И у нас получится! Как развивается рынок стартапов в Узбекистане - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 26.11.2024 |

И у нас получится! Как развивается рынок стартапов в Узбекистане

Узбекистан взял курс на развитие инновационного предпринимательства. Особой поддержкой пользуются стартаперы – молодые люди с амбициозными бизнес-идеями. Для них проводятся десятки конкурсов и программ акселерации. Создана система госфинансирования успешных проектов. За три года на эти цели потрачено 104 миллиарда сумов.

Как работает узбекский рынок стартапов, в чем его особенности и недостатки? Об этом «Ритм Евразии» поговорил с экспертом странового офиса ПРООН, координатором программы поддержки «Стартап-инициативы» Усмоном Рахимжоновым.

– В июле т. г. принята Стратегия инновационного развития Узбекистана на 2022-2026 годы. В ней среди актуальных проблем сферы выделено также отсутствие комплексной поддержки отечественных стартапов, включая их финансирование. Что вы можете сказать по этому поводу? Как вам видится решение этой проблемы?

– Отмечу, что в последние годы тема стартапов приобрела особую важность для Узбекистана. Роль этой бизнес-модели в технологическом развитии страны признана на высоком уровне. На недавней встрече с представителями IT-академии Astrum президент Шавкат Мирзиёев заявил о проведении среди молодежи ежегодного конкурса цифровых стартапов с призовым фондом 1 млн долларов. Это немаленькая сумма.

За счет государственных вложений отечественный рынок инновационных продуктов динамично развивается. В Узбекистане уже есть выстрельнувшие стартапы, такие как PayMe, Click, MyTaxi и другие. Они имеют миллионные доходы. Некоторые из них начали осваивать зарубежные рынки. Однако для технологического рывка этого явно недостаточно.

Сейчас нам нужно не просто проводить конкурсы стартапов, а осуществлять секторальные программы по их развитию. Это должны быть корпоративные инкубаторы и акселераторы. Скажем, почему бы Центрбанку не заняться целевой поддержкой местных финансовых технологий? Можно сформировать госзаказ на их разработку. Уверен, при таких усилиях у нас обязательно появятся свои технологические новинки.

Да, Узбекистан пока не в состоянии предложить миру прорывные технологии вроде Интернета или глобальной спутниковой системы Starlink. Но создавать новые решения и услуги на базе таких фундаментальных открытий нам вполне под силу. Страна обладает высоким интеллектуальным потенциалом, людскими ресурсами и внушительным потребительским рынком. Чтобы запустить процесс, нужна адресная экспертиза по каждому технологическому направлению: финтеху, машинному зрению, автоматизированным системам управления и т.д. Таким образом будет ясно, что мы из себя представляем: какие у нас есть таланты и какие решения они способны предложить.

Далее необходимо провести исследование рынков соседних государств и стран ближнего зарубежья, изучить общемировые тенденции в сфере технологий. Тогда появится возможность смоделировать дальнейшее развитие современных трендов. На основе этого можно будет создавать национальные школы по поддержке молодежи (потенциальных стартаперов), специализирующихся в той или иной технологической отрасли с параллельным финансированием их бизнес-проектов.

Удовлетворение базовых потребностей молодежи (жилье, питание, карманные расходы), готовой жертвовать собой ради создания технологического бизнеса, стоит не так дорого – от 10 до 50 тысяч долларов. Если адресно раскручивать стартапы, большая их часть от посевного и предпосевного этапов начнет переходить на следующий уровень созревания с потреблением бюджета от 50 до 200 тысяч долларов в год. Это приведет к повышению качества стартапов и увеличит шанс их трансформации в полноценный (продаваемый) бизнес-продукт.

– Как институализировать этот механизм?

– Необходимо создать координационную структуру, одновременно выполняющую роль экспертной базы. Не обязательно учреждать государственное ведомство. Пусть это будет технологический совет, в который войдут люди из частного сектора – эксперты, разбирающиеся в отраслевых технологиях, крупные бизнесмены, опытные стартаперы и т.д. Он будет определять задачи целевых секторальных программ. При технологическом совете должен функционировать попечительский совет, куда как раз войдут представители государственных органов и организаций. Также необходимо организовать экспертные советы по технологическим направлениям. Они должны заниматься экспертизой стартап-проектов.

Пока же работа идет вразброс. Каждое министерство или ведомство старается по-своему развивать сферу инноваций. Кто-то объявляет конкурсы стартапов, где-то проводятся хакатоны с привлечением айтишников, молодые ученые получают гранты для реализации инновационных проектов. Словом, есть несколько прожекторов, которые отсвечивают разные направления. А нужно, наоборот, направить весь поток света в одну сторону – в целевую программу. Чтобы результат был ощутимый.

– При каких условиях в стране можно развить инновационное предпринимательство? Какая роль в этом процессе должна быть отведена государству?

– На мой взгляд, главная задача государства – создать конкурентную среду. Она должна притягивать в технологический бизнес не только местные таланты, но и зарубежных стартаперов.

При развитии инновационного предпринимательства важно интегрироваться в международную стартап-экосистему. Варясь в собственном соку, далеко не уйдем. Нужно скорей выходить на иностранные рынки, либо приглашать зарубежные стартапы в Узбекистан. Пусть наши ребята больше выезжают и путешествуют по миру. Обучаются в топовых университетах, участвуют в технологических ивентах, международных конкурсах и соревнованиях. Для этого необходимо разработать целевые программы с госфинансированием. Даже если отучившаяся за рубежом узбекская молодежь не вернется на родину (этого не надо бояться!), она все равно будет служить национальным интересам. Через соотечественников станет легче продвигать новые разработки, находить инвесторов и налаживать полезные связи.

– Как решить вопрос с финансированием стартапов? Кто этим должен заниматься: государство или частный сектор? 

– Думаю, сейчас в Узбекистане не столь остро стоит вопрос материальной поддержки стартапов, как это было несколько лет назад. При государственном участии созданы шесть венчурных фондов и три инвестиционные компании.

Проблема в другом: для работы венчурного рынка нужна критическая масса стартапов. Представьте себе воронку технологического бизнеса. Сверху расположена молодежь, которая хотела бы заниматься инновационным предпринимательством. Есть инвесторы, готовые вложиться в перспективные бизнес-проекты. Однако нам пока не удалось должным образом наладить механизм поддержки стартапов. Необходимо структурировать воронку так, чтобы вниз проходило как можно больше качественных работ.

Министерство инновационного развития располагает достаточными средствами для финансирования стартапов. Но оно адресно не ищет эти проекты, а отбирает лишь те, которые поступили на конкурс. Это могут быть совершенно разные инициативы. На мой взгляд, конкурс стартапов нужно объявлять под реализацию конкретных задач. Например, сказать, что нам нужен дрон, выполняющий разведывательную функцию. Исходя из запроса, заявители предложат свои разработки. Только после этого можно будет начать процесс отбора.

Для начала финансируются 50 проектов по $25 тыс. Это позволит набрать необходимую массу стартапов. Далее отбираются 20 проектов, на их реализацию выделяется по $50 тыс. На третий этап проходят уже 10 проектов по $100 тыс., и далее стоящие проекты перехватят венчурные фонды. Таким образом можно отсеивать лучшие стартапы и продвигать их на мировые рынки.

– Как изменилось стартап-движение Узбекистана за последние годы: можно ли говорить о качественном росте? Какие направления сейчас наиболее востребованы в нашей стране и почему?

– Да, мы постепенно переходим от количества к качеству. Самым популярным направлением среди стартаперов были и остаются цифровые технологии. Это мировой тренд. IТ-индустрия в Узбекистане развивается бурными темпами. Ей уделяется повышенное внимание со стороны государства. Информационными технологиями заражена вся молодежь.

Но при всем этом IT-стартапов у нас не так много, как хотелось бы. Потому что нет национальных школ по созданию и продвижению технологических решений в цифровой сфере. Есть сильные школы по математике, шахматам. Результатом их деятельности являются яркие победы молодых узбекистанцев на международных олимпиадах, мировых первенствах и турнирах.

Точно также необходимо взращивать таланты в области перспективных технологий. Мы опять возвращаемся к вопросу функционирования технологических/экспертных советов и реализации целевых программ.

Посмотрите на Китай. За каких-то 30-40 лет страна научилась делать все сама: от легковых автомобилей до космических кораблей. Как они этого добились? За счет привлечения сначала зарубежных технологий, а затем создания по их образцу собственных ноу-хау.

Важно пробудить в нашей молодежи технологические амбиции. Нам нужны ролевые чемпионы, чтобы люди толпами следовали их примеру, создавали и созидали. Стремились к высоким целям.

В узбекском сегменте стало больше появляться стартапов, предлагающих технологические решения проблем энергетической и продовольственной безопасности. Они предполагают использование цифровых технологий для удовлетворения базовых (потребительских) потребностей населения. В условиях Узбекистана также популярность набирают разработки в аграрном секторе. Создаются бизнес-модели по повышению урожайности сельхозугодий.

– Узбекские стартаперы участвуют не только в отечественных, но и международных программах акселерации. В частности, такие проекты реализуются в масштабе Центрально-Азиатского региона. Есть ли у нас какие-либо преимущества перед соседями?

– Интеграция стран Центральной Азии – неизбежный процесс. Это доказано временем. У нас одни корни, общая история, культура, ценности. Именно это объединяющее начало может заложить фундамент для формирования региональной стартап-экосистемы. Консолидировав усилия, взаимодополняя друг друга, мы сможем с меньшими усилиями осваивать мировые рынки. Отрадно, что такое сближение уже происходит.

К примеру, узбекистанцы участвуют в ежегодном проекте «Стартап чайхана» в Таджикистане. Есть много акселераторов в Казахстане. Из Назарбаев университета к нам приезжали эксперты. Налаживаются связи с кыргызскими коллегами. По линии Программы развития ООН планируем организовать ознакомительный тур для стартаперов из Кыргызстана и Таджикистана в нашу страну.

В рамках председательства Узбекистана в Шанхайской организации сотрудничества впервые инициирован конкурс стартапов Unicorns SCO. Он состоялся летом этого года в Ташкенте. Были отобрано 10 победителей, которые получили грант в размере 10 тысяч долларов. Подобные мероприятия очень важны как с точки зрения повышения стартап-активности молодежи, так и дальнейшей интеграции Узбекистана с рынками соседних государств и регионов.

– Как вам представляется дальнейшая перспектива развития инноваций и стартапов в Узбекистане? Какие риски и возможности нас ожидают?

– Уверен, инновационная сфера в Узбекистане получит дальнейшее развитие. Приоритетом останутся IT-технологии и цифровая экономика. 

Главное, не бояться экспериментировать. Создавать технологические школы, вовлекать все больше молодежи в стартап-индустрию, ставить перед ней амбициозные задачи. Пусть это будет выглядеть смешно или глупо. Предрассудки – наш главный враг. От них нужно избавляться. Если бы IT-парки начали функционировать в Узбекистане не три года, а 10 лет назад, мы бы ушли далеко вперед в этой сфере.

Точно также со стартапами. Предположим, собрать ракету на первый взгляд кажется невероятно трудным делом. Но ведь люди с чего-то начинали и у них получилось. И у нас получится!

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1360
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика