Визит делегации МАГАТЭ на Запорожскую АЭС, проходивший в жанре триллера, завершился бесславно. По его итогам ни глава агентства, ни руководство ООН не нашли в себе мужества назвать вещи своими именами и осудить безрассудные действия киевского режима, создающие реальную угрозу глобальной безопасности. Эффект от «усилий» международных посредников получился обратный – ВСУ наращивает интенсивность обстрелов станции, не оставляя шансов на урегулирование ситуации средствами «дипломатической терапии».
Ассоциации в контексте
Комментируя «украинский кейс», эксперты нередко апеллируют к творчеству Джорджа Оруэлла, обнаруживая в нынешнем статусе «страны 404» аналогии с, казалось бы, запредельными фантазиями британского антиутописта. Однако после начала специальной военной операции России на Украине все более очевидно: Оруэлл «отдыхает» – масштабы искажения реальности и манипулирования сознанием, продуцируемые украинским «политикумом», вышли за пределы отдельно взятого «скотного двора» и вирусно распространяются в глобальном формате.
Такие невольные ассоциации навеял визит миссии МАГАТЭ на Запорожскую атомную электростанцию.
Театр плохих актеров
О переходе под контроль российских войск крупнейшей в Европе атомной электростанции Минобороны России официально заявило 28 февраля. А уже 4 марта Киев предпринял первую атаку на ЗАЭС. Тогда в результате обстрела украинской диверсионной группы на режимном объекте возник пожар. С тех пор станция начала подвергаться регулярным обстрелам ВСУ из реактивных систем залпового огня и артиллерии, а также атакам с использованием дронов-камикадзе.
Адекватно оценивая риски, связанные с возможным нарушением целостности стратегического объекта, и исходя из обоснованных предположений о том, что Киев будет усиливать тактику ядерного шантажа, российская сторона забила тревогу, выступив с инициативой проведения инспекции состояния ЗАЭС специалистами МАГАТЭ и предметного обсуждения ситуации на площадке Совбеза ООН.
В плотном взаимодействии с представителями агентства и его главой Рафаэлем Гросси российским дипломатам еще к 3 июня удалось решить принципиальные вопросы организации миссии и согласовать ее детали. Но тут, как и следовало ожидать, началась отработка привычных сценариев театра плохих актеров. Увядающая «прима» в лице ООН включила тактику «чем больше артист, тем длиннее пауза», которая вылилась в абсурдное решение: 9 августа МИД России заявил о блокировке визита делегации МАГАТЭ на ЗАЭС департаментом безопасности Секретариата ООН.
Комментируя данное решение, директор департамента информации и печати российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова подчеркнула: странная и вызывающая большие вопросы позиция ООН запустила цепочку деструктивных событий, киевский режим расценил ее как зеленый свет своим действиям.
11 августа на созванном по инициативе российской стороны заседании Совбеза ООН постпред России Василий Небензя предупредил западных «коллег» об ответственности. Он отметил, что в результате катастрофы, которая из-за обстрелов ВСУ может произойти на ЗАЭС в любой момент, в зоне радиоактивного заражения окажется не только Украина, территории ДНР и ЛНР, приграничные районы России и Белоруссии, но также Молдавия, Болгария и Румыния. И это по оптимистичным прогнозам.
«Реальный же масштаб ядерной катастрофы на Запорожской АЭС даже сложно представить. Вся ответственность за это ляжет в таком случае на западных спонсоров Киева», – констатировал постпред.
На том же заседании представители российской стороны напомнили Генсеку ООН Антониу Гутерришу, что Москва ожидает конкретных действий в поддержку инспекции МАГАТЭ.
И пока ООН «обеспечивала согласие всех сторон» на проведение таковой, главный лицедей, так называемый президент Украины Зеленский разыгрывал шоу в своем амплуа: картинно давясь слезой и срываясь на истеричные интонации, лгал на голубом глазу о том, что объекты ЗАЭС обстреливает сама российская армия, громко требовал от МАГАТЭ пресечь «ядерный шантаж» со стороны России.
Однако о реальной «заинтересованности» Киева в сотрудничестве с международными посредниками свидетельствует заявление украинского «Энергоатома», в котором отказ в возможности посещения ЗАЭС главой МАГАТЭ мотивируется якобы стремлением Гросси «легитимизировать» пребывание на станции российских военных.
Подобное лицемерие режима Зеленского контрастирует с открытой и последовательной позицией России. Максимально доступно даже для неискушенной публики ее сформулировал глава военно-гражданской администрации (ВГА) Запорожской области Евгений Балицкий. «Мы всячески приветствуем, что руководитель МАГАТЭ собирается посетить самую крупную в Европе атомную станцию. Мы готовы показать, как российские военные ее сегодня охраняют, и то, как Украина, которая получает вооружение от Запада, использует это вооружение, в том числе беспилотники, для атак на атомную станцию, ведя себя, как обезьяна с гранатой», — написал Балицкий в своем телеграм-канале.
Спектакль сорван
Истинный масштаб лицемерия и безрассудства киевских политиков-шоуменов проявился непосредственно в процессе осуществления визита, который, несмотря на многочисленные препоны и сложности, все-таки состоялся в первые дни сентября. В привязке к событию украинские «стратеги» и их заморские спонсоры предприняли ряд показательных акций, «смелых», но глупых, организовав попытки прорыва со стороны Каховского водохранилища к ЗАЭС диверсионных групп, сформированных из украинских спецназовцев и наемников-иностранцев.
В лучших театральных традициях поведать миру о захвате Запорожской атомной электростанции в присутствии миссии МАГАТЭ должны были «специальные корреспонденты» с Украины, США и Великобритании, которых попытались «впихнуть» в кортеж МАГАТЭ явочным порядком в обход документов, согласованных с Секретариатом агентства и департаментом охраны и безопасности ООН. Но поскольку этих беспредельно «независимых» журналистов в списках, представленных в Минобороны России, не обнаружилось, с линии разграничения их развернули в обратном направлении.
«В целях исполнения протокола безопасности работы миссии все посторонние лица при попытке пересечь линию разграничения вместе с кортежем МАГАТЭ останавливались и не пропускались», – говорится в официальном сообщении Минобороны РФ по этому поводу.
В этом же сообщении отмечено, что по просьбе Секретариата МАГАТЭ для освещения работы миссии на Запорожской АЭС российской стороной был обеспечен приезд более 60 представителей СМИ, в том числе из Франции, США, Китая, Дании, Японии, Германии, Турции, Катара, ОАЭ, Южной Кореи, Вьетнама и других стран, которые утром 1 сентября стали очевидцами одной из провалившихся попыток штурма ЗАЭС украинскими диверсантами, а также массированных обстрелов артиллерией ВСУ территории атомной станции и жилых кварталов Энергодара.
Занавес…
Имеющий глаза не видит?
Присутствие Рафаэля Гросси на территории ЗАЭС было скоротечным. Но, по его личному признанию, за несколько часов осмотра ему удалось понять «ключевые вещи». Помимо многочисленных задокументированных доказательств ударов украинских войск по территории станции, представленных российской стороной, глава МАГАТЭ имел возможность собственными глазами увидеть части разорвавшихся снарядов от американских гаубиц М777, оценить масштабы повреждений административных зданий, подстанций и хранилищ ЗАЭС, опор Днепровской ЛЭП, зафиксировать последствия обстрелов ВСУ, актуальное состояние станции, показатели ее работы. По завершении инспекции Гросси встретился с жителями Энергодара и принял от них петицию с просьбой повлиять на Киев и добиться прекращения обстрелов ЗАЭС и мирного города.
С обещаниями сделать все необходимое для стабилизации обстановки глава МАГАТЭ в тот же день отбыл восвояси формулировать отчет о проделанной работе…
Выполнима, но бесполезна
Сенсации в виде объективного отчета не случилось. Впрочем, как и ожидалось. Куража авторов доклада по результатам работы миссии МАГАТЭ хватило лишь на обезличенные призывы к немедленному прекращению огня и выводу военной техники с территории ЗАЭС. Источник обстрелов не был указан ни в тексте документа, ни в видеовыступлении Гросси на состоявшемся 6 сентября заседании Собвеза ООН.
По этому поводу упрек в дипломатической форме в адрес главы МАГАТЭ сделал постпред Небензя. «С пониманием относимся к вашему положению главы международного регулятора, но в нынешней ситуации крайне важно называть вещи своими именами», — сказал он.
А на призыв о выводе военной техники ответ авторам доклада был дан на высшем уровне: «На территории станции нет военной техники. Сотрудники МАГАТЭ должны были это увидеть и сейчас могут увидеть, потому что двое из них там остались», - заявил Владимир Путин, комментируя вопрос на пленарной сессии VII Восточного экономического форума.
Для «особо одаренных» президент России пояснил: на территории ЗАЭС находится контингент Росгвардии, обеспечивающий охрану и безопасность работы станции. Боевая техника вынесена за ее периметр на приличное расстояние.
На официальном уровне по факту публикации доклада российская сторона заявила о намерении запросить у МАГАТЭ дополнительные пояснения по ряду изложенных выводов и оценок. Но в экспертной среде документ в «первом чтении» спровоцировал закономерный вопрос: а зачем, собственно, приезжали?
Эмоциональную оценку миссии, лишенную дипломатических экивоков, высказал в эфире Первого канала Евгений Балицкий. «От этой миссии нам, всем живущим на этой планете, никакой пользы, абсолютно импотентный орган, как и вся европейская политика», – сказал глава ВГА Запорожской области.
Он также добавил, что надежды на улучшение ситуации жители региона связывают исключительно с лидерами, способными проявлять политическую волю, конкретно – с Владимиром Путиным.
Впрочем, выступая на заседании Совбеза ООН, Гросси дал понять, что работа миссии не закончена, и вскоре он представит предметные инициативы по обеспечению безопасности Запорожской АЭС. Но какими будут предложения, будет ли достигнут консенсус по ним, неизвестно.
Пока же у Киева остается карт-бланш на преступления, выданный западными покровителями. Поэтому прогнозы российских экспертов, сделанные с учетом этого фактора, резюмируются следующим образом: обстрелы ВСУ Запорожской АЭС не прекратятся до тех пор, пока линия разграничения не продвинется от Энергодара в «зону недосягаемости».
Другими словами: развитие ситуации напрямую зависит от выполнения задач специальной военной операции. Иные меры – «терапевтические» – излечить воспаленный мозг киевских «парфюмеров» не способны…
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram