Автопроизводство в Российской Федерации пострадало от масштабных санкций Запада больше других отраслей. С началом действия ограничений, как отметил Росстат, за первое полугодие Россия снизила производство машин на 47,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Причиной такого явления в большинстве случаев стали серьёзные перебои в поставках комплектующих. Нехватка компонентов вынудила многих российских автопроизводителей приостановить или замедлить выпуск машин. Так, на АвтоВАЗе ввиду «продолжающегося кризиса в поставках электронных компонентов» с начала апреля по середину августа был корпоративный отпуск.
Сейчас более или менее стабильно работают «Автотор» (завод в Калининграде по сборке моделей Kia и Hyundai), Nissan, Haval, группы ГАЗ, УАЗ, «Мазда Соллерс» и Isuzu. Суммарно автозаводы РФ могут выпускать примерно 2,7 млн автомобилей в год.
Проблемы на себе ощутил даже КамАЗ, которому Минпромторг одобрил субсидию на выпуск нового самосвала, оснащённого кабиной из линейки К5 (на базе кабины Daimler). Американские комплектующие сейчас заводу недоступны, а значит, он не сможет в срок собрать эти машины (их всего должно было быть 300). Чиновники подчеркнули, что планы сдвигаются на 2023 год, поскольку производство пострадало от санкций. На КамАЗе пообещали заменить комплектующие на доступные для линейки К5 и отметили, что всё же успели собрать более 100 заявленных самосвалов. Тем не менее автомобильный мастодонт также снижает обороты производства.
«Отвёртка» производство не заменит
Санкционный кризис чувствительно отразился на отечественных автомобилестроителях потому, что страна слишком увлеклась организацией сборочного цикла, а не производством комплектующих. Хорошо отражает нынешний уровень развития базы автокомпонентов в РФ постановление правительства, которое допускает выпуск упрощенных автомобилей с моторами Eвро-2, без ABS, ESP и подушек безопасности.
Экспертный мир отметил, что вопросом производства автокомпонентов в России озаботились лишь в 2018-2019 годах, обозначив стратегию развития подобного насыщения рынка своими деталями и агрегатами.
Как отметил партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто, Россия слишком интегрировалась в мировую автомобильную промышленность, которая сейчас является самой кооперированной системой в мире. «На протяжении последних 20 лет российские власти делали всё возможное, чтобы привлечь в нашу страну автопроизводителей. Это было, безусловно, правильное решение, которое позволило наладить в нашей стране выпуск современных моделей. Однако международная ситуация изменилась, и отлаженная схема начала давать сбои», − подчёркивает специалист.
Примером недостатка в комплектующих может служить жалоба российских производителей автомобильных аккумуляторов. Они обратились к бизнес-омбудсмену Борису Титову с жалобой на проблемы с ввозом в страну критически важного оборудования − сепараторов. «Таможенная пошлина на сепараторы для АКБ, которые есть только за границей, возлагает на отечественные заводы дополнительную финансовую нагрузку в сложных экономических условиях», − значится в обращении представителей отрасли. Проблема может привести к значительному подорожанию аккумуляторов.
От санкций подальше, или исход в Казахстан
Чтобы не страдать от отсутствия условий производства, российские автопроизводители всё чаще прибегают к переносу мощностей в Казахстан. Об этом рассказал глава зарубежного представительства казахстанской государственной экспортно-страховой компании KazakhExport Александр Цыганков. Причём специалист подчеркнул, что релокация стала популярной гораздо раньше введённых санкций против РФ. Хотя он не стал конкретизировать названия предприятий, готовых прийти под эгиду Нур-Султана. «Ряд институтов развития Республики Казахстан, в частности KazakhExport, адаптирует свои инструменты под меняющиеся реалии. Включаются и финансовые возможности государственного регулирования путем оказания содействия казахстанским предприятиям по выходу на внешние рынки, если мы говорим про Российскую Федерацию», − уточнил эксперт. Цыганков заверил, что бизнес стран-соседок и стран-союзниц по ЕАЭС заинтересован в сотрудничестве.
Среди самых заметных «переселенцев» значится компания по производству тяжёлых мотоциклов с коляской Ural Motorcycles. О переезде промышленных площадок в Казахстан рассказал в видеосюжете, опубликованном на официальном YouTube-канале фирмы, ее генеральный директор Илья Хаит. Руководитель обосновал принятое решение дефицитом ряда комплектующих, импорт которых запрещён санкциями, а также запретом на импорт российской техники. Ведь основные импортёры мотоциклов Ural проживают в западных странах, в том числе в США.
Сборочную площадку Ural Motorcycles устроили в казахстанском Петропавловске, расположенном в 600 км от Ирбита (Свердловская область), здесь мотоциклы выпускали изначально. Отмечается, что на Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ) работа продолжится – здесь будут изготавливать рамы и элементы корпуса для мотоциклов.
Работает успешно и построенный в 2020 году на территории Костаная завод по производству чугунного литья для деталей грузовой техники КамАЗ. Вначале лета удачно прошла первая продажа магистрального седельного тягача КАМАЗ-54901 в РК. На сайте филиала российского автогиганта сказано, что грузовик приобрела компания по производству строительных смесей.
Казахстан удачно адаптирует российские компании
Российские компании привлекают в Казахстане хорошие условия адаптации. Ещё в начале лета глава республики Касым-Жомарт Токаев дал поручение Кабинету министров организовать благоприятную почву в РК для крупных зарубежных компаний, ушедших с рынка РФ. На Евразийском экономическом форуме в мае лидер республики подтвердил, что перебираются в страну и российские компании, им Нур-Султан создаёт «режим наибольшего благоприятствования» по всем вопросам.
Согласно информации Бюро национальной статистики Казахстана, с марта по июль текущего года в страну прибыли более двух тысяч компаний с российскими собственниками (45% из них − в Алматы и 35% − в Нур-Султане). Это количество на 20% больше прибывших в соответствующий период прошлого года. Отмечается, что официальные статданные не отражают реальных масштабов релокации. Мало того что из России перебрались иностранные и отечественные фирмы, так ещё произошло расширение уже существующих офисов. Речь идёт не только о машиностроении, но автостроители составляют большую часть прибывших.
Благоприятствует перемещению российских фирм и лояльное отношение к россиянам местных жителей. Опрос социологической компании Demoscope показал, что 59% граждан страны положительно смотрят на приток деловых российских кругов. И только 18% прогнозируют риски для межнациональных отношений и экономического благосостояния республики.
Чужие плюсы и собственные минусы
Если говорить о выгоде Нур-Султана, то за первое полугодие 2022-го Казахстан произвёл более 51,5 тыс. единиц техники всех типов, что на 30,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ). В рост пошло производство легковушек, зато некоторый затор с грузовиками, что объясняется обнулением в РК утилизационного сбора на седельные тягачи.
В свою очередь, российская сторона не может разделить оптимизм от этого успеха. Например, в апреле был выставлен на продажу за долги завод, на котором выпускали легковушки Lada в Казахстане, эта совместная сборочная площадка не преуспела. Получилось своеобразное продолжение прошлогодней ситуации с конкуренцией в автомобилестроении между РФ и РК, о которой «Ритм Евразии» уже сообщал.
Нет большой заинтересованности казахской стороны и в использовании системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Согласно решению Евразийской экономической комиссии от 5 апреля, Казахстан до 31 декабря 2025 года отменяет обязательное требование по оснащению автомашин «устройством вызова экстренных оперативных служб». Собственно, в России это и называется системой «ЭРА-ГЛОНАСС», а в республике на её основе разработана собственная версия ЭВАК. Но даже в собственном исполнении система не устраивает автовладельцев, грузовиков и легковых авто.
Есть и иные причины, не позволяющие автомобилестроителям Казахстана сильно радоваться ситуативным успехам. Из России в РК шёл импортом не только поток готовых машин, но и комплектующие для легковых автомобилей марок Lada, Kia, Hyundai, Renault, также лёгких коммерческих и коммерческих автомобилей марок GAZ, KAMAZ, URAL. В текущий момент даже самые сильные аналитики не берутся прогнозировать, насколько тяжёлым окажется урон казахскому авторынку из-за ситуации в России.
Пока что проблемы Нур-Султана растут с такой же скоростью, как и успехи. Например, в связи с вывозом новых автомобилей в Россию. В российских СМИ появляется всё больше публикаций о том, как купить и привезти автомобиль из Казахстана. В этом россиянам сейчас помогают частные казахстанские перекупщики.
Согласно отчёту ГИБДД, за 2021 год автомобильный парк РФ достигает 64 млн автомобилей. Ежегодные продажи новых авто – около 1,5 млн единиц. В то же время казахстанский автопарк составляет всего 4,5 млн авто, из них 1 млн – новые. В сложившихся условиях запас новых автомобилей может быстро «уехать» из РК в РФ.
Осуществление скоординированной политики пока только на бумаге
Ситуация в российской автомобилестроительной отрасли сложная. Но, улучшая её, Россия не может требовать от союзников действовать вразрез с интересами своей экономики. Стоит помнить, что живём мы по правилам рыночной экономики, где каждый участник процесса ищет выгоду.
Вот и России надо извлекать её даже из кризиса. Организовать полный цикл или хотя бы основной производственный процесс внутри государства, а с соседями и партнёрами устанавливать взаимовыгодные кооперативные связи.
Также давно пришло время инициировать в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) проработку мер совместного реагирования на жесточайшие ограничения, которые коллективный Запад применил к России и Белоруссии. Наивно думать, что Запад удовлетворится РФ и РБ, а остальным членам евразийской «пятерки» удастся отсидеться.
По крайней мере, возможность согласовывать экономический курс предусматривает статья 5 раздела II Договора о Евразийском экономическом союзе от 01.10.2019 г. с поправками текущего года: «Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза».
Но даже с учётом подобной взаимосвязи стран-участниц ЕАЭС нельзя сказать, что соблюдающий санкции Запада Казахстан нарушает правила евразийского пространства. Потому что ЕАЭС формировался в соответствии с нормами, правилами и принципами Всемирной торговой организации. То есть в рамках мировой экономической модели, которая сейчас работает против Российской Федерации.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram