Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан превратился для Запада в неудобную фигуру. Отец четверых дочерей и верующий католик, сторонник традиционных ценностей, противник политики мультикультурализма и санкционной войны против России, Орбан получил на Западе прозвище Троянский Конь Путина, а Венгрию зовут "кротом в ЕС".
А причина в том, что Венгрия и ее премьер нарушают европейскую солидарность и демонстрируют миру отсутствие европейского единства по ключевым политическим и экономическим вопросам. Орбан отказывается поставлять оружие Украине и не позволяет использовать территорию страны для поставок оружия из других стран. Таковы главные обвинения, звучащие в адрес венгерского премьера.
Издание Foreign Policy обращает внимание: с начала спецоперации ВС РФ по демилитаризации и денацификации Украины Орбан ни разу не подверг критике действия Москвы, продолжает наращивать сотрудничество с ней в энергетической сфере и заявляет, что Европа, введя санкции против России, "выстрелила себе в лёгкие и сейчас задыхается".
В 2021 г. Будапешт и Москва подписали соглашение о ежегодных поставках 4,5 млрд. куб. м российского газа в течение 15 лет. Когда в 2022 г. США и ЕС развернули наступление на российскую экономику, Будапешт оказался перед непростым выбором: поддержать американцев и европейцев, отказавшись от выгодного контракта, или же сохранить контракт ценой ухудшения отношений с американцами и европейцами.
Как дальновидный политик, Орбан выбрал последнее и не мог поступить иначе. 85% потребляемого венграми газа и 65% нефти - российского происхождения. Официальный представитель МИД Венгрии Тамаш Менцер заявил, что это "за одну ночь заменить невозможно", а "закупка энергоресурсов - не философский вопрос, а вопрос реальности".
Но не только в энергетическом вопросе Орбан неудобен для Запада. Геополитические шаги венгерского премьера, например добрососедские отношения с Сербией, тоже раздражают Вашингтон и Брюссель. Исторически венгры и сербы относятся друг к другу настороженно. В сербской Воеводине проживают 250 тыс. этнических венгров. В 1990-х Будапешт исподволь поддержал агрессию НАТО против Югославии в рамках политики собирания венгерских земель, утраченных Венгрией по итогам Первой и Второй мировых войн. Собирание подразумевало ослабление центральных властей тех государств, где проживает венгерское меньшинство с целью наделения данного меньшинства максимально широкими автономными правами.
Орбан несколько скорректировал эту политику. От активной поддержки венгерской диаспоры он не отказался, но отказался от неконструктивных шагов в отношении Сербии. Белград и Будапешт – сегодня союзники. Это не случайность и укладывается в общий внешнеполитический курс Будапешта по углублению партнёрства одновременно с Россией и Китаем. Сербия является, в свою очередь, партнёром Москвы и Пекина на Балканах. Так почему бы Венгрии, раз она сблизилась с Москвой и Пекином, не сблизиться с Белградом?
В лице Венгрии Запад утратил один из традиционных рычагов давления на Сербию. При Орбане Венгрия предпочитает не давить на Сербию, а развивать с ней экономическое и культурное сотрудничество. Китай инвестирует в строительство железной дороги Будапешт - Белград - Афины, Россия инвестирует в строительство энергоблоков АЭС "Пакс", которая даёт 50% всей электроэнергии в Венгрии. Ссориться с Китаем и Россией для Будапешта равносильно экономической и политической смерти!
Католическая Венгрия традиционно стремилась к общей границе с католической Польшей. Польско-венгерское боевое братство - аналог русско-сербского братства. «Поляк с венгром - два братанки и при сабле, и при склянке» - гласит польская пословица. Но при Орбане Венгрия отдалилась от русофобской политики Варшавы. Будапешт не хочет строить отношения на базе примитивной русофобии. Премьер Польши Матеуш Моравецкий неоднократно критиковал Орбана за такую политику, но нельзя не признать, что мнение Орбана куда более здраво, чем мнение Моравецкого, контуженного русофобией настолько, что польский премьер взялся призывать стереть с лица земли Русский мир и русскую культуру.
Между Варшавой и Будапештом - 800 км. "Они чужие друг другу... Одна - часть украинской войны, другой самоустранился от войны и почти равнодушен к ней. Польша - как вся Европа. Венгрия - как вещь в себе... Польша гармонично себя чувствует в современной Европе с той ролью, какую играет в ней Америка. А Венгрия недовольна, и это тревожит её соседей", - сетовал известный американский геополитик, основатель экспертного центра Stratfor Джордж Фридман после поездки в Польшу и Венгрию в июне с. г.
Нюанс в том, что Будапешт географически находится между Варшавой и Бухарестом. Польшу и Румынию объединяет соглашение о стратегическом сотрудничестве. Впервые оно подписано в 2009 г. и с тех пор всегда продлевается. Геополитическая ось Варшава - Бухарест - синоним оси Балтика - Чёрное море, которую Запад рассматривает как рубеж сдерживания России. Сейчас происходит накачивание Польши и Румынии американскими и натовскими войсками и вооружением.
Но в середине ось Варшава - Бухарест "проседает", потому что Будапешт, который мог бы выступить в качестве её центрального, скрепляющего элемента, отказывается от этой функции. С точки зрения антироссийской стратегии Запада Венгрия геополитически превратилась в "калитку", через которую Россия продолжает "ходить" в Европу, обходя Польшу и Румынию стороной.
Орбан посмел пойти и на сближение с Турцией, которая играет свою скрипку в мировой политике и не подчиняется США. Турецкий президент Реджеп Эрдоган - неудобный переговорщик для многих западных политиков, но не для Орбана. Поскольку Анкара отказалась, как и Будапешт, быть одним из звеньев антироссийской оси Балтика - Чёрное море, США и ЕС не жалеют язвительных стрел в адрес Эрдогана.
Невзирая на это, Орбан не сворачивает сотрудничество с Турцией, поскольку понимает: позиция этой страны по вопросам нелегальной миграции крайне важна в контексте национальной безопасности Венгрии. Орбан - один из наиболее непримиримых противников неконтролируемой миграции в Европу. Он отказал в размещении мигрантов из Африки и Ближнего Востока в Венгрии по квотам ЕС и призывает своих избирателей блюсти христианские религиозные ценности.
Эрдоган неоднократно пугал Европу тем, что начнёт пропускать мигрантов через Турцию в ЕС. Ссориться с Турцией Орбану ни к чему. Он понимает, что обвинения в адрес Эрдогана в деспотизме сродни обвинениям в его, Орбана, адрес в нарушении прав человека. Для Орбана Турция - это государство, которое, как и Венгрия, нацелено на развитие экономической кооперации с Москвой.
Складывается интересная геополитическая конструкция: Венгрия сотрудничает одновременно с Россией, Сербией, Турцией, Китаем, а эти страны сотрудничают между собой. Венгрия выступает в функции узла, на который завязаны формат и темпы этого сотрудничества. Это лишает Запад политической и экономической гегемонии в Европе.
В начале августа Орбан в сопровождении министра иностранных дел Петера Сийярто и руководителя парламентского комитета по международным делам Жолта Немеца встретился в США с бывшим президентом Дональдом Трампом. Это уже серьёзно. Трамп и Орбан - политические консерваторы, их переговоры - тревожный сигнал для демократов во главе с Джо Байденом. "Президент Трамп наш важный союзник. Мы оба выступаем против нелегальной миграции, мы оба выступаем за низкие налоги и, самое главное, мы оба выступаем за мир... Он любит венгров. Мы неплохо поработали в прошлом, надеюсь, что и в будущем будет всё хорошо", - пояснил венгерский премьер.
Трамп и Орбан - сторонники т. н. нелиберальной демократии. Орбан впервые употребил этот термин восемь лет назад в одном из своих выступлений. Он означает, что демократия может иметь другой, здоровый облик, отличный от того, какой ей навязывают либеральные элиты с их псевдоценностями в виде ЛГБТ, мультикультурализма и т. д.
Комментируя встречу Трамп - Орбан, американский консерватор Гевин Вокс (Gavin Wax) сказал, что единственным ответом на проблему упадка западной цивилизации должен быть "американский орбанизм", то есть появление на политической сцене США политиков, подобных Виктору Орбану.
Вышеперечисленными причинами и обусловлена ненависть Запада к премьер-министру Венгрии. Либеральным элитам важно сбить Орбана с пути, не дав ему превратиться в консервативного политика общеевропейского масштаба.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram