В пограничных конфликтах между Киргизстаном и Таджикистаном, возможно, есть третья сторона. Это показывает разгоревшийся 14 сентября на киргизско-таджикской границе очередной вооруженный инцидент. Военные двух государств стреляли друг в друга, под минометным огнем оказались населенные пункты. Вроде и президенты для них уже не указ.
Этот конфликт, а также обострившаяся в ночь на 13 сентября ситуация на границе Армении и Азербайджана показали, что стрельба на границах из всех видов оружия накануне открытия саммита ШОС – события неслучайные и управляемые.
Стреляют! Виновных нет
Сообщения о боестолкновениях на киргизско-таджикском рубеже сопровождались обоюдными обвинениями сторон в развязывании конфликта. Киргизское пограничное ведомство обвинило таджикских пограничников в нарушении всех договоренностей и занятии боевых позиций на неописанном участке общей границы в районе Булак-Баши Баткенской области. На требование киргизских стражей границы покинуть занятый район и удалиться на свою территорию таджикские военные открыли огонь из стрелкового оружия, поддержанный затем ударами из минометов. Пограничные войска РТ распространили пресс-релиз, в котором предъявили претензии пограничникам погранпоста «Булак-Башы» Баткенского пограничного отряда Киргизии в совершении обстрела пограничной заставы «Кех» Исфаринского пограничного отряда Таджикистана из стрелкового оружия и миномета.
Перестрелка началась в нарушение достигнутой в марте между двумя государствами договоренности о запрете применения пограничниками оружия на границе, кроме случаев, предусмотренных требованиями законодательных актов обеих сторон.
В течение 14 сентября инциденты с применением оружия произошли на пяти участках границы. В результате перестрелок с киргизской стороны ранения получили 6 человек – два военнослужащих и четыре жителя приграничья. В Таджикистане заявили о двух погибших пограничниках и 11 раненых. Среди последних – 6 пограничников и 5 жителей приграничных районов. С обеих сторон имеются разрушения жилищ и других построек. В Киргизии было повреждено 10 строений.
Вечером после переговоров между делегациями Киргизстана и Таджикистана бои затихли, а военнослужащие, как было официально заявлено, стали возвращаться в места постоянной дислокации. Участники переговоров пообещали, что они будут делать все возможное, чтобы подобное больше не повторилось.
15 сентября заместитель председателя Кабинета министров и глава ГКНБ Киргизии Камчибек Ташиев сделал ряд острых заявлений в СМИ. Журналисты узнали, что произошедшее на границе было провокацией со стороны Таджикистана, которая готовилась заранее. В подтверждение ГКНБ КР отметило, что под предлогом обеспечения общественно-политической стабильности в День независимости Таджикистана противоположная сторона осуществляла переброску своих спецподразделений в анклав Ворух, а также осуществила подготовку огневых позиций вблизи условной линии киргизско-таджикской государственной границы.
По словам Ташиева, характерной чертой конфликта 14 сентября стала атака на гражданские объекты и нападение на пограничные заставы бородатых людей в черной одежде без опознавательных знаков. «Напряженность на границе есть, – оценил тогда ситуацию руководитель киргизской спецслужбы. – Бородатые люди в гражданском никуда не исчезли. У них на руках есть оружие. Возможно, они к чему-то готовятся».
Руководство погранвойск Таджикистана на сказанное отреагировало. «Провокационным путем она (киргизская сторона. – Ч.Б.) распространила в кыргызских СМИ новость об использовании бородатых бойцов в черной форме без опознавательных нашивок, что далеко от истины, – говорилось в пресс-релизе ведомства. – Именно кыргызские военнослужащие используют подразделения специального назначения, это доказанный факт».
Подобными сенсационными сообщениями, которые могут послужить основанием для установления истинных виновников трагедии, нынешняя баталия не закончилась.
Слово президента!
В 6.00 16 сентября прогноз главы ГКНБ Киргизии сбылся. Сразу на нескольких участках границы Таджикистана и Киргизстана бои возобновились. Стороны вновь обвинили друг друга в начале конфликта. Погранслужба Киргизии выразила крайнюю озабоченность развитием обстановки на общей госгранице, отметив «участившиеся провокации на государственной границе, активное участие в вооруженных конфликтах лиц, не идентифицированных как военнослужащие пограничных войск Таджикистана, проводящих агитацию и пропаганду идей, направленных на разжигание и нетерпимость к гражданам и военнослужащим Кыргызской Республики».
МЧС Киргизии заявило о начале эвакуации жителей приграничья. Полномочный представитель президента Киргизии в Баткенской области Абдикарим Алимбаев сообщил об идущих переговорах по прекращению огня с губернатором Согдийской области Таджикистана. За разрешение ситуации взялись министр иностранных дел КР Жээнбек Кулубаев и министр иностранных дел РТ Сироджиддин Мухриддин. МИД Киргизии передал таджикской стороне ноту протеста относительно её противоправных и деструктивных действий.
В целях прекращения огня и недопущения эскалации конфликта состоялись телефонные переговоры между главами пограничных ведомств Киргизии и Таджикистана, которые договорились о прекращении огня с 10:00 для проведения встречи. За стол переговоров сели руководители органов безопасности двух стран генерал-лейтенант Камчыбек Ташиев и генерал-полковник Саймумин Ятимов.
Переговоры проходили под свист пуль и взрывы снарядов. Пресс-служба киргизского пограничного ведомства свидетельствовала: по всему периметру границы «идут интенсивные бои столкновения», «ПС ГКНБ КР продолжает отражать военную агрессию РТ».
МИД России призвал противоборствующие стороны принять исчерпывающие меры для устойчивого перевода ситуации в политико-дипломатическое русло, пресечения любых попыток эскалации, а также провокаций третьих сторон. Внешнеполитическое ведомство России подтвердило в очередной раз свою искреннюю готовность к оказанию любого приемлемого для наших партнеров содействия. «Обращаем внимание на наличие в “арсенале”, – сказано в заявлении российского МИД, – широкого набора средств, позволяющих обеспечить благоприятные внешние условия для переговоров и пограничного размежевания». Москва также приветствовала посреднические усилия генерального секретаря ОДКБ, который установил плотные контакты с киргизской и таджикской сторонами для скорейшего восстановления стабильности и недопущения эскалации конфликта.
В Бишкеке тем временем шел митинг, на котором один из митингующих предложил «раздать оружие всем, чтобы защищаться». На 13.00 16 сентября в Баткенскую областную больницу поступил 31 пострадавший. Сообщений о погибших не было. В промежутке с 14:00 до 15:00 поступили сообщения о разрушении от ударов таджикских РСЗО объектов гражданской инфраструктуры Баткена, использовании таджикскими военными мирных граждан в качестве «живого щита», об атаках людей «в неизвестной форме и без опознавательных знаков отличия».
«Таджикистан использует против Кыргызстана все методы гибридной войны, – сообщило ГКНБ Киргизии, – одновременно распространяя в социальных сетях и на информационных ресурсах ложные сведения». В самый разгар страстей СМИ объявили: главы ГКНБ Киргизстана и Таджикистана Камчыбек Ташиев и Саймумин Ятимов договорились о прекращении огня в 16:00. Не тут-то было – стрельба продолжилась!
В этот момент на полях саммита ШОС в Самарканде президент Киргизии Садыр Жапаров и президент Таджикистана Эмомали Рахмон пожали друг другу руки и пообещали дать указания о прекращении огня и отводе войск от линии соприкосновения.
«Президенты – не указ!» – сказал кто-то, не снимая пальца со спускового крючка конфликта. В результате поступило первое сообщение о гибели школьницы и поступления в больницы Баткенской области 55 раненых с осколочными и огнестрельными ранениями.
На этом фоне в медиапространстве появились правозащитники. Движение «Бир Дуйно Кыргызстан» и партнеры сети «Люди, меняющие мир» обратились к международному сообществу, ООН, ОБСЕ, ЕС с просьбой содействовать прекращению военной агрессии со стороны Таджикистана в приграничных зонах Баткенской области.
Поздно вечером ГКНБ Киргизии сделал очередное сенсационное заявление. В нем утверждается, что таджикские военные, напав на пограничные заставы Киргизстана по периметру границы, уничтожают не только инфраструктуру застав, но и объекты социального назначения: школы, детские сады, торговые точки, медпункты, жилые дома. Они, по свидетельству киргизских чекистов, «выкрикивая националистические лозунги, проявляют кощунство и издеваются над телами погибших на посту пограничников КР, осуществляя фото- и видеосъемки в нужном для них ракурсе для дальнейшего использования в пропагандистских целях».
Госкомитет утверждает, что «в рамках своей антикыргызстанской политики, предпринимая попытки исказить факты и преподнести Кыргызстан в качестве агрессора, наверняка будут использовать эти фото- видеосъемки в выгодном для себя свете на региональном и глобальном информационном пространстве».
Вслед за этим активизировались структуры западного мира. В МЧС Киргизстана состоялось заседание координационной группы по принятию мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций в связи с вооруженным конфликтом в Баткенской области. Сопредседатель координационной группы, координатор ООН в Киргизстане Антье Гравен и группа участников международных организаций «выразили готовность оказать всестороннюю помощь пострадавшим гражданам», для чего был составлен специальный план работы. Параллельно с этой новость распространено сообщение об эвакуации из зоны конфликта более 136 тыс. киргизстанцев.
В полночь на лентах новостей появилась информация о телефонном разговоре министра иностранных дел республики Жээнбека Кулубаева с председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Польши Збигневом Рау, а также генеральным секретарем ОБСЕ Хельгой Шмид. Тут же ЕС, Турция и Организация тюркских государств обозначили свои позиции, призвав стороны снизить напряженность и урегулировать конфликт.
Несмотря на все усилия прекратить бойню, утром 17 сентября вооруженные столкновения продолжились. Их не остановили даже новые договоренности президентов двух стран. В Киргизстане объявлено о 121 пострадавшем и 24 погибших.
У Таджикистана по поводу конфликта имеется собственная версия. Республика обвинила своего соседа в распространении фейков и осложнении ситуации на границе.
В геополитической петле
Заметим, что все последние масштабные конфликты на границе Киргизстана и Таджикистана стали происходить накануне важных для Центрально-Азиатского региона политических событий или очередных переговоров по границе. В 2021 году Киргизстан и Узбекистан, казалось бы, готовы были завершить разрешение между собой всех приграничных вопросов, как взоры киргизского руководства были переориентированы на киргизско-таджикскую границу. Апрельский конфликт на киргизско-таджикском рубеже начался в день, когда в Душанбе открылось заседание комитета секретарей советов безопасности ОДКБ. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, председательствовавший на тот момент в Организации, приветствовал участников заседания словами о необходимости укреплять сотрудничество. В этот момент союзники по ОДКБ – Киргизия и Таджикистан – сошлись в смертельной схватке и огнем из своих минометов ударили по провозглашенному сотрудничеству. Это дало повод определенным силам посеять сомнения в общественном сознании в эффективности функционирования ОДКБ.
Нынешний конфликт произошел накануне саммита ШОС в Самарканде. Вооруженное столкновение членов этой организации можно расценить как попытку подорвать крепнущее единство государств, входящих в эту крупнейшую в мире региональную организацию, чья позиция по актуальным темам глобальной и региональной повестки дня отлична от позиции, навязываемой Западом.
В этой ситуации перетекание вооруженного конфликта в медийное пространство, которое в Центрально-Азиатском регионе находится под контролем прозападных медиа, НКО и различных западных информационно-пропагандистских структур, способствует накалу страстей в обществах конфликтующих стран, вовлечению в конфликт третьих государств, международных организаций с возможностью их дискредитации, что успешно вписывается в планы западных стран. То, что их цели далеки от конструктивности, подтвердил на днях Госдеп, назвавший в преддверии ШОС целью США «разъединение экономик» стран Центральной Азии и России.
Агентство Reuters в сообщении от 16 сентября о конфликте на киргизско-таджикской границе акцентировало внимание на наличии союзнических отношений двух стран с Россией. Конкретно в нем говорится следующее: «Президент Кыргызстана Садыр Жапаров и его таджикский коллега Эмомали Рахмон договорились отдать приказ о прекращении огня и выводе войск на встрече в Узбекистане в пятницу, сообщила канцелярия президента Кыргызстана после кровопролитных столкновений между двумя союзниками России». В этих строках скрыто не что иное, как намек на неэффективность ШОС и ненадежность союзнических отношений с Россией.
По мнению киргизского политолога Марса Сариева, «идет большая игра, направленная на сдерживание Китая и ослабление России», а на саммите ШОС в Самарканде начал складываться новый геополитический пасьянс, который не устраивает крупных западных игроков. Отсюда игнорирование договоренностей сторон и заверений лидеров государств о прекращении огня, взывание правозащитников к Западу о помощи.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram