В сети можно увидеть ролик, на котором на фоне простирающегося до горизонта ужаса – сожженных и разрушенных домов центра Мариуполя, стоит неповреждённый храм Божий. Сияет купол, как будто из иного мира. Это всё ещё строящийся кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Возведены стены, установлены главки, купола и колокола. Это самый высокий храм Донбасса - 84,3 метра. И купол у него тоже самый большой - 30,4 метра. Все десять колоколов звонницы были отлиты из специального сплава бронзы в Воронеже на колокололитейном заводе имени Анисимова и подобраны по музыкальному ряду. А вот кресты для Свято-Покровского собора были изготовлены на местном «Азовмаше». Вес самого большого креста, расположенного над центральным куполом, около двух тонн, боковых – по 730 килограммов. Кресты покрыты специальным составом, как и облицовка куполов, – нитридом титана под цвет золота. «Азовмаш» изначально был основным благотворителем строительства, которое началось ещё в 2007 году. Но после «евромайдана» в 2015 году финансовое положение предприятия уже не позволило вести дальнейшее финансирование строительства храма. Но оно не прекратилось, только замедлилось и шло на пожертвования православных мариупольцев.
Верхний храм собора будет освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а нижний - в честь святителя Игнатия Мариупольского, Моисея мариупольских греков.
С именем и личностью святителя Игнатия связано основание города Мариуполя. Прибыв в 1771 году из Константинополя в Крым в самый разгар русско-турецкой войны 1768-1774 годов на кафедру местных митрополитов, он столкнулся с угрозой полного уничтожения своей православной паствы от татар Крымского ханства. Святитель Игнатий обратился к императрице Екатерине II с прошением принять крымских христиан, в основном греков, в русское подданство и дать им землю для поселения. Согласие было получено, и на Пасху 1778 года греки Пантикапеи, Феодосии и Херсонеса начали готовиться к исходу из мусульманского пленения.
5 августа 1780 года митрополит Игнатий вместе с духовенством и переселенцами в количестве трёх тысяч человек прибыли к определённому Высочайшим указом месту, где и был основан Мариуполь – город Божией Матери. Если переводить с греческого языка – город Марии. Поэтому и называют святителя Игнатия Моисеем мариупольских греков.
Мариупольская икона Пресвятой Богородицы
С собой православные переселенцы принесли чудотворный список иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия – Путеводительница, которая сегодня известна, как Мариупольская. Согласно церковному преданию, святыня явилась пастуху в Бахчисарае. Отсюда её первое имя – Бахчисарайская. В Мариуполе образ разместили в специально построенной для него церкви Успения Пресвятой Богородицы. С заступничеством Богоматери, в частности, связывали спасение города в 1855 году, во время нападения англо-французской эскадры в Крымскую войну. В 1935 году Успенская церковь Мариуполя была взорвана, а икона утрачена. Однако в Свято-Николаевском кафедральном соборе и Свято-Троицком храме сохранились её списки. Традиция почитания Пресвятой Девы в чудотворном образе Её Мариупольском была восстановлена только в 2019 году. Тогда же установлена дата праздника – 10 августа.
В нынешнем году в этот день в чудом уцелевшем от варварских обстрелов украинских неонацистов кафедральном соборе Мариуполя состоялось соборное богослужение с участием всех архиереев Донецкой епархии. Божественную литургию возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, впервые за долгие годы. Ему сослужили митрополит Горловский и Славянский Митрофан, архиепископ Макеевский Варнава, епископ Новоазовский Варсонофий, епископ Волновахский Амвросий, викарии Донецкой епархии и почти 200 священников Донецкой и Горловской епархий.
Храм был заполнен богомольцами так, что казалось, что весь город собрался под сводами собора. Сотни людей. А может, и тысяча. В основном это женщины разных возрастов. И не потому, что обычно женщин в православных храмах больше, а потому, что мужчины сегодня на фронте. Они освобождают свою землю от фашистов.
За богослужением, конечно же, поминали Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, как и митрополита Киевского Онуфрия. Ведь Донецкая и Горловская епархии не приняли решения Поместного собора, состоявшегося 27 мая нынешнего года в Феофании – пригороде Киева. Напомним, на этом собрании было принято решение об уходе Украинской православной церкви (УПЦ) из Московского патриархата. В Донецке, Горловке, Славянске, Волновахе и других городах фронтового Донбасса к киевским политическим выкрутасам на церковной почве отнеслись великодушно. Оставили всё так, как было до 27 мая 2022 года.
Отметим, что официальные ресурсы УПЦ обошли молчанием соборное торжество в честь Мариупольской иконы Пресвятой Богородицы. Ведь УПЦ теперь официально поддерживает украинскую армию и украинский народ. Конечно же, Мариуполь в это прокрустово ложе не вмещается. Как и весь Донбасс, да и юго-восток бывшей Украины…
Но вернёмся к богослужению в честь Мариупольского образа Пресвятой Богородицы. Сугубые молитвы об упокоении всех убитых в Мариуполе – это самая пронзительная его часть. В соборе царила абсолютная тишина. Она была переполнена горем. Уровень горя таков, что оно ощущалось физически, до слёз. Обычно говорят, что боль утраты коснулась каждого присутствующего за богослужением. Но разве можно этими словами выразить то, что пережили жители Мариуполя? Где найти подходящие слова? И есть ли они вообще? Каждый потерял кого-то близкого, родного. Люди лишились жилья, имущества, средств существования. Элементарных гигиенических условий. Можно заметить, что среди богомольцев нет людей плотного телосложения, они истощены физически. И, конечно же, психологически. Трудно понять, как жители Мариуполя выдержали всё то, что в их город принесла Украина. А это, если коротко и ёмко, – террор.
Сугубые молитвы об упокоении…
Совсем не случайно украинские неонацисты с каким-то инфернальным остервенением стремились уничтожить город, названный во имя Божией Матери. Но враг рода человеческого и на этот раз посрамлен силой православной веры. И русского оружия.
Праздник в честь Пресвятой Богородицы, покровительницы Мариуполя, был жизненно необходим Её измученным детям. Сегодня беда уже позади, она уже почти прошла. Как и сказал, в частности, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион: «Господь собрал нас сегодня, позволил нам собраться под Покровом Божией Матери в праздник Путеводительницы - Её святаго образа, который в древние времена был принесён сюда святителем Игнатием, митрополитом Мариупольским. Когда-то греки пришли из Крыма с этим святым образом. Божия Матерь была покровительницей и путеводительницей православного народа греков. С того времени эта икона почитается здесь, в Мариуполе - в городе, который отдан под покров Пресвятой Богородицы. Сегодня торжество велие здесь совершается собором архиереев и духовенства в честь Пресвятой Богородицы. Я верю и знаю, что Она нас не оставила. Она Мариуполь покрывает святым Своим омофором. Все те беды и несчастья, которые вы пережили, пройдут, и Матерь Божия утрёт ваши слёзы и утешит каждого, кто был искушён или испытан в это время».
Что пережили эти люди – трудно даже представить
Митрополит Горловский и Славянский Митрофан, архиерей епархии, находящейся сегодня на линии фронта, также обратился к мариупольцам со словами, которые имеют особый смысл: «Христианин - это тот человек, который, даже находясь в скорби, страданиях и лишениях, не позволяет себе переставать быть человеком. Когда все унывают, отчаиваются, проклинают друг друга и даже Бога и ропщут на Него, христианин - это человек, который с доверием воспринимает всё, что Господь посылает ему Своим Промыслом, и принимает это, как Дева Мария, Которая когда-то сказала: «Се, Раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38). Христианин - это человек, который, когда люди борются за ресурсы, за выживание, отбрасывая всякую культуру и воспитание, интерес ближнего ставит выше своего собственного, который борется не за то, чтобы выжить любой ценой, а за то, чтобы остаться человеком и, несмотря на самые трудные обстоятельства, помогать другим людям». Владыка Митрофан не понаслышке знает, о чём говорит…
10 августа нынешнего, военного года в кафедральном соборе Мариуполя собрались самые настоящие православные христиане. Праздничное богослужение в храме, уцелевшем среди руин центральной части города – это свидетельство возрождения Мариуполя, города, который хотели убить украинские неонацисты. Вместе с жителями. Ведь они только это и могут – убивать и калечить всех, кто не согласен с их идеологией человеконенавистничества и агрессивного украинства. А это и есть фашизм. И снова его гонит и побеждает многонациональный русский солдат.
После Божественной литургии было совершено всеобщее славление Божией Матери перед Её чудотворным образом. Тропарь и кондак традиционно поют хор и священники. Но и все собравшиеся тоже, не устами, так сердцем:
«К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы».
«Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя».
По окончании торжеств все богомольцы смогли приложиться к чудотворному образу Пресвятой Богородицы и испросить у Неё помощи в восстановлении города и нормальной жизни. И, конечно же, надежды на то, что теперь всё будет хорошо. Обязательно будет. Даже ещё лучше.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram