Иностранные перевозчики в России: половинчатость эмбарго очевидна - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 15.01.2025 |

Иностранные перевозчики в России: половинчатость эмбарго очевидна

В России на днях введен запрет на автоперевозки грузов компаниями, зарегистрированными в странах, которые ввели транспортные и общеэкономические ограничения против России. В этом перечне 4 позиции: страны-участницы Евросоюза, Великобритания, Норвегия, Украина. Решение направлено, прежде всего, на повышение конкурентоспособности российских грузоперевозчиков. А также является контрсанкцонной мерой в связи с санкциями Запада (с марта-апреля с. г.) в отношении российской транспортной системы, в том числе портов и автоперевозчиков РФ.

Означенное эмбарго распространяется и на международный грузовой транзит, осуществляемый теми же иностранными компаниями. Но введенный запрет – временный: пока он будет действовать до 31 декабря с. г. включительно. В этот период, по данным Минтранса РФ, доставка грузов из обозначенных государств «будет происходить с помощью перегрузки товаров на российские и белорусские фуры». Соответственно, перегрузка будет осуществляться в приграничных с зарубежьем районах Ленинградской, Псковской, Мурманской областей, Карелии, а также в Санкт-Петербурге.

Но применительно к Калининградской области РФ упомянутое перевозочное эмбарго предписано не в полной мере. В связи с «окруженностью» её территории странами-членами ЕС. И скорее всего, еще и потому, что Литва, несмотря на недавнее урегулирование основных вопросов по транзитному сообщению этой области с остальной территорией РФ, всё равно применяет периодические ограничения на этот транзит.

Впрочем, некоторые эксперты полагают, что «послабления» по иностранным перевозчикам для Калининградского региона могут быть допущены и с тем, чтобы не закрывать дверь для международного грузового транзита через этот регион. Точнее, между Германией и Польшей, с одной стороны, и странами Балтии и Финляндии – с другой. Эти перевозки осуществлялись не одно десятилетие. Да, их объем весомо сократился после 2014 года, но и в сокращенным объеме они всё равно осуществлялись через Калининградский эксклав РФ до марта с. г.

Послабления для того же региона наверняка связаны и с недавними договоренностями Казахстана со странами Балтии об увеличении взаимных и транзитных грузовых перевозок – с более активным использованием портов Эстонии, Латвии и Литвы. То же направление внешнеторговых перевозок развивает и Узбекистан. Поэтому менее жесткие условия для иноперевозчиков в Калининградской области нацелены, похоже, и на то, чтобы казахстанские и узбекистанские экспортно-импортные грузы (как и евроазиатский транзит через Казахстан и Узбекистан) по-прежнему обслуживались калининградскими портами.

Если же говорить в более широком контексте, упомянутый запрет на иноперевозки компаниями подсанкционных стран содержит также ряд других нюансов. Так, по данным Минтранса РФ, грузовой автотранспорт этих стран по-прежнему сможет перевозить товары по территории России до пункта назначения, если их потребительские свойства могут быть утрачены во время перегрузки (или перецепки полуприцепа). Это касается в том числе скоропортящихся продуктов, товаров фармацевтической, медицинской промышленности, ряда товаров бытового назначения.

Такой подход, с одной стороны, вписывается в действующую программу параллельного импорта. Но с другой – может способствовать увеличению импорта этих видов продукции, в том числе из подсанкционных стран посредством реэкспорта подсанкционной продукции через государства ЕАЭС и дружественные страны. Тем более что большинство категорий «скорпортов» и многие виды товаров фармацевтики/химпрома перевозятся (должны перевозиться) высокой скоростью и без перегрузок.

То, что упомянутый подход поспособствует росту импорта (в том числе реэкспортного), подтверждается предложением российской стороны, адресованным в начале сентября ЕЭК, о продлении до 31 марта 2023 г. ввозных нулевых пошлин, введенных весной с. г. по 30 сентября, на импорт в ЕАЭС широкого товарного ассортимента. Предлагается «продлить срок действия мер таможенно-тарифного регулирования в отношении отдельных видов продукции легкой, пищевой, фармацевтической, медицинской, химической, целлюлозно-бумажной, текстильной, металлургической и иных отраслей».

Многие виды продукции уже получили «новое» обнуление по 31 марта 2023-го решениями ЕЭК от 23-28 сентября. Это сырье для фармацевтической и химической продукции, отдельные изделия из целлюлозы, сырье из шерсти, хлопка и льна, химических нитей. В данном реестре содержатся также вакцины для людей, другие лекарственные средства, ветеринарные препараты, медицинское оборудование, семена овощных культур, рыбий жир, фруктоза, сырье для производства безалкогольных напитков.

Не уточнено также, включены ли в запрет зарубежные территории стран ЕС, Великобритании и Норвегии, в отношении которых эмбарго введено. Имеются в виду, например, 10 зарубежных территорий Великобритании (Бермудские острова, карибские о-ва Монтсеррат, Каймановые, Теркс и Кайкос) и три южнокарибские автономии Нидерландов. Эти территории – весьма знаковые центры общемирового реэкспорта и офшорного бизнеса. Причем имеется информация, что они с 2014 года участвуют в «обходящих» санкции реэкспортных операциях между Западом и РФ. Участвует в тех же операциях ряд заморских регионов Франции, а также Фарерских островов и Гренландии, автономных от Дании (а Дания с Францией, напомним, – члены ЕС).

Характерно в этой связи, что именно все зарубежные территории не только стран ЕС, Великобритании и Норвегии, но и участвующих в санкциях США, Австралии и Новой Зеландии обозначаются в таможенном реестре РФ/ЕАЭС как отдельные торговые партнеры.

       

По непонятным причинам вне эмбарго остались и не участвующие в ЕС Исландия, Швейцария, Лихтенштейн, Албания и Северная Македония, которые ввели жесткие антироссийские санкции.

Как видно, полное прекращение транспортно-экономических связей между РФ и странами Запада едва ли планируется обеими сторонами. Плюс к тому внешнеторговые перевозки Евросоюза, Великобритании и Норвегии с большинством стран ЕАЭС и всего СНГ возможны только через Россию и по российско-белорусским магистралям. А эти страны ближнего зарубежья по-прежнему стоят вне санкционной «дуэли» РФ – Запад.

В то же время половинчатость ограничительных мер, введенных Россией в отношении автоперевозок грузов компаниями, зарегистрированными в странах, которые ввели против РФ санкции, чревато нанесением ей известного экономического ущерба.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2272
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика