Международная правозащитная организация Amnesty International встревожена положением беженцев из стран третьего мира, в прошлом и текущем году оказавшихся на территории Латвии и Литвы. Эксперты AI указывают, что выходцы с Ближнего Востока и Африки подвергаются на территории Прибалтики непозволительно жестокому обращению и это составляет разительный контраст с тем, как в регионе принимают беженцев с Украины.
Однако в Риге и Вильнюсе отвергают все обвинения в свой адрес и утверждают, что обращаются с этими беглецами так, как те того заслуживают. Что это, как не слишком скрытая форма расизма?
Тактика – всё отрицать
В конце августа латвийские пограничники отрапортовали о новом наплыве мигрантов из третьего мира. «В августе на границе вновь стало создаваться напряжение. В среднем в сутки в Латвию пытаются проникнуть 12-15 человек. 2 и 3 августа были группы по 25 человек, одновременно пытавшихся незаконно пересечь границу», – рассказал исполняющий обязанности начальника Даугавпилсского управления государственной погранохраны Юрий Власов. Он напомнил о том, что правительство Латвии уже неоднократно продлевало введенное в прошлом году на границе с Белоруссией чрезвычайное положение – на данный момент оно действует до 10 ноября.
Недавно организация Amnesty International указала, что за последние месяцы Латвия приняла более 34 тыс. украинцев, а вот беженцев из третьего мира, «в основном прибывших из Ирака и Афганистана, в том числе детей», латвийские силовики «оставляют в лесу» и не пускают в страну. В организации считают, что латвийские госорганы «неадекватно» обращалась с людьми, застрявшими на границе, и истязали их, вынуждая по несколько месяцев дневать и ночевать под открытым небом, в условиях нехватки продуктов.
К слову сказать, об одном из таких случаев в прошлом году сообщало немецкое издание Deutsche Welle – о нескольких курдских семьях с 11 детьми, на неделю застрявших на границе Латвии и Белоруссии без укрытия и еды. Один из мигрантов по имени Рава прислал в издание видео с границы. Люди так измучились, что готовы уже были согласиться вернуться на родину, откуда так отчаянно пытались сбежать. «Мы просто хотим, чтобы они нас депортировали в Ирак. Нам плохо, мы устали, нам никто не помогает», – утверждал один из мигрантов, оказавшихся в ловушке. Этот мужчина рассказал, что люди мерзнут и у них практически не осталось еды.
Масла в огонь подлил отказ латвийского МВД в доступе на границу для журналистов, чтобы те не смогли своими глазами увидеть ситуацию. В Amnesty International считают, что латвийские пограничники, отказываясь пускать беженцев в страну, подвергают их жизни риску. «Для многих единственной альтернативой в таких обстоятельствах было согласие на добровольное возвращение в свою страну, где иногда этим людям угрожали насилием», – отмечают в AI. Правозащитная организация призвала к «немедленной отмене чрезвычайной ситуации на восточной границе Латвии, а также к восстановлению права на убежище в стране для всех, кто ищет безопасности – независимо от того, кто они и как они пересекают границы».
Но Рига с негодованием отвергла эти обвинения в свой адрес. Латвийский омбудсмен Юрис Янсонс (ранее отказавшийся замечать системную дискриминацию русскоязычного населения республики) заявил, что доклад Amnesty International получился «довольно искаженным, я даже позволю сказать, что лживым». По мнению Янсонса, данный документ может быть просто попыткой «заявить о себе» или показать, что организация «что-то делает». Омбудсмен подчеркнул, что «с точки зрения международного права у мигрантов, которые хотят попасть в Латвию из Беларуси, на самом деле нет основания требовать международной защиты».
Также в AI заявляют, что в некоторых случаях латвийские пограничники не гнушались и пытками мигрантов. «Я хочу знать источники информации, из которых Amnesty International почерпнула эти сведения, потому что в нашем распоряжении ничего такого нет. Есть и ситуации, когда пограничников обвиняют в том, что они там используют какие-то шокеры и так далее. А у них нет таких устройств!» – заверил Янсонс в эфире латвийского телевидения. В свою очередь, начальник Госпогранохраны Латвии Гунтис Пуятс жалуется, что правозащитники берут во внимание только жалобы мигрантов, но не верили «исчерпывающей информации», полученной от сотрудников госучреждений. Пуятс уверен, что «конкретное движение мигрантов является угрозой, созданной белорусским режимом, и может быть преднамеренной попыткой подорвать европейскую систему для соискателей убежища, чтобы затруднить оказание помощи беженцам из Украины».
«Они использовали электрошокеры…»
В июне латвийский специалист по миграционному праву Александра Елкина, пообщавшаяся с четырьмя десятками иракцев, обнародовала доклад, получивший скандальный резонанс. Она сообщает, в частности, о группе беженцев, появившейся на границе Латвии в августе 2021-го и остававшейся там как минимум вплоть до ноября! По словам Елкиной, среди этих беженцев были дети, в том числе десятилетний мальчик, проживший на границе несколько месяцев. Потом этих иракцев всё же забрали в находящийся в Даугавпилсе центр содержания нелегальных мигрантов, откуда спустя некоторое время их выдворили на родину. Елкина подчеркнула, что является категорической противницей термина «нелегальный мигрант», поскольку, по её словам, «с точки зрения права эти люди являются соискателями убежища».
Но власти используют именно такую формулировку, что «приводит к дегуманизации» беженцев. «В отношении темы прав человека власти вообще не понимают, о чём идёт речь. Им кажется, если кто-то говорит о правах человека, которые Латвия, будучи членом Совета Европы и членом Евросоюза, обязана соблюдать, – это сразу же белорусские агенты или люди, действующие по заданию Кремля», – обвиняюще заявила Елкина. По её словам, все опрошенные иракцы утверждают, что подверглись физическому насилию. «Есть свидетельства, что это были люди в масках, в чёрной или тёмно-синей униформе, которые систематические применяли насилие. И использовали электрошокеры – что очень часто звучит в свидетельствах. Отнимали телефоны, либо их портили. Отбирали, потом отдавали только в аэропорту. В результате у беженцев не было возможности фиксировать происходящее», – говорит Елкина.
Впрочем, по её словам, речь идёт не только о физическом насилии, но и о том, что некоторые люди против своей воли находились в лесу на холоде семь месяцев. «И каждый день их гоняли туда-обратно. Это запрещено конвенцией по правам человека. Их не кормили. Они находились в лесу при температуре в минус восемь, минус десять, минус пятнадцать градусов! Жгли костры, пытаясь согреться», – отметила эксперт.
Также Елкина рассказала, что неоднократно пыталась попасть на границу, но ей всё время в этом отказывали. Соответствующие запросы в министерство внутренних дел и в Минобороны остались без ответов. Единственный комментарий Елкина получила из полиции, где заявили, что об указанных ею инцидентах ничего не знают. «Латвийские законодатели дали распоряжения, согласно которым пограничники, полиция и армия, находясь на границе, имеют право применять физическую силу и спецсредства против людей, которые пытаются её пересечь. Потом Латвия закрыла доступ на границу для международных наблюдателей и СМИ. Получается, этих людей на границе никто не контролировал. И они могут применять физическую силу, чтобы выталкивать людей. Применять так называемую практику push-back, когда людей выталкивают на территорию соседнего государства, без рассмотрения его запроса о предоставлении убежища. Это незаконно», – заявила Александра Елкина, добавив, что точно так же ведут себя власти Литвы и Польши.
В августе комиссар по правам человека Совета Европы Дуня Миятович отправила в латвийское МВД письмо, в котором выразила обеспокоенность в связи с сообщениями о жестоком обращении с мигрантами. Министр внутренних дел Латвии Кристап Эклонс (кстати, пригрозивший расправой тем рижанам, которые могли бы попытаться спасти от сноса памятник Освободителям Риги) отправил Миятович ответное письмо, в котором утверждает, что никто мигрантов не обижает.
Литва тоже не брезгует насилием в отношении мигрантов
Правозащитники уже неоднократно обращали внимание на тяжёлое положение людей, оказавшихся в литовских лагерях временного содержания. Недавно по этому поводу забила тревогу и Amnesty International, в докладе которой сообщается, что беженцев месяцами держат в переполненных центрах временного содержания, где им не позволяют воспользоваться процедурой обращения за убежищем в ЕС. Более того, имели место случаи, когда надзиратели центров избивали, оскорбляли, запугивали и издевались над беженцами. В числе зафиксированных инцидентов упоминается чрезмерное применение силы, использование собак и опять же сексуальная эксплуатация. При этом, как выясняется, к оказанию сексуальных услуг беженок принуждали не только мужчины, оказавшиеся вместе с ними в заключении в лагерях, но и сотрудники лагерной администрации. Так, подобного рода обвинение было предъявлено литовскому психологу Томасу Кялпше, работавшему в лагере для нелегальных мигрантов в деревне Мядининкай.
Беженцы, доведённые до отчаяния, предпринимали попытки бунта, а также проводили голодовки. Об одной из таких голодовок, устроенной зимой обитателями центра содержания мигрантов, находящегося в здании бывшей тюрьмы города Кибартай, подробно писала литовская пресса. К слову, в те же дни правозащитники оценили условия содержания беженцев в Кибартай как крайне неудовлетворительные. Авторы доклада Amnesty International подчёркивают, что такое отношение литовских властей к мигрантам из стран Азии и Африки резко отличается от того, как там встречают людей, бегущих с Украины.
Региональный директор Amnesty International по Европе Нил Муйжниекс заявил: «Возникает серьёзный вопрос об институциональном расизме внутри миграционной системы Литвы». Власти Литвы вынуждены были отреагировать на доклад AI. И избрали стандартную для себя тактику защиты. Министр внутренних дел Агне Билотайте заявила: «Не дана оценка контексту самой ситуации, так как это не просто миграционный процесс и это не военные беженцы, которые бегут от боевых действий. Задействуются совсем другие механизмы. Это гибридная атака, организованная белорусским режимом», – заявила журналистам глава литовского МВД. По её логике, с участниками «гибридной атаки» нет смысла излишне церемониться…
Но с аналогичными обвинениями в адрес Литвы выступила и международная организация «Врачи без границ» (MSF). В заявлении MSF, опубликованном 30 августа в Женеве, содержится требование Вильнюсу «немедленно прекратить практику длительного содержания мигрантов под стражей». По данным MSF, в регистрационных центрах в Кибартай, Пабраде, Рукле и Науйининкае держат около 700 человек, попавших в Литву с белорусской территории.
В заявлении также указывается, что в Литве беженцы, принадлежащие к «некоторым национальностям», подвергаются «дискриминационной миграционной практике» (включая длительное содержание под стражей) чаще, чем другие. В числе дискриминируемых национальностей упоминаются, в частности, нигерийцы и конголезцы. Как считает MSF, литовские власти вносят «постыдный вклад в коллективную глобальную деградацию прав человека – беженцев, мигрантов и просителей убежища». Организация высказалась за введение в Литве «равноправной системы предоставления убежища», которая уважала бы достоинство, здоровье и права всех беженцев, без учёта их национальности. Встал вопрос, прислушаются ли литовские власти к этому совету? Ответ поступил буквально на следующий день – нет, не прислушаются.
31 августа в белорусском Государственном пограничном комитете заявили, что литовские силовики избили и силой вытолкали с территории своего государства троих беженцев, прибывших из Сирии. Инцидент имел место в Гродненской области. Сирийцы рассказали, что после того, как они вступили на территорию Евросоюза, их задержали литовские пограничники, подвергшие их «обработке» посредством физической силы, электрошокеров и резиновых палок. Избитых мужчин доставили к границе Белоруссии и силой вытолкали через проход в пограничном заграждении. На телах всех троих беженцев остались следы от применения «спецсредств». Белорусские пограничники оказали гражданам Сирии первую медицинскую помощь.
В Госпогранкомитете заявили, что, «несмотря на критику международных правозащитных организаций, Литва продолжает неприкрыто нарушать все нормы гуманитарного права с молчаливого согласия Евросоюза». Вильнюс привычно отмахнулся – это же всё «пропаганда, распространяемая диктаторским режимом Лукашенко», чего её слушать?
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram