11 августа МВД России опубликовало проект указа президента, направленный на более строгий отбор участников программы переселения в Россию соотечественников по языковому признаку – владению русским языком. Однако к каким-то заметным изменениям это нововведение, судя по опыту реализации программы, не приведет.
Главное новшество, предлагаемое МВД, – введение нового условия для подачи заявления об участии в программе. Им станет владение заявителем русским языком «на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды». Ранее такое условие отсутствовало. Разработчики программы содействия добровольному переселению соотечественников, утвержденной в 2006 г. и запущенной в следующем, 2007 г. не могли, по-видимому, предположить, что среди соотечественников могут оказаться люди, вообще не владеющие или плохо владеющие русским языком. Однако спустя полтора десятилетия изменение этнического состава участников программы оказалось столь значительным, что в программу пришлось добавлять «языковые» критерии, ранее являвшиеся неактуальными.
Подтвердить знание русского языка потенциальному участнику программы можно будет тремя способами: 1) документом об образовании (не ниже основного общего), полученным на территории бывшего СССР до 1 сентября 1991 г., то есть до его фактического распада, или же на территории России после этой даты; 2) аналогичным документом, полученным в иностранном государстве, где русский язык является государственным; 3) решением о владении русским языком, принятым по результатам собеседования соответствующей комиссией МВД за пределами России или на ее территории. Порядок формирования, работы и состав комиссии будут определяться МВД по согласованию с Министерством просвещения РФ. Освобождаются от необходимости подтверждения владения русским языком граждане Белоруссии, Украины, Молдавии, Казахстана, Донецкой и Луганской народных республик.
Необходимость внесения в программу «языковых» требований связана с резким падением среди ее участников доли русского и славянского населения, сопровождающимся ростом удельного веса выходцев из азиатских стран СНГ и в первую очередь – Средней Азии. Так, по данным за четвертый квартал 2012 г. (в целом за год МВД данных не публикует), среди переселившихся в РФ соотечественников первое место занимал Казахстан (27,8%), за которым следовали Узбекистан (17,9%), Армения (12,9%), Таджикистан (10,6%), Молдавия (10,5%), Украина (8,5%), Киргизия (4,5%) и Азербайджан (3,4%). В совокупности на три среднеазиатские республики – Узбекистан, Таджикистан и Киргизию – приходилось 33% переселенцев, тогда как на западные страны СНГ – Украину и Молдавию – 19%. В составе переселенцев из Казахстана как тогда, так и сегодня преобладают этнические русские.
Спустя десять лет, в первом квартале 2022 г., первое место по числу переселенцев по–прежнему занимал Казахстан, доля которого даже немного выросла (31,9%). При этом Таджикистан переместился с четвертого на второе место и практически догнал РК (30,7%). Доля таджикистанцев среди участников программы выросла втрое, хотя русского населения в республике почти нет, и переселяются в Россию исключительно таджики и узбеки. Третье место заняла Армения, доля которой практически не изменилась (12,8%), а Узбекистан со второго места опустился на четвертое (7,4%). Не изменилась и доля Киргизии (4,6%), зато удельный вес граждан Украины упал в четыре раза (2,3%), а Молдавии – более чем вдвое (4,6%).
В общей сложности доля Узбекистана, Таджикистана и Киргизии за десятилетие выросла с 33 до 42,1%, еще 1,6% переселенцев дала Туркмения. При этом удельный вес граждан Украины и Молдавии среди участников программы упал почти втрое – с 19 до 6,9%. В итоге большую часть переселенцев составили выходцы из среднеазиатских стран СНГ.
Однако реальную этническую картину данные по гражданству переселенцев не отражают. Сведения о национальной принадлежности мигрантов из российской статистики исключены и для выяснения хотя бы приблизительного этнического состава переселенцев приходится пользоваться данными по гражданству. На местах же ситуация с этническим составом участников программы может заметно отличаться. Так, в Калужской области удельный вес славян среди переселенцев, превышавший в первые годы 80%, к 2022 г. снизился до 17%, а большую часть участников программы составили выходцы из Средней Азии и Закавказья. В итоге программа переселения соотечественников стала основным каналом упрощенного получения российского гражданства для выходцев из среднеазиатских республик, которые приезжают в РФ уже не как временные трудовые мигранты, а как ее постоянное население.
В этих условиях предлагаемые МВД «языковые» корректировки программы существенного влияния на поток желающих получить российское гражданство из Таджикистана и других республик Средней Азии не окажут. Прежде всего, потому, что касаются они только лишь заявителя – лица, подающего заявление на участие в программе. Между тем, помимо него, право на переселение в Россию имеют все члены его семьи, круг которых в соответствии с действующей редакцией программы чрезвычайно широк. К ним относятся жена (муж) заявителя, их дети, включая усыновленных и находящихся под опекой, дети жены (мужа), родители заявителя и его супруги, в том числе приёмные, а также их жены (мужья), родные сёстры и братья со своими детьми, бабушки и дедушки, а также внуки со своими супругами. Все они русский язык по условиям программы знать не обязаны, поскольку соответствующие требования в проекте президентского указа предусмотрены лишь для заявителя.
Складывается ощущение, что этот раздел программы писался как будто специально для Таджикистана, где до сих пор фиксируется самый высокий на пространстве бывшего СССР уровень рождаемости и многодетные семьи с 5-6 детьми являются обычным явлением. Помимо этого, в республике сохраняются большие (неразделённые) семьи, где совместно проживают и ведут общее хозяйство несколько поколений родственников, а также более крупные кровнородственные объединения – авлоды (роды), объединяющие несколько таких семей. Получив российское гражданство, члены таких объединений благодаря наличию крепких семейно-родственных связей могут привозить в Россию своих родственников, которые также получают гражданство в упрощенном порядке. Последний предусматривает отсутствие к претендентам требований по непрерывному проживанию на территории России в течение пяти лет со дня получения вида на жительство, подтверждению законного источника средств к существованию, а также знанию русского языка.
Следствием такого порядка стала массовая раздача гражданства выходцам из Средней Азии, которые плохо или же вообще не владеют русским языком. Неудивительно, что многие претенденты на российский паспорт (по некоторым оценкам, более половины) не способны даже прочитать текст присяги. Поскольку же в Россию едет главным образом сельское население с низким уровнем образования, с его адаптацией возникают многочисленные проблемы. Дополнительным барьером является конфессиональный фактор: переселенцы являются мусульманами, а среднеазиатский ислам заметно отличается от российского и является гораздо более традиционным не только по сравнению с поволжским, но и северокавказским. Как результат, в наиболее привлекательных для мигрантов регионах – Москве, Подмосковье, С.-Петербурге, Ленинградской и Калужской областях нарастают конфликты мигрантов с местным населением, свидетельствующие о наступлении миграционного кризиса.
Те «языковые» корректировки, которые предлагается внести в программу переселения соотечественников, негативные тенденции с массовой раздачей российского гражданства выходцам из Средней Азии не изменят. Выходом может стать предоставление статуса переселенца всем взрослым участникам программы только как носителям русского языка, знание которого будет проверяться специальной комиссией МВД. Платное тестирование на знание русского языка следует вообще исключить, так как соответствующий сертификат мигранты гарантированно получат, да вот беда – по-русски говорить, скорее всего, не научатся.
В странах, где доля славянского населения минимальна, масштабы реализации программы вообще имеет смысл резко сократить или же вообще ее прекратить. На получение российского паспорта их граждане смогут претендовать в общем порядке, что сократит их количество. В противном случае черты миграционного кризиса, наметившиеся в России на протяжении 2021-2022 гг., будут лишь усугубляться.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram