Дружбу проверяет кризис, или Как модель ВТО работает против России - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 23.11.2024 |

Дружбу проверяет кризис, или Как модель ВТО работает против России

Автопроизводство в Российской Федерации пострадало от масштабных санкций Запада больше других отраслей. С началом действия ограничений, как отметил Росстат, за первое полугодие Россия снизила производство машин на 47,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Причиной такого явления в большинстве случаев стали серьёзные перебои в поставках комплектующих. Нехватка компонентов вынудила многих российских автопроизводителей приостановить или замедлить выпуск машин. Так, на АвтоВАЗе ввиду «продолжающегося кризиса в поставках электронных компонентов» с начала апреля по середину августа был корпоративный отпуск.

Сейчас более или менее стабильно работают «Автотор» (завод в Калининграде по сборке моделей Kia и Hyundai), Nissan, Haval, группы ГАЗ, УАЗ, «Мазда Соллерс» и Isuzu. Суммарно автозаводы РФ могут выпускать примерно 2,7 млн автомобилей в год.

Проблемы на себе ощутил даже КамАЗ, которому Минпромторг одобрил субсидию на выпуск нового самосвала, оснащённого кабиной из линейки К5 (на базе кабины Daimler). Американские комплектующие сейчас заводу недоступны, а значит, он не сможет в срок собрать эти машины (их всего должно было быть 300). Чиновники подчеркнули, что планы сдвигаются на 2023 год, поскольку производство пострадало от санкций. На КамАЗе пообещали заменить комплектующие на доступные для линейки К5 и отметили, что всё же успели собрать более 100 заявленных самосвалов. Тем не менее автомобильный мастодонт также снижает обороты производства.

«Отвёртка» производство не заменит

Санкционный кризис чувствительно отразился на отечественных автомобилестроителях потому, что страна слишком увлеклась организацией сборочного цикла, а не производством комплектующих. Хорошо отражает нынешний уровень развития базы автокомпонентов в РФ постановление правительства, которое допускает выпуск упрощенных автомобилей с моторами Eвро-2, без ABS, ESP и подушек безопасности.

Экспертный мир отметил, что вопросом производства автокомпонентов в России озаботились лишь в 2018-2019 годах, обозначив стратегию развития подобного насыщения рынка своими деталями и агрегатами.

Как отметил партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто, Россия слишком интегрировалась в мировую автомобильную промышленность, которая сейчас является самой кооперированной системой в мире. «На протяжении последних 20 лет российские власти делали всё возможное, чтобы привлечь в нашу страну автопроизводителей. Это было, безусловно, правильное решение, которое позволило наладить в нашей стране выпуск современных моделей. Однако международная ситуация изменилась, и отлаженная схема начала давать сбои», − подчёркивает специалист.

Примером недостатка в комплектующих может служить жалоба российских производителей автомобильных аккумуляторов. Они обратились к бизнес-омбудсмену Борису Титову с жалобой на проблемы с ввозом в страну критически важного оборудования − сепараторов. «Таможенная пошлина на сепараторы для АКБ, которые есть только за границей, возлагает на отечественные заводы дополнительную финансовую нагрузку в сложных экономических условиях», − значится в обращении представителей отрасли. Проблема может привести к значительному подорожанию аккумуляторов.

От санкций подальше, или исход в Казахстан

Чтобы не страдать от отсутствия условий производства, российские автопроизводители всё чаще прибегают к переносу мощностей в Казахстан. Об этом рассказал глава зарубежного представительства казахстанской государственной экспортно-страховой компании KazakhExport Александр Цыганков. Причём специалист подчеркнул, что релокация стала популярной гораздо раньше введённых санкций против РФ. Хотя он не стал конкретизировать названия предприятий, готовых прийти под эгиду Нур-Султана. «Ряд институтов развития Республики Казахстан, в частности KazakhExport, адаптирует свои инструменты под меняющиеся реалии. Включаются и финансовые возможности государственного регулирования путем оказания содействия казахстанским предприятиям по выходу на внешние рынки, если мы говорим про Российскую Федерацию», − уточнил эксперт. Цыганков заверил, что бизнес стран-соседок и стран-союзниц по ЕАЭС заинтересован в сотрудничестве.

Среди самых заметных «переселенцев» значится компания по производству тяжёлых мотоциклов с коляской Ural Motorcycles. О переезде промышленных площадок в Казахстан рассказал в видеосюжете, опубликованном на официальном YouTube-канале фирмы, ее генеральный директор Илья Хаит. Руководитель обосновал принятое решение дефицитом ряда комплектующих, импорт которых запрещён санкциями, а также запретом на импорт российской техники. Ведь основные импортёры мотоциклов Ural проживают в западных странах, в том числе в США.

Сборочную площадку Ural Motorcycles устроили в казахстанском Петропавловске, расположенном в 600 км от Ирбита (Свердловская область), здесь мотоциклы выпускали изначально. Отмечается, что на Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ) работа продолжится – здесь будут изготавливать рамы и элементы корпуса для мотоциклов.

Работает успешно и построенный в 2020 году на территории Костаная завод по производству чугунного литья для деталей грузовой техники КамАЗ. Вначале лета удачно прошла первая продажа магистрального седельного тягача КАМАЗ-54901 в РК. На сайте филиала российского автогиганта сказано, что грузовик приобрела компания по производству строительных смесей.

Казахстан удачно адаптирует российские компании

Российские компании привлекают в Казахстане хорошие условия адаптации. Ещё в начале лета глава республики Касым-Жомарт Токаев дал поручение Кабинету министров организовать благоприятную почву в РК для крупных зарубежных компаний, ушедших с рынка РФ. На Евразийском экономическом форуме в мае лидер республики подтвердил, что перебираются в страну и российские компании, им Нур-Султан создаёт «режим наибольшего благоприятствования» по всем вопросам.

Согласно информации Бюро национальной статистики Казахстана, с марта по июль текущего года в страну прибыли более двух тысяч компаний с российскими собственниками (45% из них − в Алматы и 35% − в Нур-Султане). Это количество на 20% больше прибывших в соответствующий период прошлого года. Отмечается, что официальные статданные не отражают реальных масштабов релокации. Мало того что из России перебрались иностранные и отечественные фирмы, так ещё произошло расширение уже существующих офисов. Речь идёт не только о машиностроении, но автостроители составляют большую часть прибывших.

Благоприятствует перемещению российских фирм и лояльное отношение к россиянам местных жителей. Опрос социологической компании Demoscope показал, что 59% граждан страны положительно смотрят на приток деловых российских кругов. И только 18% прогнозируют риски для межнациональных отношений и экономического благосостояния республики.

Чужие плюсы и собственные минусы

Если говорить о выгоде Нур-Султана, то за первое полугодие 2022-го Казахстан произвёл более 51,5 тыс. единиц техники всех типов, что на 30,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ). В рост пошло производство легковушек, зато некоторый затор с грузовиками, что объясняется обнулением в РК утилизационного сбора на седельные тягачи.

В свою очередь, российская сторона не может разделить оптимизм от этого успеха. Например, в апреле был выставлен на продажу за долги завод, на котором выпускали легковушки Lada в Казахстане, эта совместная сборочная площадка не преуспела. Получилось своеобразное продолжение прошлогодней ситуации с конкуренцией в автомобилестроении между РФ и РК, о которой «Ритм Евразии» уже сообщал.

Нет большой заинтересованности казахской стороны и в использовании системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Согласно решению Евразийской экономической комиссии от 5 апреля, Казахстан до 31 декабря 2025 года отменяет обязательное требование по оснащению автомашин «устройством вызова экстренных оперативных служб». Собственно, в России это и называется системой «ЭРА-ГЛОНАСС», а в республике на её основе разработана собственная версия ЭВАК. Но даже в собственном исполнении система не устраивает автовладельцев, грузовиков и легковых авто.

Есть и иные причины, не позволяющие автомобилестроителям Казахстана сильно радоваться ситуативным успехам. Из России в РК шёл импортом не только поток готовых машин, но и комплектующие для легковых автомобилей марок Lada, Kia, Hyundai, Renault, также лёгких коммерческих и коммерческих автомобилей марок GAZ, KAMAZ, URAL. В текущий момент даже самые сильные аналитики не берутся прогнозировать, насколько тяжёлым окажется урон казахскому авторынку из-за ситуации в России.

Пока что проблемы Нур-Султана растут с такой же скоростью, как и успехи. Например, в связи с вывозом новых автомобилей в Россию. В российских СМИ появляется всё больше публикаций о том, как купить и привезти автомобиль из Казахстана. В этом россиянам сейчас помогают частные казахстанские перекупщики.

Согласно отчёту ГИБДД, за 2021 год автомобильный парк РФ достигает 64 млн автомобилей. Ежегодные продажи новых авто – около 1,5 млн единиц. В то же время казахстанский автопарк составляет всего 4,5 млн авто, из них 1 млн – новые. В сложившихся условиях запас новых автомобилей может быстро «уехать» из РК в РФ.

Осуществление скоординированной политики пока только на бумаге

Ситуация в российской автомобилестроительной отрасли сложная. Но, улучшая её, Россия не может требовать от союзников действовать вразрез с интересами своей экономики. Стоит помнить, что живём мы по правилам рыночной экономики, где каждый участник процесса ищет выгоду.

Вот и России надо извлекать её даже из кризиса. Организовать полный цикл или хотя бы основной производственный процесс внутри государства, а с соседями и партнёрами устанавливать взаимовыгодные кооперативные связи.

Также давно пришло время инициировать в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) проработку мер совместного реагирования на жесточайшие ограничения, которые коллективный Запад применил к России и Белоруссии. Наивно думать, что Запад удовлетворится РФ и РБ, а остальным членам евразийской «пятерки» удастся отсидеться.

По крайней мере, возможность согласовывать экономический курс предусматривает статья 5 раздела II Договора о Евразийском экономическом союзе от 01.10.2019 г. с поправками текущего года: «Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза».

Но даже с учётом подобной взаимосвязи стран-участниц ЕАЭС нельзя сказать, что соблюдающий санкции Запада Казахстан нарушает правила евразийского пространства. Потому что ЕАЭС формировался в соответствии с нормами, правилами и принципами Всемирной торговой организации. То есть в рамках мировой экономической модели, которая сейчас работает против Российской Федерации.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1963
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика