24 августа в Ташкенте прошло совещание министров обороны стран Шанхайской организации сотрудничества. В нем приняли участие военные делегации Узбекистана, России, Индии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Пакистана, Таджикистана и Беларуси как страны-наблюдателя при ШОС. В онлайн-формате участвовал министр обороны Китая, а среди почётных гостей совещания в зале заседания находились секретарь Совета безопасности при президенте Узбекистана, генсек ШОС, директор Исполнительного комитета региональной антитеррористической структуры ШОС и министр обороны Беларуси. Совещание предваряло намеченный на сентябрь саммит Шанхайской организации сотрудничества.
Противодействие внешней дестабилизации
Главным на совещания были вопросы международной и региональной безопасности. Руководство военных ведомств стран, входящих в ШОС, определяло перспективные задачи по укреплению сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Помимо этого, обсуждались перспективы военно-технического сотрудничества и пути консолидации усилий для адекватного реагирования на новые вызовы. Были рассмотрены вопросы укрепления добрососедства между государствами-членами ШОС, расширения сотрудничества в сфере безопасности, наращивание взаимодействия ШОС с другими региональными партнёрскими организациями.
По словам российского министра обороны Сергея Шойгу, в последнее время роль ШОС в обеспечении международной безопасности выросла не только в регионе, где расположены страны-члены организации, но и в мире в целом, поскольку обостряются угрозы, не утихают локальные кризисы, появляются новые серьёзные вызовы. При этом С. Шойгу назвал ШОС «образцом межгосударственных отношений, основанных на равноправии и взаимоуважении, гарантом соблюдения международного права» и даже «новым центром силы».
Соединённые Штаты Америки и коллективный Запад, стремясь сохранить глобальное доминирование, оказывают беспрецедентное давление на независимые государства. С этой целью используются неприкрытый шантаж, угрозы, цветные революции и государственные перевороты, распространяется грубая дезинформация. В результате конфронтационных действий Запада и вводимых им санкций ухудшается ситуация в мировой экономике, рушатся коммуникации, искусственно создаётся продовольственный кризис, заявил министр обороны РФ.
Соединёнными Штатами Америки, пытающимися сохранить собственную глобальную гегемонию, предпринимаются попытки расколоть сложившуюся в Юго-Восточной Азии архитектуру безопасности. Регион очень непростой, в нём наблюдается комплекс сложных межгосударственных противоречий, существуют и формируются вновь очаги напряжённости с трудно прогнозируемыми сценариям развития событий. И чтобы «взорвать» его, в дополнение к уже имеющимся линиям противостояния создаются военно-политические блоки. Например, КВАД (QUAD) и АУКУС (AUKUS), которые позиционируются Вашингтоном как «формирование единого фронта для сдерживания Китая». Не прекращаются попытки «подогревать» территориальные споры в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, а также целенаправленно обострить «проблему Тайваня».
Угрозы не только для России
Разумеется, не осталась без внимания специальная военная операция на Украине, на которой подробно остановился С. Шойгу. Он указал на то, что страны НАТО проигнорировали принципиальные для российской стороны вопросы о своём нерасширении на Восток, неразмещении ударных вооружений и отказе от военной деятельности у границ РФ. В их планах Украина, отказавшаяся исполнять Минские соглашения, стала инструментом гибридной войны против России. Реальная угроза со стороны Киева жителям Донбасса, а впоследствии и Российской Федерации нарастала, поэтому проводить спецоперацию было необходимо.
Подтвердили необходимость проведения СВО и озвученные Шойгу факты, выявившиеся уже в ходе боевых действий: в рамках реализации американской военно-биологической программы в биолабораториях на украинской территории разрабатывались компоненты биологического оружия, тестировались методики дестабилизации эпидемиологической обстановки, шёл сбор и вывоз в США штаммов опасных микроорганизмов. «Особо хочу отметить вскрытые в ходе специальной операции факты реализации на Украине американской военно-биологической программы. Обнародованные нами документы подтверждают, что Пентагон финансировал более 30 украинских биолабораторий. Исследования повышенной опасности проводились тайно, при участии и под руководством специалистов из США. Такие действия несут прямую угрозу странам ШОС», – заявил министр обороны РФ.
В целом же конфликт на Украине использован США и их союзниками в качестве предлога для развязывания экономической и информационной войны против РФ. Это попытка истощить Россию как конкурента и предостеречь другие страны от проведения независимой внешней политики.
Украина использует тактику террористов
Спецоперация проходит в соответствии с намеченными планами, и все её задачи будут выполнены. Вооружённый силы Российской Федерации сознательно замедлили темпы наступления, чтобы минимизировать жертвы среди мирного населения. При этом используется высокоточное оружие, применяемое исключительно по объектам военной инфраструктуры ВСУ: пунктам управления, аэродромам, складам, укрепрайонам, объектам военно-промышленного комплекса.
Украинская же сторона применяет тактику выжженной земли, и её военные действуют как террористы, прикрываясь мирным населением, жилыми застройками, школами, больницами, детскими садами. «Целенаправленно обстреливают и дистанционно минируют противопехотными минами «Лепесток» населённые пункты с явной целью нанесения как можно большего ущерба гражданским лицам и инфраструктуре», – рассказал российский министр. В распоряжении Минобороны РФ есть доказательства нарушений Украиной международных норм обращения с военнопленными. В отличие от них, Россия строго соблюдает нормы гуманитарного права.
При этом поставки вооружений Украине со стороны США и их союзников множат число человеческих жертв, затягивают военный конфликт на территории этой страны. С. Шойгу отметил, что большое количество солдат Украины добровольно складывают оружие, зная о гуманном отношении российской стороны к военнопленным. Но нередки и случаи расстрела украинской стороной собственных бойцов: таким способом киевский режим, опасаясь разоблачающей информации, запугивает желающих сдаться в плен. Удар ВСУ по СИЗО в Еленовке, где содержались украинские военнопленные, – один из таких примеров.
Не Украиной единой
На фоне освещения министром обороны РФ специальной военной операции на Украине многие обозреватели опустили иные важные вопросы, которых коснулись участники совещания. В частности, ситуации вокруг Афганистана. Объявлено, что на фоне происходящего в этой стране Россия повышает боеготовность своих баз в Таджикистане и Киргизии, а также других сил реагирования на кризисные ситуации. Напомним, что в июне в Москве прошла первая встреча глав оборонных ведомств стран Центральной Азии и России, в ходе которой рассматривалась обстановка на афганском направлении и пути её стабилизации.
Также прозвучала информация о том, что в следующем году на территории России пройдут совместные антитеррористические учения стран Шанхайской организации сотрудничества серии «Мирная миссия». А в качестве российской инициативы было предложено в декабре этого года обсудить проблемы коалиционной безопасности уже в расширенном составе. «16 августа состоялась Десятая Московская конференция по международной безопасности, в ходе которой был проведён детальный анализ ситуации в этой сфере. Предлагаю продолжить обсуждение обозначенных проблем и провести в Москве в декабре этого года совместную встречу министров обороны государств-членов ШОС, участников СНГ, а также других дружественных стран», - обратился С. Шойгу к коллегам.
Российская сторона предложила нарастить боевой потенциал ШОС. В числе приоритетных задач по обеспечению коалиционной безопасности могли бы стать, в частности, «борьба с беспилотными летательными аппаратами, информационная и биологическая безопасность».
Есть потребность также в совершенствовании подготовки войск и практики проведения совместных учений, отработке новых способов противодействия незаконным вооружённым формированиям. Отметив, что поддержание мира и безопасности неизменно остаётся приоритетом ШОС, министр обороны также назвал среди ключевых задач развитие в рамках ШОС механизма обмена информацией в сфере военной безопасности.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram