Послание «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» – пятое по счёту обращение президента Касым-Жомарта Токаева, но благодаря финалу оно получилось самым ярким.
Презентованное 1 сентября послание было вторым за год. До этого президент К.-Ж. Токаев обращался к казахстанцам в марте, анонсировав программу политического реформирования страны, которая вылилась в референдум по принятию изменений в Конституцию.
Всем сёстрам по серьгам
Послание началось с раздачи пряников.
В экономической сфере президент пообещал поддержку конкурентоспособным малым и средним предприятиям и ограничение вольготного режима для монополистов. Также он поручил принять новые Бюджетный и Налоговый кодексы. Обрадовал автовладельцев и перекупщиков, купивших машины в Армении и Кыргызстане и передвигающихся по Казахстану с временной регистрацией. Предложено в разовом порядке легализовать их за единый сбор в 200-250 тысяч тенге с авто ($1 = 472,3 тенге).
Относительно развития реального сектора экономики президент Токаев проанонсировал приватизацию Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», в т. ч. через механизм «Народное IPO». Дорожное строительство на всех уровнях – ещё одна задача, поставленная перед правительством. Строительный бизнес также не остался без внимания: будет разработан градостроительный кодекс, который заменит примерно 2500 документов, регламентирующих строительную отрасль. Сфере АПК были обещаны субсидии и сельская кооперация.
В плане социального развития даны поручения навести порядок с системой медицинского страхования и обеспечения, а также улучшить медицинскую инфраструктуру в сельской местности. Анонсирован проект «Комфортная школа», призванный решить проблему трехсменного обучения. При этом строить новые школы предполагается за счет средств, изъятых у осужденных по коррупционным статьям. Родителям школьников обещаны образовательные ваучеры, студентам – общежития, пенсионерам – повышение базовых ставок пенсий, женщинам – выход на пенсию в 61 год вместо 63. По последнему пункту решение должно быть выполнено до 2028 г.
Социально незащищенные слои решено поддержать за счет цифровой карты семьи и социального кошелька. Что это такое и как оно будет работать – пока никто точно не знает. Вызвать одобрение у среднего класса и малообеспеченных слоёв должно решение о введении налога на роскошь.
Пожалуй, самая масштабная инициатива, стартующая в 2024 г., – программа «Нацфонд – детям». Она заключается в ежегодных отчислениях 50% от ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда на специальные накопительные счета детей до достижения ими совершеннолетия, без права досрочного снятия. После 18 лет подростки смогут использовать накопления на приобретение жилья и получение образования.
Четвертый и пятый пункты послания касались повышения эффективности системы государственного управления и обеспечения верховенства закона. В блоке, посвященному правосудию, президент Токаев заявил о решении провести единоразовую амнистию участников январских событий. Но коснется она лишь рядовых участников, не замеченных в совершении насильственных преступлений.
Подытожил первую часть послания К.-Ж. Токаев довольно пафосно: «Единство народа всегда было нашей самой главной ценностью, которая сегодня приобретает еще большее значение. Наш народ всегда ставил превыше всего мир и стабильность. В это непростое время мы должны стать еще крепче в своем единстве. Поэтому важно прекратить сеять взаимное недоверие и вносить раздор в общество».
Не успевшее забыться старое
Вторая часть послания оказалась сенсационной. Президент Токаев объявил о решении провести досрочные выборы президента до зимы текущего года, а выборы в мажилис парламента – в первой половине 2023 г. При этом срок полномочий президента увеличивается до 7 лет, а право баллотироваться на второй срок аннулируется.
При этом многие казахстанцы испытали чувство близкое к дежавю, поскольку проведение досрочных выборов было фирменной фишкой первого президента Н. Назарбаева.
Логика решения президента Токаева понятна – он крайне ограничен в ресурсах. У него нет кадров, которым он мог бы доверять и на которые мог бы опереться, у него нет сильной поддержки во внешней среде, у него нет поддержки среди олигархата (люди из списка «Форбс-Казахстан» разбогатели при первом президенте и какими-то обязательствами по отношению ко второму не обременены). Но самое главное – у него крайне мало времени, чтобы реализовать свою программу, не отвлекаясь на урегулирование текущих моментов.
Аргументы в пользу этого решения также достаточно очевидны. Часть своего первого срока президент К.-Ж. Токаев руководил страной «под надзором» первого президента Елбасы Н. Назарбаева. Он был ограничен в принятии каких-либо серьезных решений во внешнеполитической, внутриполитической, экономической, финансовой, социальной, кадровой сферах. Следовательно, если выборы состоятся, а действующий президент на них победит, то следующие пять лет (или 12) он будет руководить страной без оглядки на кого-либо.
Кроме того, вызывает беспокойство глобальная нестабильность, обусловленная кризисом однополярной модели мироустройства. Внешнеполитический курс Казахстана ориентирован на многовекторность, но география диктует свои правила. На севере 7,5 тысячи км – границы с Россией, на юге 1,5 тысячи км – границы с Китаем. Расположение между странами, бросающими вызов сложившейся геополитической модели, обуславливает множество рисков – от военной безопасности до экономической. Собственно, последствия санкций в отношении России казахстанцы уже чувствуют, когда рассчитываются в магазинах или наблюдают за валютным курсом.
И поскольку отыграть назад ситуацию с Украиной и реакцией на неё Запада уже не получится, то следует ожидать ухудшения ситуации в экономической и финансовой сферах. А поскольку следующие выборы должны были состояться в 2024 г., проводить их на фоне социально-экономического кризиса было бы крайне сложно. Это, видимо, стало еще одной причиной в пользу инициативы о досрочных выборах.
Наконец ещё одна причина решения о досрочных выборах – это конкуренция элитных групп в Казахстане. Условно их можно разделить на два больших сегмента.
Первый – это люди, обладающие серьезными финансовыми, политическими, организационными и медийными ресурсами, приобретенными при первом президенте. Их фамилии известны, это бывшие и действующие высокопоставленные чиновники, управленцы и бизнесмены.
Второй сегмент – это условно контрэлита, т. е. люди, которые ушли в оппозицию власти еще при первом президенте. Не так давно был организован съезд, на котором обсуждалась возможность выдвинуть единого кандидата от объединенной оппозиции. Но поскольку в этом сегменте все претендуют на лидерство, пока единую кандидатуру согласовать не удалось. Но если бы выборы состоялись в 2024 г., то им хватило бы времени договориться и подготовиться.
Решение о досрочных выборах позволило перехватить инициативу и не дать оппонентам действующей власти времени на подготовку. В этом главный смысл инициативы о проведении досрочных выборов.
Кстати, это будут вторые президентские выборы для К.-Ж. Токаева. Напомним, что в 2019 г. Н. Назарбаев в соответствии с конституционной нормой передал ему бразды правления как председателю сената, а затем, летом 2019 г., были проведены выборы, на которых Токаев одержал победу, набрав 70,9% голосов.
Что касается сроков пребывания действующего президента во главе страны, то ответ на этот вопрос даёт внимательное изучение послания. К.-Ж. Токаев говорит о том, что вынесет инициативу об ограничении полномочий президента одним семилетним сроком на рассмотрение парламента после досрочных выборов.
Таким образом, если выборы состоятся осенью 2022 г., Токаев в случае победы, а в ней сомневаться особо не приходится, поскольку альтернативных кандидатов, обладающих достаточными ресурсами нет, будет занимать высший пост минимум еще пять лет – до 2027 г. А дальше всё будет зависеть от того, захочет ли он выставить свою кандидатуру на выборах 2027 г.
Несмотря на предсказуемость результатов, предстоящие выборы таят в себе один интересный момент. Впервые за долгие годы избирательные бюллетени будут дополнены вариантом «против всех». Сумма доли голосов альтернативных кандидатов и доли голосов «против всех» позволит увидеть более или менее правдивую картину, показывающую долю протестного электората. Естественно, если избиркомы смогут «избежать искушения» манипулировать голосами.
***
Подводя итоги, нужно сказать, что данная норма, вместе с изменениями в Конституцию, принятыми на референдуме (ограничения для президента и государственных служащих на членство в политических партиях, ограничения для близких родственников президента занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора, возрождение Конституционного суда, расширение полномочий парламента, упрощение процедур создания и регистрации политических партий и пр.) способна изменить политическую систему в сторону отхода от суперпрезидентской республики. Но при условии, что она будет окончательно закреплена и не подвергнется очередным изменениям.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram