Украина находится в неестественных границах и должна уступить земли, заявил экс-министр иностранных дел и образования Румынии политолог Андрей Марга. «Мы здесь с совершенно особой ситуацией, и я со всей ответственностью к этому отношусь, Украина находится в неестественных границах. Она должна уступить Венгрии Закарпатье, Польше – Галицию, Румынии – Буковину, России – Донбасс и Крым. Это территории других стран», – подчеркнул он.
Марга пояснил свою позицию тем, что Киеву до сих пор так и не удалось построить демократию: в стране запрещены партии, контролируется телевидение, существует олигархия.
Посольство Украины на высказывания бывшего министра отреагировало незамедлительно. «Такие заявления неприемлемы при любых обстоятельствах. Они представляют собой пример вопиющего оскорбления», – заявили представители дипмиссии.
В заявлении также говорится, что Марга пытается поставить под сомнение нерушимость границ Украины, и выражается сожаление в связи с тем, что бывший глава МИД Румынии выступает с заявлениями против базовых принципов международного права, «соблюдение которых является основой безопасности и стабильности на континенте».
Реакция Киева понятна и предсказуема. Но на Маргу накинулись и в родной стране. МИД Румынии осудил слова своего бывшего шефа. В заявлении ведомства говорится, что эти высказывания «находятся в грубом противоречии с официальной позицией Румынии» по отношению к спецоперации России, а также с принципами международного права».
А. Марга не стал отказываться от своих слов, подтвердив приверженность озвученной позиции и указав на то, что они соответствуют исторической правде. «Я всегда готов повторить уже сделанные мною заявления, потому что они выражают самую простую правду. Мои слова соответствуют исторической истине, международному праву и общим интересам, за исключением интересов сегодняшней пропаганды, утверждения которой послезавтра будут считаться уже ошибочными», – подчеркнул он.
На Украине начали давить на то, что, мол, Марга был министром иностранных дел всего четыре месяца и вообще это маргинал какой-то, которого в Румынии никто не знает и не уважает. Между тем политик несколько раз был министром образования и является достаточно известным в стране интеллектуалом. Выпускник Франкфуртского университета и профессор Вестфальского университета в Мюнстере, лауреат престижной Гердеровской премии, специалист по немецкой философии 20 века. Кроме того, Марга является автором множества книг по политологии, политической философии и истории философии. Одним словом, речь идет о человеке, знающем историю и умеющем аргументировать свою позицию.
По взглядам его вряд ли можно причислить к пророссийским, скорее к проевропейским. Однако именно «проевропейскость» в Европе нынче не в моде, ибо идет в разрез с самоубийственной для стран континента политикой противостояния России в угоду «евроатлантическим интересам».
Впрочем, не думаю, что нужно быть экспертом-историком, чтобы знать, что Украина – это искусственное государственное образование, которого до 1918 года вообще не существовало на политической карте, она буквально слеплена из фрагментов, полученных в дар от большевиков.
Если говорить о территории, на которую претендует конкретно Румыния, то речь – о Северной Буковине и Южной Бессарабии.
Северная Буковина когда-то была частью Древней Руси (а не Украины, как сегодня учат в украинских школах), однако после татарского нашествия вошла в состав Молдавского княжества, а в 18 веке – Австро-Венгрии. После окончания Первой мировой некоторое время была бесхозной и присоединилась к УНР, но ненадолго, уже в сентябре 1918 г. была оккупирована Румынией, которая эту территорию, как и Бессарабию, считала своей землей и имела на то определенные исторические обоснования. К Украине была присоединена Сталиным в 1940-м. В 1941-1944 гг. была под румынской оккупацией.
Что касается Южной Бессарабии, или Буджака (юг нынешней Одесской области), то у большей части этой территории была схожая историческая судьба: Россия, потом Румыния, потом снова Россия, после распада империи снова Румыния, возврат в СССР (в состав УССР) в 1940-м, потом снова короткий период румынской оккупации, потом снова часть УССР.
Если вы откроете карту Великой Румынии, то оба этих региона будут там присутствовать, ведь Румыния изначально задумывалась как объединение всех земель, некогда входивших в состав Дунайских княжеств. И их все удалось собрать, кроме Северной Буковины (Украина), Бессарабии (Молдова и Украина) и Южной Добруджи (Болгария).
Официально Румыния претендует только на Бессарабию в границах Молдовы. Вернее, не то чтобы официально, но в высказываниях политиков и через неприкрытое осуществление работы в этом направлении через различные фонды, раздачу паспортов и т. д. В регионах Украины также ведется паспортизация этнических румын, но куда меньшими темпами, и о намерении «вернуть» эти земли серьезные политики (если не считать не стеснявшегося в выражениях, даже будучи президентом, реваншиста Траяна Бэсеску) обычно не говорят.
Надо, безусловно, отметить, что Румыния – сама искусственно созданная страна, появившаяся на карте лишь во второй половине 19 века. Однако она имеет куда больше исторических прав, чем Украина, да и вообще в гораздо большой степени является государством. Состоявшимся государством, чего об Украине не скажешь от слова «совсем».
Конечно, можно всегда отмахнуться и сказать, что тот же Марга – бывший чиновник, его позиция не соответствует официальной позиции МИД и т. п. Но, повторю, Марга – отнюдь не маргинал, а отсутствие официального статуса позволяет ему сказать куда больше, чем действующим чиновникам, многие из которых наверняка разделяют его мнение. Тем более что история не раз показывала, как Румыния в сложной для соседей ситуации «внезапно» вспоминала о своих правах на их территорию. Уверен, откровения Марги тоже едва ли прозвучали, если бы Украина была состоявшимся государством и над ней не висела угроза распада.
Похожие явления можно наблюдать и у других соседей Украины, претендующих на ее территорию. В той же Польше официальные лица тоже будут денно и нощно уверять Киев в поддержке территориальной целостности незалежной. При этом власти будут закрывать глаза на марши националистов под лозунгом «Львов – польский город», на существование НКО, СМИ, чья деятельность открыто нацелена на «реституцию» и «возврат восточных кресов». Кроме того, польские власти будут закрывать глаза и на проявления украинофобии, граничащей с насилием.
Венгрия – вообще отдельная история. Мало того что она на самом высоком уровне отказывается поддерживать Украину, поставлять ей оружие и вводить санкции против России, так она еще и открыто угрожает вводом войск в Закарпатье, населенное этническими венграми. В конце июля глава МИД страны Петр Сийярто заявил, что в случае чрезвычайных происшествий в регионе Будапешт «готов защитить проживающих там венгров любым способом, в том числе силой оружия».
Впрочем, Венгрию можно понять. Ее история отношений с Украиной последних лет давно омрачена закарпатским вопросом – Будапешт не просто активно раздает там паспорта, но и пресекает реакцию Киева, блокируя его евроатлантические устремления до тех пор, пока тот будет продолжать ущемлять интересы проживающих в Закарпатье венгров. А Киев в ответ обвиняет Будапешт в якобы вынашиваемых им планов аннексии.
А вот Румыния, повторю, до сей поры себя особо никак не проявляла и не давала Киеву никаких поводов обвинить себя в вынашивании планов аннексии территории. Притом что румыны составляют примерно 12% населения Северной Буковины, как и венгры в Закарпатье. А в какой-нибудь области Герца, присоединенной в свое время Красной армией «по ошибке», и вовсе свыше 90%.
То, что Румыния «внезапно проснулась», четко свидетельствует о том, что на Западе начинают понимать неизбежность краха украинской государственности и уже готовы смириться с этим. Повторю, в самих Румынии, Польше и Венгрии о намерении забрать «свое» – пусть вполголоса, говорят давно. С самого момента распада СССР, который подарил им шанс на то, что мертворожденное украинское государство просуществует недолго.
Так и получилось: весной 2014-го русскоязычные территории заявили о своих правах на присоединение к России. Пусть не всем это удалось сразу, но уже тогда стало ясно, что процесс отложенного распада Украины запущен. Заявить о своих правах открыто Варшаве, Бухаресту и Будапешту мешало лишь то, что Украина стала рычагом давления на Россию, а впоследствии – оружием против нее, и претензии на территории незалежной были бы восприняты Западом как пособничество Москве.
Однако очевидно, что запрет коллективного Запада на высказывание этих претензий будет действовать исключительно до тех пор, пока не станет ясно, что Украина проигрывает войну и ее государственность уже ничто не спасет. Только тогда три восточноевропейские страны могут получить «отмашку» из Вашингтона и Брюсселя, для которых важно, чтобы Россия не вышла к границам бывшей Украины. Так что не исключено, что Киев его же западные «партнеры» принудят в итоге «поделится» территориями.
В конце июля заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев опубликовал в своем телеграм-канале две карты, на одной из которых Украина показана только с Киевской областью, восточные и южные области (Черниговская, Харьковская, Сумская, Луганская, Донецкая, Запорожская, Днепропетровская, Херсонская, Николаевская, Одесская, Черкасская, Полтавская, Кировоградская) закрашены в цвета России, Винницкая и Черновицкая – Румынии, Ивано-Франковская, Тернопольская, Хмельницкая, Ровненская, Житомирская, Волынская, Львовская – Польши, Закарпатская – соответственно, Венгрии. При этом, по словам Медведева, так считают «западные аналитики».
Несмотря на то, что Д. Медведев не конкретизировал, о ком именно речь, едва ли стоит сомневаться, что именно так или примерно так на Западе уже видят будущее этих территорий. В том, что Польша, Румыния и Венгрия получат «свое», уже нет сомнений, как и в том, что Россия восстановит историческую справедливость, вернув исконно русские территории. Вопрос в том, где будет проходить новая граница России и НАТО: пройдет ли она через Хмельницкую область по линии Винница–Житомир, или же Запад не захочет пустить Россию дальше Киева.
Думаю, после решения Кремля признать референдумы в республиках и бывших областях Украины и объявления в РФ частичной мобилизации на Западе сигнал поняли и снова достали географические карты.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram