Санкции стран Запада против России с каждым днем все больше начинают сказываться на тех, кто стал их инициатором. В настоящее время главной проблемой для Евросоюза стала энергетическая сфера, которая начинает разваливаться буквально на глазах. Стоимость газа на спотовых рынках в конце августа достигала рекордных значений более чем в $3 500 за 1 тыс. кубометров, что, как считает большинство экспертов, с приближением отопительного сезона является далеко не пределом.
Несмотря на это, в ЕС продолжают обвинять в происходящем Россию, публично заявляя, что стоящая за «Газпромом» Москва намеренно использует свои энергоносители в качестве оружия против западного мира. При этом никого в Брюсселе не смущает тот факт, что на протяжении последних лет при непосредственном участии США европейские политики сами заявляли о необходимости отказа от российских углеводородов, что сегодня и происходит. Более того, парадоксальным выглядит и то, что, начав против РФ экономическую войну, которая сегодня связывается с планами нанести военное поражение России, Европа продолжает считать, что Москва никак не должна реагировать на происходящее и продолжать снабжать недружественные страны дешевыми нефтью и газом до тех пор, пока они сами не захотят от них отказаться.
В этой связи ситуация с газопроводами «Северный поток» (СП) и «Северный поток-2» (СП-2) является наиболее показательной, так как демонстрирует все лицемерие и двуличность западной политики, на которую в России наконец решили ответить.
Известно, что российский газ в страны ЕС идет по нескольким направлениям, основным из которых является СП. Его проектная мощность составляет 55 млрд кубометров в год, хотя может допускаться транспортировка около 62 млрд. Для сравнения: через трубопроводы «Уренгой–Ужгород», «Прогресс» и «Союз», проходящие по Украине, можно экспортировать около 85 млрд кубометров, «Ямал–Европа» обеспечивает порядка 33 млрд, а «Голубой» и «Турецкий» потоки, идущие через Черное море, – около 47 млрд. Всего Россия экспортирует в ЕС до 200 млрд кубометров газа в год (в 2021 году по трубопроводам было поставлено более 150 млрд кубометров), что составляло в прошлые годы до 40% от общего объема европейского импорта.
С учетом непредсказуемости украинского направления и растущего потребления голубого топлива в ЕС Россия несколько лет назад решила построить еще одну ветку в северном направлении, получившую название «Северный поток-2», с мощностью, как и у СП. Таким образом, Москва изначально предлагала ЕС безопасность в энергетической сфере, несмотря на все проблемы в политических отношениях. С учетом того, что рост экономики большинства стран Евросоюза в прошлые годы базировался именно на дешевых российских энергоносителях, которые поставлялись по долгосрочным контрактам и даже соответствовали европейской зеленой сделке, вплоть до 2021 года оставалась надежда на то, что благоразумие в Европе преодолеет растущую волну русофобии, подогреваемой США. Однако, как показали события еще до начала специальной военной операции (СВО) РФ на Украине, Евросоюз окончательно утратил свою субъектность в плане принятия решений, в которых видят свой интерес в Вашингтоне. Итогом этого стало торможение сертификации СП-2, заявления о необходимости наращивания поставок американского сжиженного газа (СПГ), активные поиски альтернативных поставщиков и пр. После 24 февраля ситуация и вовсе стала напоминать безумие, ставшее причиной приближения энергетической катастрофы, которая может привести не только к серьёзной рецессии в большинстве стран еврозоны, но и социально-политическим потрясениям по всему западному миру.
В настоящее время главные события происходят уже не вокруг СП-2, а первой ветки «Северного потока». При этом официально, как было заявлено в ЕС еще несколько месяцев назад, проект СП-2 был окончательно похоронен событиями на Украине. Правда, «ржавеющая труба» на дне Балтийского моря, как СП-2 любят называть в Варшаве, Киеве или странах Прибалтики, по-прежнему не дает многим покоя. Как недавно заявил президент Польши, нужно срочно демонтировать «Северный поток-2», так как просто остановки его сертификации недостаточно. Более того, в ЕС реально считают, что возможный запуск данного газопровода будет «поднятием белого флага и капитуляцией Европы».
Впрочем, подобные речи из Варшавы или Берлина говорят о том, что на фоне нарастающего энергетического кризиса все подобные заявления европейских политиков рано или поздно придется забыть, особенно если учитывать, что сегодня происходит с первой веткой газопровода, проложенного по дну Балтийского моря.
Долгое время СП считался одним из самых надёжных трубопроводов, который обеспечивал газом северную и центральную часть ЕС, в первую очередь Германию. Контракты заключались на много лет вперед, стороны имели прочные отношения, а европейские компании охотно инвестировали в его постройку и содержание, получая небывалые прибыли. Однако развернувшаяся санкционная война против России нарушила прежнее сотрудничество, прежде всего по вине Запада. В Москве на протяжении нескольких месяцев пытались убедить Европу в пагубности ее нынешней политики, взывая к благоразумию. Однако все оказалось напрасно, а Брюссель под руководством Вашингтона решил продолжить путь к самоубийству. Не остановило ЕС ни требование России оплачивать газ по новой схеме, ни предупреждения собственных специалистов о полупустых газохранилищах, ни даже катастрофический рост цен, в том числе и на электроэнергию, что уже поставило под вопрос не только отопительный сезон в Европе, но и существование целых отраслей экономик Евросоюза.
Вместе с тем, какие бы ни сыпались обвинения в адрес «Газпрома» со стороны еврочиновников, российский монополист всегда старался придерживаться прежних договорённостей и даже играл по правилам, которые ему навязывали покупатели. Последнее и стало причиной того, что поставки газа на Европейский континент в последние месяцы катастрофически уменьшились. Если еще три года назад «Газпром» ежедневно поставлял в Европу до 500 млн кубометров в сутки, то в мае этого года - всего 250 млн, а за лето экспорт упал со 140 млн в июне до 115 млн в августе. При этом во время отключения на профилактику «Северного потока» поставки опускались до исторического минимума – около 80 млн кубометров в сутки. И этому есть довольно простые объяснения, в которых политическая составляющая важна, но играет второстепенную роль.
Необходимо помнить, что подача газа через СП осуществляется при помощи турбин на газоперекачивающей станции «Портовая», за обслуживания которых отвечает Siemens, заявивший о своем уходе с российского рыка. Ранее четыре из пяти ее агрегатов готовились к техобслуживанию, а один был отправлен для ремонта в Германию, откуда он был передан обслуживающей компании Siemens Energy в Канаде. В связи с антироссийскими санкциями возвратить турбину оказалось невозможно, не нарушив введённых самими западными странами ограничений. Это, в свою очередь, привело к тому, что в середине июня «Газпром» объявил об остановке двух, а затем еще одного газоперекачивающих агрегатов «Северного потока». В результате объемы поставок газа по СП резко сократился со 167 до 67 млн кубометров, что составляло около 40% от полного объема загрузки.
Все последующие попытки западных стран урегулировать ситуацию, в частности снять ограничения на поставку турбины из Канады в Германию, не удовлетворили российскую компанию, где хотят четкого выполнения договорных обязательств со стороны Siemens и прозрачных условий дальнейшего сотрудничества. Однако в Брюсселе, как и в Берлине, на это решили не обращать внимания и продолжили обвинять «Газпром», а с ним и Москву в шантаже. При этом, если обратиться к документации, которая была согласована Россией с европейскими партнерами, то будущее для ЕС вырисовывается крайне непростое.
В частности, по действующему контракту, комплекс регламентных работ на СП должен осуществляться совместно со специалистами компании Siemens. При этом техобслуживание агрегатов необходимо проводить каждые 1000 часов, или примерно раз в 42 дня. Поэтому неудивительно, что СП планово останавливался с 11 по 21 июля, а затем с 31 августа по 3 сентября, после чего транспорт газа восстанавливался до уровня 33 млн кубометров в сутки. И такие отключения «Северного потока» будут происходить постоянно и в соответствии с прописанными условиями техобслуживания, которые необходимы для безопасной работы газопровода. Никакой политики в данном случае нет, хотя общая ситуация, конечно, способствует тому, чтобы страны ЕС начали осознавать пагубность своей санкционной политики, которая может привести к непоправимым последствиям для них самих.
Можно напомнить, что, по данным Eurostat, к началу августа потребительские цены в среднем по ЕС выросли на 8,9%, что для европейцев является рекордным показателем. Это, в свою очередь, оказывает прямое влияние на рейтинги правительств. Например, экономические проблемы спровоцировали в Италии политический кризис, роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Президент Франции Эммануэль Макрон лишился большинства в парламенте, рейтинги канцлера Германии Олафа Шольца и его партии резко пошли вниз и т. д. При этом даже в Европе признают, что отказаться от российского газа ни сегодня, ни в краткосрочной перспективе невозможно, а «Газпром» продолжает получать сверхприбыли. В частности, несмотря на то, что с начала года монополист уменьшил добычу газа на 13%, а поставки в страны дальнего зарубежья упали на 37,4%, в конце августа в компании отчитались о чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за I полугодие в размере 2,5 трлн руб., что больше, чем за весь прошлый год.
Более того, из-за растущих цен на энергоносители выход из сложившейся ситуации не торопятся искать и в тех странах, на которые надеются в Брюсселе. Например, поставщиком № 1 для ЕС в последнее время стала Норвегия. Однако в Осло уже заявляют, что физически не могут резко нарастить подачу больших объемов на европейский рынок для стабилизации ситуации. Кроме того, нынешний рост цен позволяет норвежским компаниям, как и «Газпрому», получать сверхдоходы, и далеко не факт, что они, даже имея такую возможность, решатся наращивать поставки.
Таким образом, Европа продолжает сама себя загонять в крайне непростое положение, и причиной этому является не позиция «Газпрома» или российского руководства в целом, а откровенное бездумье европейских политиков, подогреваемое их заокеанскими партнерами. При этом решение проблемы довольно простое – прекратить русофобскую истерику и снять имеющиеся санкции в отношении РФ как минимум в тех сферах, которые критически важны для российской экономики. Однако, судя по последним заявлениям европейских политиков, окончательное осознание необходимости вести конструктивные переговоры с Москвой придет только с морозами и началом глобальных социальных потрясений на всем континенте.
Это значит, что и цена у новых договорённостей для ЕС будет совершенно иной, чем была до 24 февраля.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram