В Латвии 1 октября состоялись выборы очередного сейма (парламента) страны. Согласно результатам проведённого в сентябре исследовательским центром SKDS опроса, большинство, или 66% опрошенных жителей страны, считали, что было бы лучше, если бы к власти пришли совершенно новые люди. Так в итоге и получилось. Только 32% действующих депутатов оказались избраны в следующий сейм, а на две трети парламент будет состоять из новых депутатов.
Но для страны это ровным счетом ничего не меняет, поскольку в ближайшие четыре года развитие Латвийского государства будут определять политические партии, которые активно поддерживают ранее сформированную государственную идеологию, основу которой составляют русофобия и неонацизм.
Согласно данным на сайте Центральной избирательной комиссии, в новом парламенте будут представлены следующие политические партии: "Новое Единство" - 23 мандата, Союз зеленых и крестьян (СЗК) - 16, Объединенный список и Национальное объединение (НО) - по 13, Stabilitātei! и "Прогрессивные" - по 10, а "Латвия на первом месте" - девять мандатов.
Демократически, антирусофобски и антинацистски ориентированная часть русскоязычного населения большие надежды на этих выборах возлагала на партию «Русский союз Латвии» (РСЛ) во главе с многолетним депутатом Европейского парламента Татьяной Жданок и депутатом Рижской думы Мирославом Митрофановым.
Нужно признать, что проведённая РСЛ нынешняя предвыборная кампания, в отличие от прошлых выборов, на этот раз была организована очень хорошо. РСЛ в последние два года, в том числе и в период пандемии, которая существенно ограничила всякую деятельность, смогла значительно нарастить свои ряды, провела внутреннюю реорганизацию, приняла новую программу. В партии появились новые региональные лидеры.
Партия самым активным образом заявляла о себе на протяжении как минимум последних двух лет. Это позволило фактически без остановки не столько начать, сколько продолжить избирательную кампанию во всех регионах страны в августе и сентябре. Состоялись многочисленные выступления лидеров избирательных списков на телевидении. Была партийная реклама на радио и в газетах. Активисты РСЛ разнесли предвыборные листовки по почтовым ящикам буквально во всех городах и посёлках. Русскоязычный «Фейсбук» был буквально монополизирован РСЛ. И тем не менее партия набрала лишь 32704 голосов, или всего 3,62% от общего числа избирателей. Для сравнения отметим, что на выборах 13-го сейма в 2018 году РСЛ получил 27014 голосов (3,20%), а в выборах 12-го сейма в 2014 году партия вообще не участвовала.
Почему РСЛ никак не удаётся преодолеть пятипроцентный барьер?
Причин тому много. Можно, конечно, говорить о том, что в условиях накала антироссийской истерии и официальной государственной русофобии у партии был закрыт счёт в латвийском банке и партия не смогла использовать на свою предвыборную кампанию выделенные ей государством финансовые средства. Можно говорить и о неуёмном стремлении представленных в сейме ультраправых политических партий закрыть РСЛ, то есть о постоянном давлении на партию со стороны государства. В качестве другой причины можно назвать скандальный уход из партии одного из её многолетних лидеров Якова Плинера и начало им, что уж совсем было неожиданно, активной информационной кампании, направленной против партии.
Ещё одной причиной могла стать крайне робкая позиция РСЛ по вопросу уничтожения советского воинского мемориального наследия в Латвии и, главное, сноса памятника Освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских захватчиков в столице страны. Наконец, в ходе встреч с избирателями довелось услышать и о такой причине, как недоверие к отдельным лидерам, поставленным во главу региональных списков.
Вне всякого сомнения, все эти причины в той или иной степени и так или иначе отразились на итогах избирательной кампании партии. Но, на мой взгляд, все упомянутые причины не являются главными. Главные же причины совсем другие и о них ранее также уже говорилось неоднократно.
Назовём эти причины ещё раз
Первая причина – согласие партии с итогами выборов, проводимых в условиях отсутствия всеобщего избирательного права, притом что различные европейские институции неоднократно отмечали, что сохранение в Латвии института массового безгражданства привело к формированию "долговременного дефицита демократии".
Хотя в программе партии записано, что партия считает важнейшей задачей ликвидацию массового безгражданства, а на первом этапе – допуск неграждан к участию в местных выборах, лично я не помню случая, чтобы партия хотя бы раз подавала официальный протест на проведение выборов, права участвовать в которых были лишены так называемые "неграждане". Причем, включая и местные выборы, о допуске неграждан к которым неоднократно говорилось в рекомендациях Латвийскому государству со стороны различных европейских институций. В результате после каждых выборов, как местных, так и в национальный или Европейский парламенты, складывалась парадоксальная ситуация, когда партия, одной из главных своих задач считающая ликвидацию массового безгражданства, фактически признавала демократическими выборы, права участвовать в которых были лишены сотни тысяч постоянных жителей страны.
Вторая причина – выдвижение в 2012 году на первый план задачи проведения референдума за придание русскому языку статуса второго государственного, вместо того чтобы все силы направить на проведение референдума по вопросу ликвидации массового безгражданства, который в то время готовы были поддержать в том числе и многие латыши.
Уже накануне референдума 2012 года многие эксперты и общественники говорили, что этот референдум не только не позволит добиться поставленной цели, но, напротив, обрушит ту хрупкую внутриполитическую стабильность, которая сложилась в Латвии после массовых демонстраций в защиту образования на русском языке, которые проходили в стране в 1988-2004 гг., и приведёт к резкому усилению политического влияния существующих в Латвии ультраправых, расистских политических сил, выступающих за пересмотр итогов Второй мировой войны в пользу гитлеровской Германии и за окончательное решение так называемого "русского вопроса", то есть за уничтожение русской школы и максимальное сокращение численности русскоязычного населения.
К сожалению, именно так всё и случилось. Засилье в 13-м сейме ультраправых, расистских политических сил, которые и добились окончательного уничтожения русской школы Латвии и сноса памятников воинам Красной армии, освобождавшим Латвию от немецко-фашистской оккупации, а сегодня уже и совершенно очевидное такое же засилье этих ультраправых, расистских политических сил и в 14-м сейме – всё это итог слома той хрупкой внутриполитической стабильности в стране, который наступил после проведения языкового референдума 2012 года.
В очередной раз нужно отметить, что проведение в 2012 году в первую очередь референдума по вопросу ликвидации массового безгражданства, который были готовы поддержать в том числе и многие латыши, позволил бы не только решить многолетнюю и глубоко несправедливую проблему массового безгражданства, но и значительно бы укрепил демократические основы Латвийского государства. К сожалению, этого не случилось, и массовое безгражданство сохраняется до наших дней, а демократия продолжает стремительно деградировать.
Третья причина – смена в 2014 году названия партии с "За права человека в единой Латвии - ЗаПЧЕЛ" на "Русский союз Латвии".
Первоначальное название партии – "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) достаточно полно и хорошо характеризовало основные задачи и цели партии. И, что очень важно, позволяло объединять людей многих национальностей, расширяя в том числе и электоральную поддержку партии на выборах.
Когда в 2014 году решался вопрос о смене названия партии, автор этих строк выступал категорически против. Как и в случае с языковым референдумом 2012 года, уже тогда было понятно, что смена названия партии неизбежно приведёт к сужению её электоральной поддержки, оттолкнув от партии многих представителей других национальностей.
В 2022 году новое название партии, в условиях резко усилившейся антироссийской пропаганды и русофобии, ещё больше сузило электоральные возможности «Русского союза Латвии», поскольку в официальной антироссийской пропаганде Латвийского государства РСЛ теперь открыто и агрессивно связывался с поддержкой антизападной политики России. Неизбежным следствием этого стало то, что очень многие жители страны стали с опасением смотреть на деятельность «Русского союза Латвии». Иными словами, часть населения Латвии стала рассматривать партию РСЛ как антигосударственную политическую организацию.
Об утрате веры в возможность перемен
Совокупность этих трёх главных причин привела, на мой взгляд, к такому явлению, как сужение или же вообще утрата веры русскоязычного в первую очередь населения Латвии в то, что в этом государстве можно добиться хоть каких-то перемен в пользу демократии.
Не случайно целый ряд видных активистов «Русского мира Латвии», граждан Латвийской Республики, которые на протяжении многих лет проводили крупные форумы, направленные на пропаганду местной русской культуры, уже весной и летом 2022 года приступили к решению вопросов, связанных с переселением в Россию. Очень многие русскоязычные жители сегодня осознают, что ничего хорошего в этой стране их не ждёт, и не только экономическая, но и правовая ситуация в дальнейшем будет только ухудшаться.
Люди понимают, что в истории межнациональных отношений в Латвии уже было всё: и Лиепайский концлагерь с Калнциемской каторгой при режиме Карлиса Ульманиса в 1930 гг., и добровольно-принудительная и практически поголовная репатриация немецкой общины в 1939-1940 гг., и физическое уничтожение большей части еврейской общины в период немецко-фашистской оккупации Латвии в 1941-1944 гг., и участие латвийских нацистских коллаборационистов в боевых действиях и карательных акциях на территории России, Белоруссии, Украины и Польши.
Именно поэтому выступление нынешнего президента Эгилса Левитса на латвийском радио 24 августа, когда он заявил, что часть русскоязычного населения остаётся нелояльной к Латвийскому государству и по этой причине её нужно изолировать от остального общества, все русскоязычные жители страны восприняли очень серьёзно и не просто с тревогой, а как грозное предупреждение о готовящихся массовых репрессиях против национальных меньшинств.
Завершение эры "Согласия"
Сенсацией, хотя, скажу прямо, и давно ожидавшейся по причине многочисленных скандалов, окутавших партию "Согласие" в последние годы, стал её провал на этих парламентских выборах. Лидер всех рейтингов, начиная с 2009 года, когда Нил Ушаков был избран мэром Риги, социал-демократическая партия "Согласие", всегда имевшая мощную поддержку русскоязычного населения, на этот раз не смогла преодолеть даже пятипроцентный барьер для попадания в латвийский парламент, получив всего 43170 (4,78%) голосов избирателей.
Эра "Согласия" как парламентской партии отныне практически завершена. Это очевидный факт. Провал "Согласия" на выборах убедительно продемонстрировал, что политика постоянного соглашательства с власть имущими, а, по сути, отказ от защиты коренных интересов русскоязычного населения, отказ от защиты символов антинацистской исторической памяти неизбежно ведёт к вырождению партии, утрате электоральной поддержки и политическому краху.
Какие выводы можно сделать из результатов состоявшихся 1 октября невсеобщих выборов в парламент Латвийской Республики?
Первый вывод. Победу в очередной раз одержали ультраправые политические партии, которые придерживаются курса на полный разрыв всех отношений с Россией, включая отношения в экономике, культуре, образовании и науке, и, напротив, выступают за сохранение и укрепление отношений с США и НАТО.
Второй вывод. Итоги выборов свидетельствуют о том, что курс правящей коалиции на уничтожение символов антинацистской исторической памяти и историческую и культурную реабилитацию Латышского добровольческого легиона Ваффен СС сегодня одобряет подавляющая часть латышского электората страны.
Третий вывод. Итоги выборов свидетельствуют также о том, что курс правящей коалиции на окончательное уничтожение исторически традиционной для Латвии школы с русским языком обучения сегодня также одобряет подавляющая часть латышского электората.
Иными словами, сегодня можно утверждать, что продолжавшаяся на протяжении более 30 лет, фактически с 4 мая 1990 года, когда была принята Декларация о восстановлении независимости Латвийской Республики, реализация политического курса на строительство недемократического государства, или так называемой "латышской Латвии", а также курса на пересмотр итогов Второй мировой войны в пользу гитлеровской Германии, включая уничтожение символов антинацистской исторической памяти и обеление идеологии и практики нацизма и фашизма, привела к тому, что сегодня итоги этого строительства разделяет и поддерживает подавляющая часть латышского электората. Увы, Латвия сегодня - это не только государство с этнократическим режимом власти, но и государство с неонацистской идеологией, основу которой составляют нацизм и русофобия.
Итоги выборов также свидетельствуют о том, что русскоязычный электорат (а это 37% населения страны), не обеспечив себе своего представительства в парламенте, если не окончательно, то на очень долгое время будет дезорганизован и деморализован.
Избрание в парламент отдельных русскоязычных представителей, накануне выборов публично одобрявших основные положения ультраправой идеологии Латвийского государства, свидетельствует лишь о том, что и среди русскоязычных, к сожалению, были и есть свои "власовцы".
Впереди у Латвии тёмные времена. С полной уверенностью можно утверждать, что курс на окончательное подавление прав национальных меньшинств, а также на обеление нацистского коллаборационизма в период немецко-фашистской оккупации Латвии в 1941-1944 гг. будет не просто продолжен, а получит дальнейшее развитие.
Встреча с миссией ОБСЕ
20 сентября с. г. автор этих строк принял участие во встрече с миссией ОБСЕ, которая прибыла в Латвию для наблюдения за выборами в парламент. В ходе этой встречи делегации ОБСЕ были переданы два Обращения «Русской общины Латвии» в адрес специального докладчика комитета ООН по правам человека, в последнем из которых (от 17 сентября) говорится, что парламентские выборы 1 октября вновь не будут всеобщими, поскольку пройдут в условиях сохранения отмеченного ПАСЕ в 2002 году и ОБСЕ в 2006 году "долговременного дефицита демократии" из-за сохранения в Латвии института массового безгражданства.
Миссии ОБСЕ был передан также трёхтомник автора "Латвия: 1988-2015. Триумф радикальных националистов" (на англ. яз.).
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram