничем не может повлиять на решения частных банков, не желающих работать с Россией», – констатирует А. Носович.
Губернатор Антон Алиханов счел заявление литовского министра о невозможности повлиять на «Шяуляй банк» откровенно лживым. «Все эти рассказы о том, что литовские власти не могут повлиять на этот коммерческий банк, противоречат сами себе. Дело в том, что литовцы сами централизовали проведение денежных операций, оплату товаров и железнодорожные услуги в этом банке. Но сейчас вдруг они стали прикрываться тем, что якобы у них нет рычагов давления на данную организацию. Это просто предлог, метод всё-таки остановить транзит в Калининградскую область», – подчеркнул Алиханов. Более того, по его словам, невзирая на снятие некоторых транзитных ограничений, перевозки в прежнем объёме так до сих пор и не возобновились. «На сегодня открыт только железнодорожный транзит. Это значит, что на текущий момент не учитывается тот транзит, который у нас осуществлялся с помощью автоперевозок. А это был достаточно существенный объём от суммарных значений», – объяснил Алиханов.
Калининградские бизнесмены тоже жалуются, что по-прежнему вынуждены пользоваться запасами со складов, находящихся на территории самой области. Поскольку сами же российские кампании отказываются работать с регионом из-за боязни убытков. «На сегодняшний день никто из поставщиков нам в аренду вагоны в Калининград не даёт. И поэтому после начала всех событий мы ещё пока ничего не провезли. Все боятся, что будут простои, не хотят оплачивать, никто не знает, как металл пойдёт через Калининград: будет ли выгружаться продукция, пропустят-не пропустят. Это же тоже требует определённых затрат, которые никто не хочет на себя брать», – рассказал председатель совета директоров «Балтийской металлургической компании» Олег Чернов. Так что на сегодняшний день бизнес Калининграда по-прежнему рассчитывает главным образом на морской путь, хоть такие перевозки и обходятся дороже.
На днях Владимир Путин подписал новую Морскую доктрину РФ. «В доктрине в качестве приоритета РФ отражена необходимость создания в Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях благоприятных условий для развития морского транспорта, строительства судов морского, ледокольного и рыбопромыслового флотов как одного из ключевых элементов специализации на этом направлении. Кроме того, документ содержит пункт о развитии войск и системы базирования Балтийского флота, его способности гарантированно обеспечить защиту национальных интересов РФ в Балтийском море, а также обеспечение транспортной доступности Калининградской области за счёт функционирования паромной линии в направлении портов Усть-Луга и Санкт-Петербурга», – пишет Алиханов в своём телеграм-канале.
Стоит отметить, что отмена ограничений на железнодорожный транзит в Калининградскую область на загрузке паромов, работающих на линии Усть-Луга-Балтийск, ничуть не сказалась. «Загруженность паромов после отмены ограничений не изменялась, они всегда загружены на 100%. Свободных мест нет. Места на паромах забронированы до середины сентября 2022 года», – говорится в сообщении пресс-службы компании «Оборонлогистика» (оператор линии).
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram