Заключенная 22 июля с. г. в Стамбуле сделка по вывозу продовольствия с Украины фактически не работает. Об этом всю прошлую неделю говорили российские чиновники на различных международных и не только площадках. Оказывается, украинское зерно вывозится вовсе не в страны, где оно было особо востребовано, а ведь именно для того и заключалась сделка, чтобы избежать массового голода и социальных потрясений в странах Азии и Африки, а на Запад. Как заявил в ходе совещания с постоянными членами Совбеза РФ Владимир Путин, всего 3% от всех поставок в рамках сделки по вывозу зерна из украинских портов было поставлено нуждающимся странам.
«Из 87 кораблей, которые вышли из украинских портов с зерном, 32 остались в Турции. И я считаю, что это абсолютно нормально, потому что Турция – страна-организатор всего этого процесса, безусловно имеет на это право. Три направлены в ЮАР, три – в Израиль, семь – в Египет, 30 – в Европейский союз, и только два – в беднейшие страны по продовольственным программам ООН. Это Йемен и Джибути. Это 60 тысяч тонн и всего 3%», – подчеркнул глава российского государства.
Вообще-то все это было предсказуемо. Едва ли Запад можно уличить в альтруизме, и было ясно, что за словами о необходимости предотвращения голода и помощи бедным странам с самого начала скрывался корыстный интерес. С зерном сейчас реально дефицит, Европа уже ощущает на себе последствия продовольственного кризиса, поэтому хочет перестраховаться, заполнив свои зернохранилища по максимуму, как и хранилища газа. А остальным – по остаточному принципу. Проблемы папуасов Запад никогда не волновали.
Конечно, можно вспомнить «арабскую весну», детонатором которой также послужил продовольственный кризис. В итоге Европа получила свою долю последствий от революций и гражданских войн на Ближнем Востоке в виде миграционного кризиса, роста преступности и т. д. Можно было бы извлечь уроки? Но сейчас ситуация иная. Сейчас продовольственный кризис грозит уже не только Азии и Африке, но и самой Европе. Так что ей сейчас главное – набить собственные карманы.
К тому же есть еще один фактор – собственно Украина. Это страна-банкрот, в которую вложили астрономические деньги. Вложили и продолжают вкладывать. И, конечно, не безвозмездно. Разумеется, на Западе с самого начала продумывали, как вернуть хотя бы часть денег: трудовой ресурс, земля, древесина, зерно – все, что есть у Украины, ей давно не принадлежит. Сегодня, когда решается её судьба как независимого (условно, разумеется) государства, а Запад стоит на пороге самого масштабного со времен Великой депрессии кризиса, забрать украинское зерно – очень неплохая идея для Европы.
«Возникает логичный вопрос: куда идут эти поставки? Какое отношение они имеют к обеспечению продовольственной безопасности в мире? У нас есть обоснованные подозрения, что зерно идет не на нужды голодающего глобального Юга, а закачивается в зернохранилища европейских стран. Так, как мы понимаем, Украина расплачивается за поставляемое Западом вооружение», – заявил постпред России при ООН Василий Небензя.
Интересно получается. Ведь с самого начала одним из препятствий к заключению сделки были опасения Москвы в том, что под видом вывоза зерна на Украину будут завозить оружие, много споров велось о том, кто, как и где будет инспектировать суда, заходящие в украинские порты. Чтобы ни у кого не оставалось сомнений в решительном настрое России, ВКС сразу после заключения сделки нанесли удар по оружейным складам в одесском порту.
Но, оказывается, схема работает по-другому, Украина оружие все равно получает, а своим зерном эти поставки оплачивает. То есть вроде как оружие на Украину морским путем не ввозится, но выходит, что «зерновая сделка» все равно участвует в схеме поставок.
Нужно ли сохранять такую сделку? Есть серьезные сомнения по этому поводу.
Все тот же В. Небензя в ООН уже допустил возможность прекращения сделки. Отвечая на вопросы журналистов, он напомнил, что соглашение было заключено на четыре месяца и заканчивается в ноябре. При этом Небензя обратил внимание на отсутствие результатов. «Я не участвую в переговорах по сделке и ее продлению, но, учитывая результаты, точнее, отсутствие результатов, я бы ничего не исключал», – сказал он. Постпред при ООН пояснил, что часть договоренностей по обеспечению экспорта из России не выполняется.
«Ни одно российское судно не вывезло из российских портов российское зерно на экспорт», – подчеркнул он, добавив, что это касается и экспорта удобрений из России. Это, кстати, еще одно нарушение со стороны Запада.
«Мы слышали весьма и весьма лукавые заявления представителей Соединенных Штатов Америки, ряда европейских государств о том, что, дескать, на российское продовольствие, на удобрения никакие санкции не распространяются. Де-юре это действительно так. Но де-факто вывоз российского продовольствия и удобрений на международные рынки крайне затруднен и весьма ограничен», – рассказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Что это значит? Это значит, что официальных санкций, запрещающих покупку зерна и удобрений у России, нет. Но есть вагон и маленькая тележка способов сделать так, чтобы ограничения работали. Например, недопуск российских судов в европейские торговые порты: для понимания, многие бедные страны Африки не только не имеют соответствующей портовой инфраструктуры, но и вообще выхода к морю. Доставка осуществляется по железным дорогам из портов, контролируемых Западом, например Танжер в Марокко или Лагос в Нигерии, а туда товар попадает из европейских центров: Роттердама, Антверпена, Констанци и т. д.
Еще один способ ограничить российский экспорт – отказ страховщиков страховать суда, перевозящие российские грузы (а без страховки ни в один порт не зайдешь), или отказ докеров разгружать груз – большинство из них входят в контролируемую Вашингтоном Международную конфедерацию профсоюзов. В итоге груз может скапливаться в портах, не имея возможности быть отправленным заказчику.
Впрочем, иногда это может приводить к весьма печальным последствиям для страны, которая участвует в этих имеющих очень мало общего со свободной торговлей схемах. Достаточно вспомнить взрыв в порту Бейрута, когда из-за неосторожности рванули 2750 тонн нитрат аммония, конфискованного и хранившегося на складах груза. Специалисты считают этот взрыв одним из самых мощных «случайных искусственных неядерных взрывов» в истории человечества. Он обошелcя Ливану в 15 миллиардов долларов и привел к отставке правительства.
Сегодня похожая ситуация может повториться в эстонских портах Мууга и Силламяэ, где хранятся десятки тонн застрявших российских удобрений, содержащих аммиачную селитру. Городские власти реально бьют тревогу, однако Таллин отказывается решать вопрос, поскольку решить его можно только через пренебрежение антироссийскими санкциями, что приведет к крупным штрафам. Да и просто согласиться на то, что Москва хоть что-то заработает с их помощью, эстонцы не могут. Впрочем, если там что-то рванет, это будут проблемы Эстонии, едва ли власти ЕС будут помогать. Такая вот антироссийская солидарность. Санкции вводим вместе, а проблемы от них каждый решает сам у себя и своими силами.
Впрочем, это действительно их проблемы, нас они не касаются. Нас касается то, что, в случае если российские зерно или удобрения не дойдут до адресата и там еще, не дай бог, начнется голод, обвинят во всем Россию.
Собственно, еще и ради того, чтобы избежать этих обвинений, была заключена продуктовая сделка. Ее цель – не дать повод Западу валить все на нас, с другой стороны, показать нашим партнерам в Азии и Африке нашу открытость, дать понять, кто им друг, а кто враг.
Однако вопрос о том, есть ли смысл брать на себя обязательства, если понимаешь, что в любой момент могут сделать твои обязательства невыполнимыми и обвинить в провале именно тебя, остается дискуссионным.
Та же история с МАГАТЭ, инспекторов которого допустили на ЗАЭС для того, чтобы они убедились, что присутствие там российских атомщиков никак не угрожает безопасности станции, увидели воочию, кто на самом деле ее обстреливает. И что? Все они увидели, все им показали, они вернулись и выпустили отчет в стиле «и вашим, и нашим»: мол, мы зафиксировали повреждения, но никак не можем определить, кто в них виноват. А на днях МАГАТЭ подготовило проект резолюции, в которой призывает Россию немедленно прекратить все действия на ЗАЭС и любых других ядерных объектах на Украине. Кроме того, там осудили «постоянные насильственные действия» России на объектах, в том числе присутствие сотрудников «Росатома» и российских военных на ЗАЭС.
Еще раз повторю, нужны ли такие «жесты доброй воли»?
Возвращаясь к продуктовой сделке, выскажем надежду на то, что посыл России нашими партнерами был услышан и истолкован правильно. Судя по росту авторитета и расширению БРИКС, расширению контактов с африканскими странами, это так. В будущем году запланирован Второй саммит «Россия–Африка», и вполне возможно, что мы увидим уже более явные результаты.
И вот еще один шаг в сторону укрепления доверия. На оперативном совещании с постоянными членами Совбеза В. Путин рассказал о том, что Россия до конца этого года планирует поставить нуждающимся странам 30 миллионов тонн зерновых и далее наращивать эти объемы.
«Считаем правильным увеличить поставки именно в беднейшие страны. <...> Всего до конца года мы поставим 30 миллионов тонн зерновых и готовы наращивать этот объем до 50 и более миллионов тонн, потому что урожай этого года, слава богу, у нас хороший», – сообщил он.
Кроме того, по словам президента, российские производители готовы безвозмездно передать развивающимся странам скопившиеся в европейских портах их удобрения. «Большое количество наших удобрений скопилось... в некоторых портах европейских стран. Наши производители – речь, по-моему, прежде всего идет о калийных удобрениях, готовы вообще на бесплатной основе передать их в развивающиеся страны, которые остро нуждаются в этих удобрениях. Прошу МИД проработать и этот вопрос», – отметил президент.
Это, безусловно, правильный шаг. Кроме демонстрации дружбы, он позволит не дать запустить на рынки конкурентов – тех же европейцев, у которых точно никто не купит то, что можно получить бесплатно.
Однако проблема остается та же – как доставить. Ведь речь идет не о том, чтобы как-то провести какое-то количество судов в тот или иной порт, а в том, чтобы полностью переустроить всю логистику. И надо начать напрямую работать с развивающимися странами, исключив доказавший свою полную ненадежность и даже опасность – Запад. В более глобальном смысле речь идет о переписывании правил международной торговли, придуманных Западом и им же сегодня аннигилированных.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram