Новое правительство Эстонии, приступившее к работе этим летом, приняло широкомасштабную программу ликвидации советских воинских памятников. Премьер-министр Эстонии Кая Каллас заявила, что этим «символам оккупации», мол, не место на территории государства. Не щадят даже те монументы, которые воздвигнуты над могилами павших солдат – подобные захоронения убирают из центров городов и переносят в глухие места, там, где их смогут посетить как можно меньше людей. Гробокопатели вошли в раж, их не пугает даже недовольство значительной части собственного населения.
Гробокопатели за работой
Некоторые советские монументы в последние дни попросту бесследно «растворились». Так, исчез памятник советским солдатам, находившийся на кладбище Михкли в волости Ляэнеранна (Пярнуский уезд). Исчез и памятник погибшему в Эстонии в 1944 году советскому генерал-майору Павлу Потапову, находившийся в окрестностях города Эльве. 13 июля была вскрыта могила с останками советских воинов, находившаяся в центре города Раквере. «Последнее пристанище умерших должно быть на кладбище, поэтому мы обратились в комиссию по воинским захоронениям. Я рад, что в связи с этим Раквере также будет освобожден от идеологического памятника в городском пространстве», – сказал вице-мэр города Неэме-Яак Паап.
Действительно, городская управа Раквере обратилась в действующую при министерстве обороны комиссию по воинским захоронениям с предложением перезахоронить находящееся в «неположенном месте» воинское захоронение, а также переместить памятник, обозначающий могилу. Комиссия сочла такой шаг «целесообразным», и Минобороны поручило это сделать эстонскому Военному музею, работники которого располагают навыками подобного рода.
Эстонская пресса указывает, что «с перезахоронением павшие освобождаются от служения идеологии и получают на кладбище последнее пристанище». Ничего не скажешь – трогательная «забота» проявлена о погибших, чей вечный покой был так грубо нарушен. Будто гробокопатели сами не служат при этом идеологии, да еще какой – неонацистской.
Характерно, что прессу о начале раскопок и сноса монумента заранее не предупреждали. «Это была сознательная тактика, чтобы всё происходило как можно спокойнее. Конечно, мы заранее советовались и строили планы, за столом переговоров также находились представители военного музея и полиции безопасности. Последние посоветовали не говорить никому ни слова до определенного момента», – рассказал позже Неэме-Яак Паап.
8 августа раскопали могилу советских солдат в городе Пярну и убрали находившийся над ней памятник. Захоронение находилось в местном Старом парке. Останки решили перезахоронить на местном кладбище, и туда же перенесут и сам памятник. Монумент вызывал у местных чиновников возмущение своей «крамольной» надписью: «Павшим за свободу трудового народа 1905, 1917, 1924 и 1941−1944 годов». Мэр Пярну Ромек Козенкраниус сообщил в июне в письме министру культуры, что к горуправе неоднократно обращались частные лица и политические организации. Они, дескать, часто предлагали перенести памятник из парка на кладбище, а также перезахоронить в том же месте останки. «Горуправа Пярну требовала перенести данный мемориал ещё десять лет назад… Это случилось, памятник спокойно перенесли, а останки получат своё законное место в освящённой земле на кладбище Уулу. Городское пространство станет лучше, чище и будет соответствовать нашим желаниям, воле и эпохе», – дополнил вице-мэр Меэлис Кукк.
Было объявлено, что аналогично уберут с людных мест мемориалы, находящиеся в волостях Тюри, Эммасте, Ныо и Вызу. Такую же идею вынашивают и власти города Тарту. Мэр Урмас Клаас и председатель местного горсобрания Тынис Лукас просят министерства обороны и культуры помочь убрать советский военный мемориал, открытый в городском парке Раади в декабре 1975 года. Мемориал обрамляют 24 бетонных надгробия с православными крестами, установленными на газоне. На части стены рядом с памятником есть надписи на русском и эстонском языках о том, что «Тарту помнит и благодарен своим защитникам и освободителям». Для современных эстонских властей такие надписи на памятниках, конечно же, неприемлемы, поскольку «прославляют советский оккупационный режим»
Ненавистная «тридцатьчетвёрка»
Отдельная эпопея связана с советским мемориальным танком Т-34, в 1970 году поставленным на берегу реки Наровы, у дороги между городами Нарва и Нарва-Йыэсуу 9 мая 1970 года. Его поставили на том месте, где советские войска в 1944 году в ходе упорных боев форсировали реку Нарова. Уже несколько поколений нарвитян – а этот регион Эстонии заселен главным образом русскими и русскоязычными жителями – ежегодно возлагают к Т-34 цветы как 9 мая, так и по другим дням. Вообще, это популярное место: остановка у танка для фотосессии – практически обязательная часть свадебной программы в Нарве.
Одно время танк пребывал в неухоженном состоянии, но в 2015 году группа добровольцев зачистила старую краску, загрунтовала и покрасила машину, вернув ей исторический облик. Этот труд нашел в Нарве широкий отклик, работникам помогали многие местные жители и несколько предприятий. Позже участники процесса реставрации создали НКО «Память» и занялись восстановлением других военных памятников под Нарвой. Навещали «тридцатьчетверку» и вандалы, выводившие на броне оскорбительные надписи, но никакого большего вреда нанести бронированной машине они не сумели.
Месяц назад президент Эстонии Алар Карис заявил в эфире радиостанции Vikerraadio, что танк следует либо убрать с его нынешнего места, либо разместить рядом с ним выставку о «продолжающейся на Украине войне, развязанной Россией». Однако мэр Нарвы Катри Райк предложение не поддержала, заявив, что не считает правильным «воевать с памятниками, воевать с историей». В свою очередь, нарвитянин Михаил Паншин предложил провести опрос жителей города на предмет того, должны ли советские памятники оставаться на своих исторических местах. По мнению Паншина, в Нарве необходимо устроить референдум по этому поводу. Он опубликовал соответствующую петицию, которую поддержали свыше 2500 человек. «Я против сноса и переноса памятника. В данное время правительству лучше думать о поддержке своего населения в преддверии осени и зимы, а не раскачивать настроения в обществе еще больше», – пишут нарвитяне под текстом петиции. «Руки прочь от нашей памяти! Перенос памятников – это стирание памяти в подрастающем поколении, эту цель власти и преследуют», – возмущаются люди.
Нарвитяне, обеспокоенные судьбой танка-памятника, начали собираться у него и нести дежурства. Заверениям властей о том, что тайком и под покровом ночи убирать Т-34 не будут, никто не верил. В начале августа по приказу руководства госпредприятия Enefit Power было демонтировано советское мемориальное орудие, которое располагалось рядом с электростанцией в деревне Аувере. По словам главы профсоюза энергетиков Нарвы Андрея Зайцева, работники предприятия были этим чрезвычайно возмущены. «Мне утром позвонили два высших руководителя Enefit Power и сообщили, что на этой неделе монумент будут сносить. Но принялись за это дело сразу после звонка – скажем так, втихаря… Пушку, стоявшую тут много лет в память о сражении во время Второй мировой войны, погрузили на грузовик, который теперь не может выехать, потому что застрял. И тогда на помощь прислали большой гусеничный экскаватор», – рассказал Зайцев прессе. Одним словесным возмущением дело не ограничилось – на следующую ночь кто-то поджёг экскаватор, вывозивший мемориальное орудие. Но руководство Enefit Power не успокоилось и велело демонтировать старую советскую стелу, установленную в память о строителях электростанции…
В Нарву приехали сначала министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс, а потом и премьер Кая Каллас – они постарались внушить нарвитянам, что их протесты не имеют смысла и танк в любом случае уберут. При этом глава Социал-демократической партии Ляэнеметс попытался «подкупить» нарвитян, мол, если они смирятся с демонтажем танка, то он предложит коалиционным партнерам обсудить строительство в Нарве новой больницы, новых жилых домов и компенсацию высоких цен на отопление. Однако как раз эти самые партнеры возмутились: мол, «национальные ценности» не могут быть предметом торга! В конце концов, «прогнулись» и власти Нарвы: мэр Катри Райк объявила о том, что большинство депутатов горсобрания согласны с демонтажем Т-34, хотя и настаивают на том, чтобы этот объект остался в Нарве.
Танк всё же демонтировали
Депутат горсобрания Нарвы Михаил Стальнухин призвал жителей не выходить на улицы жителей для защиты танка – это опасно, поскольку для обеспечения процесса в город пообещали прислать подразделения силовиков. «Это будет спецотряд полиции, возможно, армейский спецназ или другие подразделения. Пожалуйста, на надо (провоцировать полицию. – А.К.). Им для полного удовольствия нужны поломанные кости, лужи крови, а если ещё кто-то и ляжет под случайными пулями – "ну, ваще, прям маленькую войнушку затеяли и победили"», – попросил Стальнухин. В итоге танк демонтировали 16 августа, равно как ещё шесть других находившихся в Нарве памятников, посвящённых советским солдатам. Для того чтобы застраховать себя от волнений горожан, в Нарву стянули значительные силы полиции, блокировавшие подъездные пути к ликвидируемым монументам.
Тем не менее без инцидентов не обошлось: были задержаны восемь человек, призывавших встать на защиту танка. Руководитель местного отделения полиции Индрек Пюви сообщил: «Во вторник были задержаны восемь человек. Семеро из них – нарвские жители. Они уже были нам знакомы, поскольку выделялись различными призывами и нарушениями. Например, размещали военную символику, а во время переноса памятника они активно призывали других к насильственному противостоянию. Один из них угрожал человеку, который причастен к переносу памятника. В настоящее время они находятся в отделении полиции». Впрочем, большинство нарвитян пережили процедуру унижения родного города, сидя по домам. Все понимали, что при попытке отстоять памятники физической силой полицейские церемониться не будут…
Вчера в эстонской Нарве разгорелось самое настоящее танковое «сражение»
Сама процедура демонтажа нарвского танка заняла около трёх часов. Его доставили на территорию военного музея в волости Виймси, правда, там этому не очень-то рады. «Стоило бы на будущее подыскать для этого танка более подходящее место. Поскольку в военном музее в Виймси уже есть один танк Т-34, то этот следует разместить где-то в другом месте. Так было бы разумнее», – сказал глава волости Лаури Хуссаар. В свою очередь, президент Эстонии Алар Карис заявил, что «музей – подходящее место для старого танка», где он, дескать, «станет частью истории и больше не даст нам ссориться». В то же время президент упрекнул горсобрание Нарвы в «нерешительности», ибо окончательное решение о демонтаже танка пришлось принимать не местному муниципалитету, как хотели в Таллине, а самому правительству. Карис также выразил благодарность жителям Нарвы за «сохранение спокойствия» во время переноса танка, за проявленные ими «послушание закону» и «лояльность». Эта похвала прозвучала издёвкой – многие нарвитяне чувствуют себя жестоко униженными. К. Райк заявила, что теперь необходимо предложить горожанам что-то, «что может облегчить их боль».
А тем временем при Госканцелярии Эстонии вовсю действует особая комиссия, цель которой окончательно решить судьбу всех советских памятников, ещё оставшихся в стране. Данная комиссия призвана «организовать устранение из публичного пространства надгробий и памятников с символикой оккупационной власти». В ряде случаев допускается также замена текстов на табличках «идеологически нейтральными». Работа комиссии протекает под покровом тайны. Имена её членов засекречены – известно только, что комиссию возглавляет чиновник по имени Аско Кивинук, ранее работавший в Государственном центре оборонных инвестиций. Со слов Кивинука известно, что в руководимый им орган входят представители разных министерств и ведомств, а их заседания проходят раз в неделю.
Уже в ближайшее время комиссия обещает представить юридический анализ планов демонтажа советских памятников. «Если посмотреть, что случилось в Нарве, где сожгли экскаватор, который помогал демонтажу советской гаубицы, то становится ясно, что секретность здесь вполне обоснованна. Члены комиссии могут подвергнуться угрозам и опасностям, так что эстонское государство должно защитить их и дать им возможность работать спокойно», – подчеркнула министр государственного управления Эстонии Рийна Солман.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram