С 1 мая администрация польского Государственного музея Аушвиц-Биркенау (Освенцим) закрыла постоянно действовавшую экспозицию "Трагедия. Мужество. Освобождение", подготовленную российским Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Музей Победы).
Официальный представитель МИД России Мария Захарова по этому поводу заявила: "Хотела бы обратиться ко всем деятелям Польши, принимавшим это решение. Понимаете ли вы, что музей Аушвиц-Биркенау – это не Диснейленд, где можно просто так менять вывески, раскрашивать в разные цвета витрины на потребу аудитории, придумывать новые аттракционы, а старые убирать? Нельзя менять историю просто потому, что сегодня политическая конъюнктура требует этого или формировать ее таким образом, чтобы реализовать свои установки, которые раньше было непозволительно осуществить. Это не музей развлечений, не частная коллекция, не просто просвещение в сферах, интересных широкой аудитории. Это трагическая история мира, которая не должна повториться. Она имеет шанс на то, чтобы не повториться только в одном случае: если уроки фатальных ошибок, через которые прошла в первую очередь Европа, будут знать дети, молодежь, широкая общественность. Вы не имеете права, взяв ножницы и клей, заниматься исторической аппликацией".
Концлагерь Освенцим был крупнейшей фабрикой смерти нацистского режима. 27 января 1945 г. тысячи его узников были освобождены Красной армией. Сегодня польские власти, снедаемые русофобией, хотят насильно вытравить память об этом из умов молодого поколения поляков.
"Сколько бы в Варшаве ни "закрывали", "запрещали" или иначе "ликвидировали" память о подвигах советских героев-освободителей, остановивших бесчеловечную "фабрику смерти" в концлагере Аушвиц, спасших человечество, Европу и Польшу от гитлеровской чумы, эта память будет вечной", – справедливо подытожила М. Захарова.
Историю не замолчать. После закрытия в музее Аушвиц-Биркенау постоянной выставки "Трагедия. Храбрость. Освобождение" московский Музей Победы подготовил мультимедийную выставку "Освенцим. Правда". Пользователи смогут ознакомиться со специальной видеотекой на трех языках — русском, польском и английском, а также увидят фильм оператора Воронцова об освобождении Освенцима.
Вот лишь несколько кадров, представленных этим интернет-проектом.
* * *
Решение о закрытии в Освенциме российской экспозиции стоит в одном ряду с политикой уничтожения в Польше памятников советским воинам. Задумываются ли те, кто совершает сие подлое дело, что если бы не советский солдат, они бы не жили сегодня на свете?
Варшава настаивает на том, что приход Красной армии стал для Польши сменой немецкой оккупации на советскую. Утверждать так может лишь тот, кто предпочел бы превратиться при нацистах в кусок мыла или дамскую сумочку из человеческой кожи.
Однако неужели Красная армия в Польше была оккупантом? Не сочтите за цинизм, но напрашиваются и другие вопросы: почему же с её приходом в стране были уничтожены все гитлеровские концлагеря? Почему не оставили парочку в рабочем состоянии для уничтожения поляков? Оккупанты же, а оккупантам положено истреблять местное население.
А вот и еще вопрос: почему в армию Польской Народной Республики поставлялась советская техника? Где это видано, чтобы оккупанты вооружали современной техникой тех, кого они оккупировали?
Миф о советской оккупации выдуман Варшавой для того, чтобы оправдать польский натиск на восток. У гитлеровской Германии был дранг нах остен (Drang nach Osten), у Польши есть "парче на всхуд" (parcie na Wschód). Идеологический антураж разный, геополитический смысл один и тот же - подчинить православных славян своей воле. Варшавские пропагандисты понимают: если поляки признают вклад Красной армии в освобождение их родины от нацизма, то узы исторической благодарности не позволят Польше так нагло орудовать против интересов России в Белоруссии и на Украине.
Война с мёртвыми русскими - явление исключительно польское. Случаются факты осквернения советских и российских памятников и в других странах, но только в Польше, да еще, пожалуй, в Прибалтике это дело поставлено на фабричный поток. В этом психологическая незрелость поляков как народа, на что указывают даже некоторые из польских авторов.
Попытки польских деятелей оправдать вандализм ссылками на какие-то исключительно жуткие страдания, которые будто бы принесли Польше советские солдаты, выглядят неуклюже. Под игом Третьего рейха поляки страдали куда больше, чем многие другие страны, да и история этих многих не менее кровава, чем история Польши, но никто в этих странах не взвешивает на аптечных весах исторические обиды к России и не измеряет их в граммах и миллиграммах.
Красная армия прогнала нацистов не только из Польши, но и из Австрии, Венгрии, Румынии, Словакии, Болгарии, Югославии и т. д. В этих странах акты вандализма происходят гораздо реже. В Австрии и Словакии, напротив, возлагают венки к могилам советских солдат. В процессиях участвуют австрийские и словацкие политики и местные жители. Австрия, Словакия, Румыния, Болгария, Венгрия воевали за Гитлера, но австрийцы, словаки, румыны, болгары, венгры не питают такой ненависти к России и русским, как поляки.
Выходит, что Красная армия несла народам Европы свободу и только поляков подвергала кошмарным пыткам и издевательствам? Звучит идиотски, но этот идиотский пропагандистский звон для польских ушей как сладкая мелодия! Поляки обожают упиваться собственным страдальчеством и расписывать в геометрической прогрессии зверства, будто бы учинённые советскими солдатами в Польше.
Причина не в советской "оккупации", а в самом польском национальном характере со всеми его политико-цивилизационными установками. А они таковы, что Польша использует Россию как социологическое "зеркало". Смотрясь в него, поляки ощущают свою инаковость от русских и отличие своей католической культуры от православной русской культуры. И чем кривее "зеркало", тем психологически здоровее поляки себя чувствуют. Дескать, Россия - это нечто морально безобразное, на её фоне мы, поляки, - благородные рыцари.
Правда, "благородные рыцари" не очень любят вспоминать о своём союзе с Гитлером в 1938 г. и подготовке совместно с фюрером к натиску на Восток. Сталин переиграл спесивую шляхту, и 17 сентября 1939 г. зашел ей в тыл, когда шляхта уже сверкала пятками где-то на румынской границе, а танковые колонны вермахта быстро шли в сторону советских рубежей.
Россказни польских историков о том, как Гитлер и Сталин договорились напасть на беззащитную Польшу, - враньё. Во-первых, Польша не была беззащитной, а вынашивала далеко идущие военные планы. Её участие в разделе Чехословакии тому доказательство. Во-вторых, Сталин ввёл войска в Польшу на 17-й день войны. Если Гитлер и Сталин договорились напасть на поляков одновременно, почему Сталин ждал больше двух недель? Потому и ждал, что не был с Гитлером заодно, а позволил Польше самой проявить мужество в борьбе с захватчиком.
Почти через восемь десятилетий после Великой Победы поляки предпочитают тренировать своё мужество в новой войне - против погибших советских солдат.
Нельзя сказать, что все поляки такие. Есть общество "Курск" во главе с Ежи Тыцем, которое занимается реставрацией надгробий советских захоронений. Есть учрежденное и руководимое Петром Боло-Радке "Польско-российское братство", организующее в Польше бессрочную общенациональную акцию против русофобии. В некоторых городах люди по-прежнему несут цветы к советским могилам. Но подрастает новое поколение поляков, которое выросло в условиях демонтажа советских памятников. Они не знают, что прекрасный древний Краков спасён от уничтожения советскими войсками; что в восстановлении послевоенной Польше полякам тоже помогал советский народ, а не американцы и англичане.
Для гордого польского сознания невыносима мысль, что Польшу спасли от смерти те самые "кривые зеркала", глядясь в которые она считала себя умнее, сильнее, красивее, храбрее. Жизнь показала, что всё наоборот. Брестская крепость, будучи в составе Польши, воевала против немцев меньше двух недель в 1939 г. Войдя в состав СССР, эта крепость сражалась с нацистами несколько месяцев.
Образ Сталина как союзника Гитлера нужен позарез Польше. Как иначе скрыть от широкой общественности соучастие поляков в холокосте? Как не дать выйти на поверхность правде о том, что набранная из польских добровольцев одиозная "синяя полиция" (granatowa policja) вместе с немцами охотилась на евреев? Как объяснить, что больше всего евреев погибли в годы Второй мировой именно в Польше? Как объяснить, что больше всего воевать против гитлеровцев советским партизанам мешали в Польше?
Без мифа о Советском Союзе как союзнике фюрера Польша окажется самой пронацистской славянской страной у границ СССР! Зато если сочинить сказку про союз Сталина с Гитлером, польский коллаборационизм станет незаметным, всё внимание будет отвлечено на «двух диктаторов».
Память о беспримерном подвиге советского солдата портит Варшаве все планы. Буквально мозолит глаза, мешая окончательно навязать обществу мысль, будто СССР и вправду был союзником Германии. Экспозиция в музее Аушвиц-Биркенау фактом своего наличия опровергала этот миф.
Её нужно было убрать под любым предлогом и её убрали. Повод смехотворный - истечение срока действия эксплуатационных договоров между польским и российским музеями. В действительности Варшава намеренно уклонялась от продления договоров потому, что продлевать их не намеревалась. Теперь мы видим почему.
В 1930-х Польша приложила руку к восхождению Гитлера на вершины власти. Сегодня она совершает похожее преступление - убивает память об ужасах гитлеризма.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram