
Многолетнее согласование «дорожных карт» интеграции России и Белоруссии в формате Союзного государства получило практический выход в союзных программах. По мере санкционного давления Запада на Москву и Минск импульс был придан реализации старых идей и новых проектов.
Ключевым направлением российско-белорусского сотрудничества в союзном формате и вне такового является замещение импорта. Об этом чиновники Белоруссии и России говорят постоянно, на разных площадках и в последнее время особенно часто.
Минск начал движение в направлении импортозамещения раньше, наработав разный опыт. Пресловутая «белорусская модель» («рыночный социализм») идеализирует автаркию и стремится к максимизации прибыли. Отсюда – перманентная борьба с «необоснованным посредничеством», «необоснованным импортом» и такими же запретами на импорт.
Москва вынужденно стала на путь замещения импорта и пока что не закрыла двери для инвесторов. В них российские либералы небезосновательно видели носителей передового – от технологий производства до продаж. С ними, а не с отсталыми постсоветскими субъектами хозяйствования предпочитали кооперацию российские партнёры. Всё бурно развивалось ко взаимному удовольствию потребителей и производителей, пока западные политики не сделали то, в чём так любили обвинять советский госплан. Долго ещё их руки будут наглядно иллюстрировать несостоятельность либеральных концептов вроде «невидимой руки рынка».
Россия настолько активно втянулась в международную кооперацию, что объявленная ей санкционная война стала для многих отраслей шоком. Очень быстро выяснилось, что не всё можно купить в Китае, который формально в западных санкциях не участвует. Взоры чиновников и директората предсказуемо обратились в сторону Белоруссии.
Очередное обсуждение проектов замещения импорта состоялось 19 сентября в Минске. Выступая перед российской делегацией (замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Ученов и другие), зампред белорусского Совмина Пётр Пархомчик сообщил о «прагматичном решении всех вопросов» с правительством России в интересах белорусских промышленников.
В частности, он указал на долгосрочную («более пяти лет») программу сотрудничества с российским КАМАЗом. А. Ученов и другие участники переговоров узнали от П. Пархомчика, что в этой программе «задействована большая группа предприятий, в первую очередь МАЗ и КАМАЗ». Они сотрудничают в унификации производства грузового и пассажирского транспорта. Например, белорусское госпредприятие «Горизонт», известное в СССР своими телевизорами (теперь собирает китайскую бытовую технику), уже начало изготавливать панели для Камского автозавода. «Очень правильный подход и в том, что нашли место в данной кооперации предприятия Минского подшипникового завода, холдинга БелОМО, холдинга БМК, ну и ряда других предприятий», - сообщил Пархомчик во время переговоров с российской делегацией.
Вице-премьер РБ также отметил конструктивную реакцию российской стороны на инвестиционные проекты, которые были направлены белорусской стороной для обсуждения. «Очень важно, наверное, то, что практически все 14 проектов получили подтверждение и заинтересованность со стороны Российской Федерации, – отметил он. – По состоянию на сегодняшний день 8 проектов согласованы, находятся в «Банке развития» для открытия финансирования. Очень важно, что во всех этих восьми проектах есть очень большой интерес как стороны Республики Беларусь, так и стороны Российской Федерации».
Упомянутая в ходе переговоров программа сотрудничества Минского и Камского автозаводов – это один из пяти пилотных интеграционных проектов в промышленности, которые почти 10 лет назад заявило правительство Белоруссии. Для создания холдинга «РОСБЕЛАВТО» даже была проведена оценка активов Минского автозавода, которой Александр Лукашенко остался тогда недоволен. По его мнению, МАЗ недооценили, как и другие построенные при СССР предприятия БССР. На автомобильный холдинг он наложил вето. Не состоялись и другие заявленные проекты российской-белорусских слияний.
Пархомчик неспроста упомянул государственный «Банк развития Республики Беларусь». В этот банк правительство России перечислит $ 1,3 млрд, которые «освоят» белорусские государственные и аффилированные с белорусским правительством предприятия, в частности производитель спецтехники АМКОДОР.
Ранее, 1 сентября, о выделении Россией денег на «импортозамещающие» проекты сообщил А. Лукашенко. В частности, он сказал: «У нас будет множество проектов с РФ. Начиная с военно-стратегических и заканчивая земными. Совместные проекты по импортозамещению огромные. Сейчас под 2 миллиарда долларов Россия выделяет нам на эти совместные проекты».
До этого 27 июня президент Белоруссии рассказывал губернатору Самарской области Дмитрию Азарову о $1,5 млрд, «на Беларусь выделенных из ресурсов России» под 15 программ замещения импорта. При этом белорусский лидер уточнил: «Вот, 10 проектов - это то, что России нужно. А пять проектов - это могут товары пойти куда-то на внешние рынки из Беларуси».
Ещё ранее, 9 июня, на переговорах с губернатором Курской области Романом Старовойтом А. Лукашенко назвал ту же сумму и то же целевое назначение. Сославшись на принятое совместно с Владимиром Путиным решение, он уточнил: «Россияне выделяют около полутора миллиардов долларов на эти программы только на территории Беларуси. Мы понимаем, что без импортозамещения, особенно по критическим отраслям, так называемому критическому импорту, нам будет очень сложно развиваться».
Были и другие заявления на эту тему. Сумма российских денег, выделенных именно белорусским предприятиям под проекты замещения импорта, варьировалась в диапазоне $1,3-2 млрд. Количество проектов («программ») тоже варьируется и, вероятно, под «программами» понимаются те самые проекты, которые обсуждают чиновники правительств России и Белоруссии. Что не ясно до сих пор, как и в ситуации с союзными «дорожными картами», так это наполнение, исполнители, сроки, ответственность и практический выход.
Благодаря встрече Пархомчика с Ученовым содержание одного из проектов более или менее прояснилось. Совмин Белоруссии устами вице-премьера заверил, что в сентябре по всем проектам будет оформлено согласование. Пресса сразу же напомнила, что ещё «в конце августа премьер-министры России и Белоруссии Михаил Мишустин и Роман Головченко финализировали договоренности о реализации импортозамещающих проектов на $1,5 млрд».
Зачем создавать интригу вокруг остальных и сколько их на самом деле, – вопрос, по поводу которого никто не может дать внятных объяснений. Официальный Минск неоднократно заявлял, что не участвует в российской специальной военной операции на Украине и не планирует этого делать. Выступая 22 сентября на заседании Совбеза ООН по украинской проблеме, глава МИД Белоруссии Владимир Макей со ссылкой на экспертов ОБСЕ подчеркнул, что «Беларусь не является участником международного вооруженного конфликта».
Поэтому в ситуации с проектами сотрудничества России и Белоруссии в промышленной сфере туман напущен, видимо, не из-за опасений санкций. Наверное, из-за опасений чиновников, не придется ли отвечать на неудобные вопросы из-за неисполнения заявленного в рамках неопределённого количества проектов с неопределённым финансированием, в неопределённые сроки и с неопределённой ответственностью. Как бы не получилось так, как с «РОСБЕЛАВТО».
После переговоров в Минске председатель белорусского Совмина направился с визитами в российские регионы. На переговорах 20 сентября с Радием Хабировым в Башкирии Роман Головченко обсуждал вопросы производственной кооперации и представлял на открытии дилерского центра МАЗ белорусские автомобили как «полностью импортозамещенные». О замещении импорта Головченко говорил и 21 сентября на церемонии закладки сборочного производства белорусских машин марки «АМКОДОР» в Башкирии.
В тот же день Р. Головченко отправился с трёхдневным визитом в Татарию, где его принял Рустам Минниханов. Для белорусской общественности премьер сообщил: «Тема импортозамещения очень кстати. Мы, например, даже проводя переговоры с КАМАЗом, крупнейшим российским производителем, видим, что именно белорусская промышленность явилась тем спасательным жилетом (выделено нами. – Ред.), который позволил КАМАЗу сохранять высокие объемы производства с точки зрения поставки комплектующих изделий белорусского производства».
Р. Головченко сообщил о формировании межгосударственного станкостроительного кластера. По итогам визита в Башкирию и Татарию пресс-служба Совмина Белоруссии сообщила о возвращении делегации с контрактами на сумму около 4,5 млрд рублей.
Ветер дует в паруса промышленной кооперации России и Белоруссии. Предприятия пока ещё недостроенного Союзного государства являются естественными партнёрами. Будучи в недалёком прошлом частями единого народнохозяйственного комплекса СССР, они дополняют возможности друг друга и усиливают совокупный потенциал. Западные санкции в этой истории стали стимулом и наглядной иллюстрацией народной сентенции о том, как «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram